Август, так сентябрём и не ставший

Екатерина Мосина

Заметки на книжных полях

Очерки о воронежской литературе

 Мосина Е.И. Заметки на книжных полях: Очерки о воронежской литературе. – Воронеж:  Река Времени, 2008.


Автор книги Е.И. Мосина – литературный редактор, выпустившая в свет более сотни томов: от А.С. Пушкина до современных авторов. Книги воронежских поэтов и прозаиков,  изданные в Воронеже за последние два года, рассматривает как внимательный читатель; ей  есть что сказать и об авторах, и об их произведениях. Отдельные очерки были опубликованы в центральной и местной прессе.


                Август, так сентябрём и не ставший

                (Вспоминая  поэта Виктора Панкратова)

 
                И воскрешала жизнь былую радость,
                и забывалась давняя беда.
                Шумели сосны. И, казалось, август
                в сентябрь не превратится никогда.

                Олег Шевченко



Эпиграф – стихи поэта, тоже ушедшего с ним в один и тот же месяц. Август для них уже никогда не станет сентябрём.
 
И весть об этой смерти также была неожиданной для меня и запоздалой значительно. И такое же чувство покаяния овладело мной, как и тогда, когда я узнала о смерти Олега Шевченко, чьи стихи тут я привожу. В отношении Олега Фёдоровича было сожаление о том, что не успела вовремя написать рецензию на вышедшую недавно его книгу стихов. В отношении Виктора Фёдоровича Панкратова была вина моя в том, что не отослала ему вовремя первый номер своего журнала «Пушкинский КЛЮЧ», где  опубликовано давнее его стихотворение о Наталье Гончаровой.
 
Я помнила наш с ним разговор весной этого года.

Виктор Фёдорович болел, вспоминал свою жизненную повесть и посетовал, что сейчас никто не печатает ни его, ни других поэтов, которые давно на пенсии и не могут вести активную  публичную жизнь. Я ему предложила публиковаться у меня. На что он высказал сомнение по поводу финансирования нашего журнала.
 
– Где будете брать средства на издание?

О поэте Панкратове следует говорить особо, при этом надо быть весьма осведомлённой о его творчестве. Не могу пока взять на себя столь ответственное действие. Но о собеседнике Панкратове я скажу своё слово, поскольку это были наши с ним беседы, и никто о них не знает, а они были наполнены и смыслом, и содержанием.
 
Началось всё с того, что к скорбной дате пушкинской дуэли я издала альманах «Пушкинский КЛЮЧ», куда включила и его стихотворение-размышление об этом поединке. Мудрый автор стихов поступил действительно мудро, не дописав последнюю строчку, тем самым добившись потрясающего эффекта:


Нет особых секретов:
и свинец, и молва
убивают поэтов.
- Зачем у-би-ва…
   

Панкратов находит рифму в незавершенном слове, что само по себе – редкость; и сама эта, оборванная на полуслове, фраза  создаёт полное впечатление гибели поэта; и не только это Пушкин на дуэли погибает, молва убивает и нынешних поэтов тоже.
 
Как-то, лет двадцать назад, довелось мне брать интервью у воронежского поэта Владимира Гордейчева. Он мне рассказал историю вступления в Союз кого-то из известных поэтов, которого приняли всего по одной публикации в каком-то центральном журнале. Думаю, что за такую творческую находку, как в стихотворении «Поединок», и Виктора Панкратова можно было тоже принимать только по одному этому стиху в  Союз писателей. Настолько это значимое произведение. И неважно, что это не роман-эпопея или необхватный том со стихами.
 
Получив свой авторский экземпляр альманаха, Виктор Фёдорович Панкратов был доволен вниманием к нему. Профессиональный книжник, он дал оценку моему детищу, которой я очень горжусь:

– Ваш альманах – книга российского уровня.

И посоветовал послать её некоторым книголюбам и библиофилам, что я сразу же и сделала.
 
Когда мы впервые начали с ним телефонный разговор, старый поэт был болен, почти не вставал с постели, но всегда очень охотно откликался на мои звонки. Мы с ним беседовали подолгу, и он всегда мне говорил:

– Спасибо, что уделили столько своего драгоценного времени мне.

И в этом не было никакого подвоха. Я начинала также благодарить его за прекрасное общение, но он всё сводил к тому, что у него очень много теперь свободного времени. И некоторая доля горькой правды тут неизбежна. Болеть всегда нелегко и скучно. Как-то Виктор Фёдорович однажды и сразу пресёк все мои вопросы по поводу его самочувствия.

– Скажу вам раз, а вы больше не спрашивайте. У меня онкология, тут не о чём больше говорить.
 
И далее стал рассказывать, как он делает книжные миниатюры, что собирается ехать в Нижний Новгород на форум библиофилов. И был в этом откровенный вызов его болезни, а вместе с ней и всей  онкологии в целом.
 
У нас с ним был общий интерес – книгоиздание. Сейчас  издают много, но понятия о профессионально исполненной книге вы мало у кого найдёте. Виктор Фёдорович Панкратов начинал свой опыт в этой сфере простым учеником наборщика. Что называется, с азов постигал все премудрости профессии книгоиздателя.
 
