Профориентация школьников

Профориентация рассматривает вопрос о выборе будущей профессии подростков ещё не имеющими опыта работы.
При выборе профессии очень важно соответствие между психическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Несомненно, интересы, способности, опыт и личностные качества подростка в первую очередь должны учитываться при выборе будущей профессии. Если подростку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы.. если он любит технику - интерес к ней будет поддерживаться его в его деятельности инженера или физика.
Во-вторых любая профессия требует , что у человека присутствовали " профессионально-важные" способности.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностными качествами подростка, приобретенными им в социо-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения(Б.Мещеряков,В.Зинченко).
Для педагога-психолога на первом этапе важна триада:
* 1. Стандартизированное психологическое тестирование с целью профессионального самоопределения с оценкой компетенции подростка.
* 2. Экспертные методы профессиональных возможностей подростка (экспертиза).
* 3. Реальные результаты деятельности подростка (портфолио).
На втором этапе важно:
* Направленное развитие интересов, способностей и личных особенностей для будущей профессии.
* Учет ситуаций на рынке труда и прогнозирование будущего рынка труда.
* Наставничество (психолог, социолог, тьютор).
И в третьих - учет профессиональной идентификации подростка и ситуативных факторов в жизни подростка.

Осознание человеком своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний, является своего рода эпицентром его жизненного цикла. Философы и психологи эмпирически разрабатывали это формирование "Образа -Я" и социальной принадлежности в рамках социальных ролей в середине 17 века Локком как осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени и пространстве.  Спустя два века У.Джеймс высказал представление о последовательности и непротиворечивости личности, Э.Эриксон ввел понятие идентичности [идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый)] в работе "Детство и общество". Понятие идентичности, согласно Эриксрну , включает в себя осознание собственной временной протяженности, обеспечивающей преемственность всех аспектов собственного "Я" в прошлом, настоящем и будущем; ощущение глубокого функционального единства, уникальности и неповторимости собственной личности, обуславливающее чувство непрерывной самоотверженности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания (Э.Эриксон,1996а).
Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Наиболее удачное дополнение к теоретическим разработкам идентичности Э.Эриксона стала концепция статусов идентичности Д.Марсиа(Marcia J.E.1966).
Марсиа определяет идентичность как "эго-структуру, внутреннюю самопорождающуюся, динамическую организацию потребностей, возможностей, убеждений и индивидуальной истории".
Дж. Марсиа считает, что идентичность проявляет себя через «паттерны решения проблем», решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности.
Он, опираясь на работы Эриксона, отмечает два принципиальных момента, характеризующих период юности. Во-первых, наличие периода переосмысления, пересмотра различных ролей и жизненных планов и назвал этот период решений кризисом, тем периодом, когда индивид осуществляет активный выбор среди значимых для него альтернатив.
Во-вторых условие достижение идентичности осуществляется в таких важных сферах жизни, как профессия и идеология, с учетом склонности самой личности.
Он полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса.
Дж.Марсия описал четыре статуса (состояния идентичности).
 
* Размытая идентичность (диффузная идентичность) - данное состояние характерно для людей, которые не имеют прочных целей. ценностей, убеждений, при этом они и не пытаются их сформировать. Состояние кризиса они не переживали, варианты своего развития не исследовали. Подросток исследует себя: Кто я? Каковы мои цели? Подходит ли это мне?
* Преждевременная идентичность - этот статус идентичности характеризуется тем, что человек формально совершает выбор целей, ценностей, но у него отсутствует внутреннее убеждение в правильности данного выбора, потому что этот выбор сделан не самим человеком, а его окружением. Подросток ведет следующий внутренний диалог: Я пока ничего не знаю во что мне верить. Я не беспокоюсь о моих убеждениях, ценностях и возможностях заранее, я все решу тогда когда это потребуется. Я ещё молод и буду пробовать всё что мне предлагают другие. Я открыт для разных идей и экспериментов.
* Мораторий - относится к человеку, который находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя  и исследуя различные альтернативные варианты. Как правило, люди от моратория переходят к достигнутой идентичности. Подросток затягивает свое решение в выборе намеченного, много думает, чтобы понять себя и предлагаемые советы окружающих. Мораторий характеризуется тревожностью, нерешительностью в окончательном выборе намеченного.
* Достигнутая идентичность - этим статусом обладает человек, который прошел через кризис, сформировал некоторую совокупность знаний о себе, о своих ценностях и о своих убеждениях. К этим выборам относится профессиональные цели, идеологические и религиозные убеждения.
Достигнутая идентичность готовит базу для удачного прохождения следующего жизненного кризиса - интимность или изоляция.
Схематично:
Статусы идентичности:
Размытая > Преждевременная > Диффузная > Мораторий > Достигнутая идентичность.
При девиации человека идентичность может быть утрачена и перейти в отрицательную идентичность или псевдо-идентичность. Формирование "Образа Я" и социальной идентичности  проявляются в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями принятыми в делинквентной референтной группе.

