Не мытьем, так катанием

Коррупция – бич государства. И с ней необходимо бороться, дабы сохранить целостность государства. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев. И действительно с коррупцией необходимо бороться. Но только какими методами? Иногда наши правоохранительные органы либо вообще не замечают, что в стране существуют коррупционные преступления, либо «слишком яро» берутся за их раскрытие. Однажды я попросил у одного из работников Чуйской областной прокуратуры материалы по коррупционным делам. На что он мне ответил: «Игорь Борисович, у нас нет коррупции!». Это было примерно два года назад. Буквально месяц назад, разговаривая с одним из сотрудников СНБ, и спрашивая его о коррупции, и о том, как эта работа проводится. Он мне ответил: «Если раньше для нас это была повседневная работа, которую мы должны были выполнять, то теперь это для нас стала обязательной работой, и мы должны отчитываться, что сделано в этом направлении и сколько коррупционных дел нами раскрыто». Я думаю, что для читателя понятно, что значит повседневная работа и обязательная работа. Если не понятно, то могу пояснить, что повседневная работа – это когда правоохранительные органы работают по заявлениям граждан, пресекая любые попытки осуществления коррупционных схем и преступлений. А вот обязательная работа подразумевает под собой, то, что правоохранительным органом спускается план сверху, в котором говорится, сколько коррупционных дел должен раскрыть тот или иной отдел правоохранительных органов. А, как известно наши правоохранительные органы отличаются особой исполнительностью и особым усердием в выполнении порученных им заданий и идут на любые методы, чтобы «не ударить в грязь лицом» перед начальством.
Одним из примеров такого рьяного отношения к своим служебным обязанностям  правоохранительных органов, как я считаю, можно отнести дело начальника Аламудунского Госрегистра Картанбека Мусаева.
Хотелось бы напомнить, пресс-службой МВД КР было распространено сообщение под заголовком «Оперативниками ГУБОПиК МВД за получение взятки в крупном размере задержаны должностные лица управления ГРС и местного самоуправления», в котором говорится: «Более шести фактов коррупционных преступлений выявлено за последние сутки подразделениями Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупции МВД Кыргызской Республики. В ходе борьбы с коррупцией сотрудниками милиции выявлены факты вымогательства взятки, дачи взятки, злоупотребления должностным положением и контрабанды.
Сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Кыргызской Республики задержали должностных лиц одного из районных управлений Государственной регистрационной службы и местного самоуправления, подозреваемых в получении взятки в крупном размере.
Работники вышеуказанных ведомств вымогали у жителя Чуйской области денежные средства в сумме 50 тысяч долларов США (2 млн.325тысяч сомов) за выдачу регистрационной книги на земельный участок. По признакам преступления, предусмотренного ст. 313 (вымогательство взятки) Уголовного Кодекса Кыргызской Республики возбуждено уголовное дело.
15 февраля, в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий оперативниками УБК ГУБОПиК МВД с поличным при получении предмета взятки – 29 тысяч долларов США задержаны: сотрудник Управления прав на недвижимое имущество по Аламудунскому району и работник Кара-Жигачского айыл окмоту этого же района.
Проводится расследование»
После этого почти во всех средствах массовой информации говорилось, что начальник Аламудунского госрегистра Картанбек Мусаев был задержан при получении взятки.
Имеет ли этот факт на самом деле?
Но прежде чем начать капаться в этой «детективно-криминальной истории», я думаю, стоит рассмотреть предысторию развития отношений Картанбека Мусаева и Абдарасула Осмонова, так сказать «потерпевшего». 
Со слов Абдарасула Осмонова во время очной ставки с Картанбеком Мусаевым:
-  С Картанбеком Мусаевым мы знакомы с юношества. Отношения между нами испортились в 1996 году, когда К.Мусаев работал главой Кок-Жарского айыл окмоту. И не выдал положенные земельные доли. При этом путем подделки документов переоформил огород моего сына Акбара площадью 0,23 га на президента компании «Шоро» Табылды Эгембердиева.
Многие годы А.Осмонов прожил в совхозе «Ала-Тоо», ныне с.Кара-Джыгач.
В 2008 году Кара-Джигачский  аильный округ объявил конкурс на владение земельным участком «прочие земли» площадью  4,3 га, относящихся Кара-Джигачскому аильному округу.
