Выставка синих картин

Это фрагмент из  новой  документальной повести "Путешествие души по старинному парку", о небольших путешествиях по петербургским пригородам и особенно по прекарсному парку Сергиевка под Петергофом.
 
Почему я  пишу об этой выставке, которая,  строго говоря, никакое  не путешествие, хотя и происходила на другом от нашего дома конце города?
Потому что именно на ней были удивительным образом представлены синие картинки, которые я с любовью и радостью  рисовала все лето, когда  мне предоставлялась такая возможность и я могла сохранить в суете  и неприятностях жизни  особое душевное расположение. 
Эти синие картинки, как я их называла, счетом ровно 10 листов формата  акварельной бумаги, были моим  душевным впечатлением от путешествия по  парку Сергиевки вдоль маленькой  речки Кристательки с ее  многочисленными мостами и плотинками, водопадами  и прекрасными деревьями. 
Сначала мне просто пришло на ум нарисовать заснеженные берега, окружающие синий ручеек с синими прудами, струящийся  вниз по листу акварельной бумаги.  Ручей то сужался, то  образовывал запруды, превращавшиеся в  ледяные катки, на берегах стояли домики со светящимися окошечками  и заснеженные деревья, и берега заполнялись  всякой разной  милой и симпатичной живностью – оленями, белочками, зайчиками, синичками,  воронами. И ведь я даже и рисовала такое и раньше – только в меньшем масштабе, на шариках, на картиночках. Постепенно  картинки начали вырисовываться в моем воображении - и луна и тонкий месяц, отражающиеся в озере и разноцветные человечки вокруг светлой рождественской ели.
И многочисленные  звезды, и снежинки, и розовые и красные любопытные  рыбки под водой или подо льдом. Оставалось только рисовать и рисовать их. Я бы и сейчас их еще рисовала, такую радость получала я от этой работы!
И  место для выставки нашлось осенью практически сразу, что сразу вселяло уверенность, что дело хорошее, правильное, и дальше есть перспектива. И может быть,  я  все-таки прославлюсь еще как художник. Или хотя бы получу хоть частичку причитающегося моему труду признания.
А ведь это так возможно, об этом я мечтала всю жизнь – мои милые картинки должны же когда-то получить признание не только на выставках, но и у людей, которые захотят их приобрести для себя, для своего дома.  Не слащавые и без червоточинки сарказма, коим так любят наделят свои произведения современные авторы,  простодушные и искренние, они должны попасть в хорошие руки! Мое «наивное искусство».   
Моя приятельница  Настя,  с которой мы знакомы еще с далеких времен работы мультицеха Леннаучфильма, специалист по выставкам,  так  легко сразу отозвалась на мое предложение о выставке, и столько сделала для этой выставки, что я опять подумала, что дело хорошее и стоящее.  Раньше я выставлялась только для красоты, а сейчас попробовала в арт-галерее – для красоты и что-то предложить на продажу.  Настя придумала прекрасный способ разместить картинки в центре экспозиции на светлом полотне, стекающем волной на пол. Синие картинки без рам, прикрепленные простыми деревянными прищепками еще больше засияли в стихии снега и света. 
Быстро получалось все  собрать  к праздничному открытию – купить в супермаркете шампанское со скидкой, ( выставка, Новый год и еще на какой-то радостный случай – раз три, значит будет непременно!), очень новогодние  конфеты в праздничных обертках – малиновых, оранжевых и желтых с золотом = хоть украшай ими елку. И на открытие, хотя оно было днем, да еще и на другом краю земли, все-таки пришли наши друзья – Ира Таранова и Миша Успенский. А потом выставку посетили Вера Корабельникова и Марина Николаевна Белоненко, и как  думаю, именно Марина Николаевна, щедро, как меценат и купила половину праздничных  шариков. С одной стороны мне было жалко, потому  что Марине Николаевна я и так подарила бы и нарисовала шариков сколько душе угодно. А с другой стороны мне было приятно, что мои друзья готовы меня поддержать.    
       Настя удивила меня в день открытия необычным сюрпризом. Такой сюрприз получила я  в детстве однажды от своей  подруги Наташи, когда мы только- только познакомились с ней  и  начинали дружить. Юная Наташа поразила меня до глубины души своей добротой и щедростью, когда пришла на  мой день рождения с шарлоткой собственного изготовления, украшенной  именинными свечками.  Это было так красиво и так приятно! Конечно, подружки дарили мне подарочки – но такого чудесного, сделанного своими руками еще я никогда не получала!
И вот теперь, Настин сюрприз  напомнил о радости Наташиного подарка.
Настя сделал вот что – когда все собрались, произнесли  разные хорошие слова об открытии  выставки  и уже выпили шампанского, сока и угостились  нарядными конфетками, попросила погасить свет и торжественно внесла большое блюдо  горящими свечками.
На блюде лежали  конфеты «Сказки Шарля Перро» с милой сказочной девочкой в красной шапочке   и волшебница Настя посулила, что тот, кому под оберткой конфеты попадется смайлик, может смело загадывать любое желание и оно непременно сбудется! Ведь все это происходило в начале декабря, когда все готовятся к наступлению нового года и ждут всяких чудес.
Все развернули свои конфеты с трепетом и ожиданием чуда, и оно произошло! Бумажки с улыбающимся личиком оказалось в руках у каждого участника открытия выставки!   
От переполнявшего меня  чувства благодарности и радости, я никак не смогла сформулировать свое заветное  желание.
Сразу отмечу, что уже к  новогоднему празднику я переняла  Настин опыт и  даже модернизировала его особым образом – а именно: я  нарисовала на традиционную встречу у папиных родственников  каждому   по шарику, с домиками, зайчиками,  оленями, белками, елочками, луной и звездами.
Я красиво разложила разноцветные блестящие шарики с картинками на золотой основе в конфетной коробке и сказала, что всем родным чудные шарики принесут счастье, но особенно повезет тому,  кто отыщет на своем шарике ангелочка. Ангелочка я, конечно,  нарисовала  на каждом шарике.
Особой интриги, конечно, не получилось, потому что троюродный  брат Витя, вытянувший шар, тут же обнаружил на нем ангелочка  и сообщил об этом. Зато  старенькая тетя Женя никак не могла найти ангелочка и уже было собиралась совсем  расстроиться, так что спешно пришлось найти и  показать ей ее ангела. Но в целом все остались довольны, включая и меня. 
 