Схематично:
Преждевременная > Диффузная > Отрицательная (возможно делинквентная: воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели) идентичность
Преждевременная > Диффузная > Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма > Псевдо - идентичность (бродяги, попрошайки, профессиональные "нищие").
Н.С. Пряжников в книге "Методы активизации профессионального и личностного самоопределения" пишет: "Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить
обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, то есть в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).
Хороший заработок дает возможность человеку чувство собственного значимости. Заработанные деньги - это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства. Но это всё означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Можно выделить ещё один вариант смысла выбора профессии - стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство...). На первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, а так называемые "авантюристы", которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться. Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.
В.А. Поляков в книге "Технология карьеры" откровенно выделяет две главные цели построения "успешной" карьеры: первое - "добиться высокого положения в обществе" и второе - добиться "высокого дохода"[Н.С.Пряжников, 2003,c.11-15]
Отношение школьника в осознании выбора будущей профессии и её личностного смысла сопровождается внешними и внутренними переживаниями. С одной стороны родительское желание воплотить в жизнь их идеальный образ будущего гражданина и с другой стороны его личные планы и смыслы. Поступок выбора имеет потенциал культурного процесса, действия, сопричастности к усвоенным социальным ценностям и превращением их в личностные ценности. У каждого школьника есть свой мотив выборы будущей профессии. пред ним стоят 3 проблемы: `хочу`,`могу`, `надо`. Педагог это помогающая профессия и он сопровождает выпускные классы в профессиональном выборе. Проблема выбора может сформироваться у ученика не правильно с дефектами. Только те люди, которые ставят сами себе жизненно важные цели - счастливы. Учет личностных ресурсов и саморегуляция ученика это залог удовлетворенности выбором. Свобода выбора это не что выбирают, а как мы выбираем. Можно сказать, что учащиеся находятся в состоянии маргинальности. Ученик сможет понять, что он ответственен за собственный выбор и он может быть продуманным или спонтанным. При этом ученик может быть эмоционально однозначным или не однозначным, самостоятельным или не самостоятельным (не вполне свободным), автономным или иметь навязанное представление о будущей специальности. Психологу образования можно использовать несколько интересных тестов:` тест жизнестойкости`; толерантности и неопределенности`. В работах Шелдона имеется понятие самодетерминация: что является источником действия внутри нас? Самодетерминация это прежде всего: удовлетворенность, толерантность и высокая жизнестойкость.

Можно с уверенностью констатировать, что на профессиональную идентификацию подростка влияют 4 фактора: личное желание, родственники, референтная группа, любовь и дружба (сексуальный фактор).
Следовательно на выбор будущей профессии у подростка влияют 4 составляющих:
1.Кто я? Что я смогу реально или идеально? Я САМ (САМА)!
2. В какой профессиональной деятельности желают видеть меня мои родители? МОИ РОДИТЕЛИ! 3. Какие специальности желают приобрести мои друзья. МОИ ДРУЗЬЯ!
4. Какую специальность советует и желает чтобы я выбрал (выбрала) моя любимая (или любимый)? МОЯ ДЕВУШКА (МОЙ ПАРЕНЬ)!


Для изучения содержательных характеристик идентичности в эмпирических исследованиях можно использовать показатели связанные с "Я-Образом" или "Я - концепцией" человека (М.Кун, Т. Макпартленд, модификация и обработка Т.В.Румянцевой):
1. "Социальное Я", 2. "Коммуникативное Я", 3. "Материальное Я".
4. "Физическое Я". 5. "Деятельное Я" 6. "Перспективное я". 7. "Рефлексивное Я".


Рецензии