Сам Абдарасул Осмонов участвовать в этом конкурсе не мог и предложил своему сыну принять участие в конкурсе. По итогам конкурса сын А.Осмонова, Акбар, был признан победителем данного конкурса. В августе 2008 года аильный округ вынес постановление о предоставлении в собственность Акбару Осмонову земельный участок площадью 4,3 га в контурах 544-556.
- Также имелись решения аильного округа  и был заключен договор купли-продажи между моим сыном и главой аильного округа. С тех пор я не могу оформить данный участок через Госрегистр, по причине, что они не хотят оформлять «бесплатно». Ходил я к бывшим начальникам Госрегистра Аламудунского района Б.Ордобаеву, затем Исаковой, но проблема не решалась, и они не принимали документы, - продолжал свой рассказ Абдарасул Осмонов.
Вновь оформлением земельного участка А.Осмонов занялся весной 2011 года, когда начальником Госрегистра стал уже Картанбек Мусаев.
Со слов Абдарасула Осмонова на очной ставке с Картанбеком Мусаевым:
- В тот  период я зашел К.Мусаеву вместе с односельчанином Б.Бейшеналиевым, который находился в хороших отношениях с Картанбеком Мусаевым. Там состоялся разговор об оформление земельного участка, предоставленного моему сыну. Тогда он сказал, чтобы я поделился с ним деньгами, вырученные от переоформления на президента «Шоро» земельного участка, принадлежавшего моему сыну и мне. Потом он сказал, что нужно 50 000. Тогда я уточнил у него 50 000 сомов или долларов, на что он сказал, что если сомами, то разговора и не будет. Тогда я развернулся и ушел.
На что Картанбек Мусаев отвечает:
-С показаниями  А.Осмонова я не согласен полностью. Именно в том, что я у него вымогал денежные средства. Я никогда с А.Осмоновым не разговаривал про это. Вспоминаю, что он действительно приходил ко мне с Бекмуратом Бейшеналиевым, чтобы поздравит меня с назначением на должность начальника районного Госрегистра, но я там не требовал ни каких денег, об этом может подтвердить Бекмурат Бейшеналиев.
- Когда они сдали документы на оформление, начальник землеустройства Нурлан Ашимов  сказал, что в карте нет земельного участка, предоставленного А.Осмонову, и там уже имеются собственники, - продолжил К.Мусаев.
Чтобы подойти к К.Мусаеву с другой стороны  А.Осмонов со своим сыном выписывает доверенность на своего друга Самаркана Бакасова, который мог управлять  и распоряжаться земельным участком в контуре 544-556.
Вот что по этому поводу говорит С.Бакасов на очной ставке с К.Мусаевым:
- Осенью  2011 года Абдарасул Осмонов попросил меня помочь в предоставлении интересов его семьи в Госрегистре Аламудунского района. По словам А.Осмонова  следовало, что начальник Госрегистра Аламудунского района К.Мусаев не принимает его и не желает его видеть ввиду неприязненных отношений  к нему  со стороны  К.Мусаева. В связи с этим, 20 октября 2011 года  в нотариальной конторе со стороны Акбара Осмонова, на мое имя выписана доверенность на управление и распоряжение принадлежащего ему земельного участка, расположенного в контурах 544-556 с.Кара-Джигач. По данной доверенности со стороны Абдарасула и Акбара Осмоновых мне были переданы подлинники постановлений и решений Кара-Джигачского айыл окмоту о предоставлении А.Осмонову земельного участка, в указанных контурах, площадью 4,3 га, из прочих земель. После этого, я вместе с собранными документами пошел в Госрегистр Аламудунского района  и пытался их сдать в окошко приема документов. Но, какая-то работница, ознакомившись  с представленными документами, сказала мне, что она не будет их принимать, и чтобы я обратился по этому вопросу к начальнику отдела  Нурлану Ашиеву.
-Примерно в первой декаде 2011 года, - продолжал С.Бакасов,- Н.Ашиев показал мне письмо главы Кара-Джигачского айыл окмоту, датированное серединой ноября 2011 года, из содержания которого следовало, что айыл окмоту просит не оформлять  участки  на данном контуре, но прочесть не дал.