Потом еще был мастер класс (первый художественный  мастер класс в моей жизни, потому что я никогда еще не рисовала на людях – разве только в залах института, но то -  совсем другое дело.) – назначен он был на 25 декабря,  Праздник Рождества по западному стилю, и поэтому на него пришло совсем немного людей. Но зато все, кто собрались, действительно хотели увидеть создание праздничных  шариков! А дни в преддверии Нового года всегда так чудесны и располагают, чтобы делать добрые дела и совершать хорошие поступки.  Даже если ты совсем почти не зарабатываешь на жизнь.
Одна их девушек, взявшая в руки шарик, сказала о нем  именно так как я и задумывала про эти шарики: «Это целый чудесный  мир – вот кошки, собачка. Белка, домик, звезды, ангелочек над домиком. Деревья, и внизу рыбки в воде. Как там хорошо!» Именно так я  все себе и представляла. И  цвет шарика  видела мысленным взором именно так, как основу будущей картинки  – темно синюю – как праздничную зимнюю ночь, серебристую – как светлый приятный денек – на него так хорошо ложились краски розоватого солнышка и нежно сиреневые и голубые узоры на морозных стволах деревьев,  из матово- золотых получался праздничный  светящийся солнцем день, а красный  с белым весь был как праздничное ликование, никаких других красок и добавлять не надо!
Мои надежды на то,  что народ, который придет на мастер-класс, захочет купить выставленные шарики, не сбылись. Мало того, даже те шарики, которые я принесла как образцы,  и те,  которые дорисовала тут же, во время урока,  я раздарила присутствующим. Грустная мысль о том, что мой истинный труд  - то что я умею, люблю и могу делать -  книги, картинки, передачи на радио, лекции в институте и даже публицистические статьи  ничего не стоит, и никто не хочет его купить по достойной цене, отступила от меня перед искренней радостью те, кому я раздала шарики.
И потом я поняла такую вещь- люди, которые все это видят, как и я, не могут купить никаких шариков и картинок – у них, как и у меня денег хватает только на самое необходимое – на еду, транспорт и коммунальные платежи. А те, у кого достаточно денег, не видят этот мир,  а если и видят, то очарование его им безразлично и они не будут покупать никаких  шарики.
Хотелось бы, хотелось бы  завершить каждый небольшой сюжет в этой повести  на счастливой и безмятежной ноте, так словно все теперь устремлено только в счастье, и  история из этих сюжетов о Сергиевке  вся  - лестница в счастье. То есть, как  и полагается  в истории, в которой все поступательно идет вверх. Но не  всегда удается и получается.
Мораль, понятно, должна быть такая - и нарисованные летом картинки рисовались не зря, а на радость людям, и люди увидели их, и приходили и любовались, а  картинки и их автор  получили признание.
Все же так оно и было – картинки были прекрасны в той композиции,  в какой их разместила Настя – на белой материи, словно продолжавшей их снежную тему, и  разрисованные шарики красиво обрамляли и дополняли  эту светлую новогоднюю композицию, и кто-то увидел и порадовался и я была счастлива тоже, даже и надеждами. 
Ну и конечно, у меня было то самое чувство – когда что-то начинается, тут уже даже можно сказать было, что наконец-то начинается, про выставки, признание, достаток …
 
