О чем бы я спросил... Пушкина, Наполеона, Сократа

Знаете, что бы я спросил у Пушкина? У любого из великих? Я спросил бы, как он себя чувствует? Не больше. Не меньше. Я бы не стал интересоваться его делами, успехами, планами и тем, как у него здорово вышло зарифмовать четвертую строфу и стать символом почитания. Я бы просто спросил, как он себя чувствует?

Жить с распахнутой душой трудно и требует немалого мужества. Явить себя всему миру большая жертвенность и не меньшая благость. В которой можно приобрести либо силу созидания и вместе с тем счастье, либо горечь. Всеразрушающую горечь бытия.

Но ты никогда не узнаешь об истинном приобретении, не спросив человека, как он себя чувствует. Ведь только это важно здесь и сейчас. Тогда и потом. Важно всегда.
Чувство сопричастности. Все мы слышали о нем. И знаем насколько оно ценно для каждого. И вот в чём парадокс, чем выше почитание человека, тем сильнее его потребность в этом простом вопросе: как ты себя чувствуешь? И тем реже мы способны задать его. Нам будто бы неловко. Сквозь призму эгоизма мы не видим души ближнего. Ближнего, но, в сущности, так далеко стоящего от нас.

Вот поэтому, у каждого из великих, я бы спросил именно это. Потому что важно не само дело, а мысль, заложенная в него. Чувство, которым пропитан каждый шаг и вдох. Отражение своего действия в глазах внешнего мира. Мысль, определяющая все. Нас самих. Нашу жизнь. Она созидательна и разрушительна в равной мере. И именно поэтому важно понять образ мысли человека, а не внешний образ. Именно поэтому важно каждый день спрашивать о чувстве, а не об успехе. Именно поэтому важно ценить, в первую очередь стремление человека, а не его итог.


Рецензии