-Затем я с жалобой обратился к советнику председателя ГРС Урмату Кармышеву и объяснил, какой беспредел творится в Госрегистре Аламудунского района,- продолжил свой рассказ С.Бакасов,- Тогда У.Кармышев поручил данный вопрос одной из сотрудниц      ГРС. Она при мне позвонила в Госрегистр Аламудунского района и сказала, чтобы я зашел к начальнику Госрегистра К.Мусаеву и что он меня примет. На следующий день я пришел в кабинет К. Мусаева, где я ему объяснил сложившуюся ситуацию. Он мне сказал, что из айыл окмоту поступило письмо о запрете, и они оформлять не могут. При этом он намекнул, что просто так он не сделает, надо поставить «магарыч», то есть деньги.
-Потом посоветовал мне обратиться к главе Кара-Джигачского айыл окмоту Бакыту Мырзабаеву, и что он сказал переговорил с ним, – рассказывал следователю С.Бакасов, - Со слов К.Мусаева я понял, что он переговорил с Б.Мырзабаевым на выделение 4 га (без учета остальных 0,3 га) из другого контура  ему известного о том, что там есть свободные земли, но нам необходимо будет  2 га после оформления отдать Б.Мырзабаеву, то есть работать пополам. Тогда я сказал, что если вдруг Б.Мырзабаев  выдаст участок из зоны пастбища и в последующем у нас, возможно, не будет возможности на трансформацию. На что К.Мусаев сказал, что в вместе с Б.Мырзабаевым займутся этим вопросом сами, а мы,  чтобы не беспокоились. В целом из разговора с К.Мусаевым я понял, что он в сговоре с  Б.Мырзабаевым, и переданный Акбару Осмонову земельный участок площадью 4,3 га в контурах 544-556 продали и оформили другим лицам, и за взятку решили Осмонову предоставить другой участок с условием «пятьдесят на пятьдесят». Результаты нашего разговора я сообщил Абдарасулу Осмонову и посоветовал обратиться к айыл окмоту Б.Мырзабаеву.
На вопрос следователя: «Согласен ли он с показаниями С.Бакасова», К.Мусаев ответил
- С показаниями С.Бакасова согласен частично. Несогласен с показаниями, что я ему обещал помочь вместе с Б.Мырзабаевым в трансформации земельного участка. Когда он просил, я с уважением посоветовал ему обратиться  к Б.Мырзабаеву, чтобы он мог поставить вопрос выдачи другого земельного участка перед аильным Кенешем и мог объяснить ситуацию с накладкой раннее выделенного участка, так как в том контуре не было свободных земель. Также сказал, что если им удастся получить участок из зоны пастбища, то соглашались, а вопрос трансформации можно было решить на уровне района. Но я никак не обещал, что этим делом займусь сам. Также не было разговора о том, что из выделенного участка они должны дать половину Б.Мырзабаеву. Не согласен также с тем, что я намекал ему о том, что возможно оформление участка за вознаграждение. О том, чтобы он обращался к Б.Мырзабаеву, это был добрый совет из уважения к нему.
При очной ставке К.Мусаева с главой Кара-Джигачского аильного округа Б.Мырзабековым было сказано, что чтобы решить вопрос со спорными землями К.Мусаев обещал выслать специалиста – картографа  для выезда на  место. А.Осмонов просил ускорить процесс и обещал собрать необходимую сумму для вознаграждения. И разговор о деньгах, чтобы дать взятку зашел между Б.Мырзабаевым и А.Осмоновым, еще до приезда Б.Мырзабаева к К.Мусаеву.
-15 февраля А.Осмонов утром позвонил мне на сотовый телефон, - рассказывает Б.Мырзабаев, - При разговоре он сообщил, что он дополнительно нашел еще деньги в сумме 10 тыс. долларов США, за счет которых готов отблагодарить ребят.