И вот  эти странички  закрылись. И так бывает.
Выставка закончилась неожиданно, с Настиным письмом в контакте о том, что галерея закрывается, и она просит забирать работы.
В  зимнюю февральскую субботу мы с Андреем приехали в галерею – по дороге, когда мы шли туда, все нам казалось уже не таким.
И так странно было вспоминать, что в день открытия мы уходили отсюда такие радостные и ободренные надеждами. А сейчас я думала только о том, как забрать свои рисунки и унести их домой.
Рисунки  уже лежали сложенные стопкой, и шарики были упакованы в коробочки. 
Хорошо, что за прилавком дежурила наша знакомая продавец Наташа, а то было бы совсем грустно, и мы чувствовали бы себя совсем чужими.
Она так приветливо поговорила с нами, что  на душе стало полегче. Не смотря на то, что у нее, как у всех сотрудников галереи, были неприятности от того, что галерея неожиданно закрылась. Бедная Наташа, она рассказала, как они уже  распределили отпуска на лето, и нашли одно хорошее место в Крыму, всего за тысячу рублей в день, чтобы отдохнуть, и собирались вместе отдохнуть. И она дважды или даже трижды во время беседы  возвращалась к этой теме и говорила про тысячу рублей, и про то, как хотелось отдохнуть. И даже этой маленькой мечте не суждено было сбыться.
Господи, пожалуйста, сделай так, чтобы они поехали в Крым и отдохнули на солнышке – ведь это такая скромная мечта!

P.S.
На следующий год, а на самом деле получается что еще и в тот же, который я здесь описывала, - в  декабре 2012 года, а именно 8 декабря 2012 открылась новая выставка синих картин и новогодних шариков – она открылась в  городской детской библиотеке истории и культуры Петербурга на улице Марата, 72.
Эта выставочка была маленькая и премиленькая – вся она помещалась в одном специальном шкафчике, в котором только одна сторона, пол и потолок были деревянными, а три другие стороны, полочки внутри и дверцы - стеклянными.   
В пояснении к синим картинкам я так и написала, что это эскизы к сценарию фильма «Путешествие по старинному парку». Правильнее, конечно, было бы написать, что эти картинки – своеобразные  иллюстрации к этому моему сочинению, но про сочинение было бы уж совсем непонятно. И вот что – я убрала слово «души», потому что такое название теперь мне казалось слишком грустным.
Все девять синих картин, на этот раз  в белых рамочках, а так же маленькие картиночки с зайцами, мышками  и другими хорошенькими зверюшками поместились в шкафчик, и там же на стеклянных полочках поместились серебряные, золотые, алые, синие шарики. И выставка открылась! Собственно, никого торжественного открытия не было, просто мы ее сформировали в шкафчике и кто захотел – подошел полюбоваться. Особенно понравились шарики маленькой Софии, которая была такой  еще крошкой, что сидела на руках у своей мамы. Я сообразила, что надо было бы подарить ей шарик, но сообразила поздно. Зато на закрытии выставки, состоявшемся  тоже без особых торжественных церемоний уже в конце января наступившего 2013 года, я снова с  радостью дарила шарики – на этот раз -  сотрудникам библиотеки – на счастье и на добрую память!       

       


Рецензии