Можно сказать, что «книгоиздатель» – такой профессии нет ни в одном сборнике профессий. Есть наборщики, верстальщики, технические редакторы, метранпажи, переплётчики, брошюровщики… есть ещё много полиграфических профессий, которыми он владел в совершенстве. Но у книгоиздания есть ещё и редакционная часть: литературные редакторы, корректоры, художественные редакторы, а теперь и дизайнеры – и здесь он всё умел и всё знал. В его-то годы работать с компьютером, прекрасно пользоваться и принтером, и сканером и прочими современными высокотехнологичными аппаратами – это явление не простое. Ведь, как я поняла из его рассказов, книжные миниатюры, которые он изготавливал в единичных тиражах, у библиофилов шли на ура. Поэтому, если бы было такое звание, как заслуженный книгоиздатель России, я бы предложила  кандидатуру Панкратова в числе первых претендентов на его получение.
 
Как-то после некоторого молчания, связанного с очередным курсом лечения в больнице, Виктор Фёдорович мне позвонил:

– Весну заказывали?

– Да! – обрадовалась я его звонку.

– С весной вас, с восьмым марта!

В своей вспоминательной книге «Когда реки текли в гору» я привела одну из бесед со старым мастером.
 
«10 апреля 2007 года во второй день Светлой седмицы, я позвонила воронежскому поэту Виктору Фёдоровичу Панкратову. Вот наш диалог.

– Виктор Фёдорович, добрый день! Христос  воскрес!

– Воистину воскресе! – голос у него бодрый, хотя только что отлежал в больнице.
 
– Я тут, пока мы с вами не общались, мемуары написала…

Он перебивает:

– Если вы сделали то, чего я не успел сделать, то скажу, что любая память, любое слово памяти сейчас на вес золота. Это хорошо.

– Я об Алма-Ате написала. И хотя писателей казахстанских в России мало кто знает, я должна была о них вспомнить.
 
Мы очень долго с ним говорили. О Союзе писателей, о том, что это сейчас в Воронеже ничего не значит, впрочем, и в России также.
 
Я думаю, что это происходит потому, что люди, которые литературой забавляются, играют в больших писателей, «плавают» на поверхности. Они заслоняют истинную глубину большой реки, которая и есть Река Времени. Сейчас, как на Ильин день, вся муть вверх пошла.  Но после, когда осядет мусор на дно, обнажится истинная глубина и чистота нашей литературы. Ближе к осени все реки синие, потому что в них отражается высокое и глубокое небо. Думаю, что на Руси писатели будут вновь цениться, к ним будут прислушиваться, у них будут учиться. Так было всегда. Истинный писатель – мудр, плохому у него научиться невозможно».
 
Теперь я могу много чего добавить в этот отрывок, но, думаю, что о наших телефонных беседах с Виктором Фёдоровичем Панкратовым следует написать отдельную главу ко второй части мемуарной книги, которая называется «Вокзал Воронеж», и где речь уже идёт о воронежских писателях, с которыми мне пришлось здесь общаться. И это общение, хотя и памятное, не всегда было удовлетворительным, поскольку здесь у меня была иная, чем в Алма-Ате, роль.

Но беседы с писателем Панкратовым для меня носят только позитивный характер, а его подробные рассказы о своей жизни весьма поучительны и интересны. Жаль, что не успел он выполнить своего обещания дать для публикации собственные материалы о Пушкине. Но я  надеюсь, что те люди, которые заняты разбором его наследства, отыщут в бумагах нужные нашему журналу статьи, и передадут их нам для публикации. По отдельным фразам, сказанным автором, я предвижу их многозначительность и интерес для всех пушкинистов. 

29 сентября  2007 г. «Воронежский курьер» 29.09.07. «Пушкинский КЛЮЧ» № 2, 2007 г.


Рецензии
Интересно
Я создал портал www.familytales.ru, на котором люди делятся своими воспоминаниями и воспоминаниями о близких. Был бы польщен, если бы Вы согласились разместить свои истории на моем сайте и стать одним из первых пользователей!

Михаил Палей   16.05.2012 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, за приглашение. Портал обещает быть очень интересным. С удовольствием приму участие. Надо обдумать тему. Желаю удачи. С уважением,

Катерина Мос   17.05.2012 18:17   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Оень жду Ваших историй!

Михаил Палей   17.05.2012 18:39   Заявить о нарушении
Екатерина, как с темой? Получилось подобрать? Очень жду Вас на портале!

Михаил Палей   18.05.2012 16:34   Заявить о нарушении
Екатерина, не увидел Вас на портале...( не удалось зарегистрироваться?

Михаил Палей   21.05.2012 12:11   Заявить о нарушении
Не торопите меня, я сейчас вне зоны видимости. :))

Катерина Мос   21.05.2012 18:54   Заявить о нарушении
Ок, не вопрос))

Михаил Палей   21.05.2012 20:24   Заявить о нарушении