-При встрече я сообщил, что замер будет произведен 18 февраля, на что А.Осмонов мне сказал, что это вопрос надо ускорить, - продолжал Б.Мырзабаев,- Также он мне сообщил, что якобы по данному вопросу разговаривали с К.Мусаевым его знакомые и попросили меня, чтобы я занес ему деньги, чтобы тот ускорил вопрос по земельному участку.  После этого он стал передавать деньги, на что я ему сказал, чтобы он их во что-нибудь завернул. Так как у А.Осмонова не было с собой бумаги, а у меня в машине лежал полиэтиленовый подарочный  пакет, я взял его и попросил А.Осмонова, чтобы он деньги положил в него. После этого, А.Осмонов достал из барсетки деньги и положил их в пакет, пояснив, что там 10 тыс. долларов США. После этого, мы вдвоем вошли в здание Госрегистра и поднялись на 4 этаж. Когда мы фактически дошли до приемной К.Мусаева, А.Осмонов схватил меня за локоть, остановил и попросил меня зайти в туалет. После этого, мы вдвоем, мы прошли в туалет, где А.Осмонов открыл барсетку и оттуда достал две пачки долларов  США и сказал, чтобы я взял их, и они находились у меня. Также он у меня спросил, в какой карман мне их положить. Я спросил у него, зачем они мне, пусть они будут у меня и при этом А.Осмонов торопился. После этого я развернул куртку  и открыл внутренний карман куртки, куда А.Осмонов  мне вышеуказанные деньги. Когда  он положил деньги, я сам их протолкнул глубже в карман и застигнул молнию.
- Войдя в кабинет К.Мусаева, он в кабинете находился один. Пройдя к столу, я присел напротив него. К.Мусаев спросил у меня, почему я вернулся, что случилось. На его вопрос я ответил, что принес деньги, которые приготовил А.Осмонов и предложил К.Мусаеву их взять. На это К.Мусаев ответил, что мы договорились сделать замер 1 8 февраля , что фактически при замере может оказаться меньшее количество земли. В связи с этим, он сказал мне, что деньги брать пока не будет, чтобы они находились у меня. И лишь 18 февраля, когда будет произведен замер земельного участка, мы вернемся к деньгам, - продолжил свой рассказ Б.Мырзабаев.
- Когда мы вышли из приемной и оказались  в коридоре Госрегистра, меня остановили ребята в штатском  и попросили вновь пройти в кабинет К.Мусаева.На мой вопрос, что случилось , они мне ответили, чтобы я прошел вместе с ними в кабинет Мусаева  и на месте решить вопрос. Войдя в служебный кабинет К.Мусаева, сразу же была включена и один из присутствующих обратился К.Мусаеву, чтобы он добровольно выдал денежные средства, которые ему были переданы в качестве взятки. На это требование К.Мусаев ответил, что он никаких денег не брал и тогда я понял, что произошло. Затем я сообщил сотрудникам, что я действительно заходил к К.Мусаеву, чтобы передать ему деньги, но он их не взял. После этого последовал, где деньги, на что я ответил, что деньги находятся у меня  и после этого я уже сам добровольно вытащил денежные средства из кармана, - закончил свой рассказ Б.Мырзабаев.
Из всего выше изложенного выходит, что никакой дачи взятки и не было. И наши правоохранительные органы, как всегда проявили свою прыть и сработали на опережение.
Получается, так что А.Осмонов, получив на имя сына участок, пытался его оформить, но так на претендуемых площадях уже имелись хозяева. И все начальники Госрегистра Аламудунского района, которые работали до Картанбека Мусаева, отказывали А.Осмонову в оформлении. И сам К.Мусаев, будучи начальником Госрегистра, отказал ему. Находясь, долгие годы в неприязненных отношениях, А.Осмонов решил пойти на хитрость и через подставных лиц (Б.Мырзабаева и С.Бакасова) пытался передать К.Мусаеву взятку, при этом оформив заявление в органы внутренних дел. Причем подставные лица Б.Мырзабаев и С.Бакасов не ведали об афере, которую хочет провернуть А.Осмонов. Как говорится: «Не мытьем, так катаньем».
Передача взятки сорвалась, так  как Б.Мырзабаев не передал деньги К.Мусаеву. И сообщение, которое было обнародовано пресс-службой МВД является ложью.
Однако, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в отношении К.Мусаева было возбуждено уголовное дело по статье 313 УК Кыргызской Республики «Вымогательство взятки».
Картанбек Мусаев был взят под стражу и водворен в СИЗО г.Бишкек. Однако, под давлением общественности и в связи с плохим состоянием здоровья был выпушен из СИЗО под домашний арест.
Можно задать резонный вопрос кому была выгодна такая «подстава»?
Как  сообщали некоторые СМИ, ссылаясь на высказывания экс-губернатора Чуйской области С. Абдрахманова, что к этой «подставе» имеет непосредственное внимание другой экс-губернатор Чуйской области Т.Кулмурзаев, который имел намерение посадить на место начальника Аламудунского Госрегистра своего брата.
Однако, досвидание.


Рецензии