Попутчики - артисты из Орэра

               
      
    Село, в котором я жила, находилось между Пятигорском и Нальчиком на удалении 40 километров. В сентябре начались занятия в изостудии Сундукова. Сложность её посещения состояла в том, что не было автобуса от нашего населенного пункта.
Жителям приходилось добираться на попутных машинах, «автостопом» на базар или в село районного масштаба - в Баксан. Если останавливался грузовик, то  платили за проезд до Нальчика 50 копеек, шофёр легковой машины брал один рубль. Это в то время, когда зарплата у меня была 72 рубля за месяц работы в школе. В воскресенье люди села ехали утром на базар торговать или покупать что-то. На остановке всегда стояла толпа.

Занятия в изостудии начинались в 9 часов. Как всегда, я в семь утра стояла уже у обочины дороги, голосовала, если было свободное место в машине. Мимо проезжали и рейсовые автобусы из Пятигорска. В воскресный день, о котором я пишу, надеялась на то, что уеду с проходящим автобусом, но мест уже не было.

Жители села подходили с корзинками. Все надеялись на удачу, и грузовые машины останавливались около толпы, так как водители-кабардинцы относились к пожилым людям с уважением, сначала увозили тех, кто на вид старше других.

Я ушла вперёд всех, с надеждой уехать раньше – первая же стою. Водители неслись  мимо меня, и машины останавливались там, где стояли женщины-кабардинки. После часа ожидания удачи, вернулась и встала далеко после кабардинок. Люди подходили, толпа не уменьшалась. Я потеряла всякую надежду, попасть в тот воскресный день на занятие, уже решила возвращаться домой. В раздумье стояла у обочины дороги с грустным видом.

С утра припекало солнце. На мне было лёгкое розовое платьице с коротким рукавом, на ногах - открытые босоножки. На плече - этюдник. Вижу, из-под горы выкатил легковой автомобиль, и отчётливо видны буквы ГР, значит, грузины едут. Машины с такими буквами я остерегалась останавливать. Чёрная «Волга» промчалась на большой скорости мимо толпы и мимо меня, потом вдруг остановилась. Шофёр переключился на заднюю скорость, и вижу, что «Волга» пятится назад. Когда машина поравнялась со мной, он открыл дверь и крикнул: «Куда едете?»
– Да, вот, стою. А мне нужно ехать в Нальчик.
– Садись, девочка, довезём!

Время занятий в изостудии поджимало, и на раздумья совсем его не было. Я медленно протиснулась в открытую дверь автомобиля и села на сидение рядом с шофёром. Этюдник положила на колени. Села и замерла от страха.  - Будь, что будет, нужно ехать, а то совсем опоздаю на занятие, – такая мысль вихрем пронеслась в голове.

На заднем сидении сидели трое мужчин в черных костюмах, белых рубашках, и черные бабочки были у воротника. За селом показался свёрток на просёлочную дорогу, ведущую на совхозные поля. Один грузин сказал:  «Сейчас свернём с дороги, заедем в ту лесополосу». Все рассмеялись. Я вообще вся съёжилась. Сижу, молчу. После того как мы проехали это "опасное" место у дороги, я оживилась и заговорила: "А Вы в Грузию едете?".
- Да, едем туда.

– О, Грузия! Она такая красивая республика! С детства любила смотреть грузинские фильмы. Очень понравился фильм «Закон гор». Там живут  красивые люди, такие строгие обычаи! Недавно ездили с учителями в Тбилиси на экскурсию. Такая опасная в горах Военно-Грузинская дорога! А природа там прекрасная - глаз завораживает! Когда смотришь с высоты, то  дух захватывает. На перевале ехали на автобусе выше облаков. В Тбилиси мы посетили выставку картин. Все наши туристки пошли по магазинам. А я магазины не люблю. Что в них нам было делать без больших денег? Я и учительница по биологии из нашей школы отправились в музей живописи. Какие там были прекрасные картины грузинских художников! Меня поразили полотна Нико Пиросманишвили. 

- «Маляр Николоз», так звали художника Пиросманишвили тбилисцы, всегда пил за любовь,   - заметил грузин. – Он рисовал полотна картин с обязательным мотивом – застолье с поднятыми для тоста рогами. История случилась с Нико, на улице Руставели, - продолжил он. – Здесь жила Маргарита, возлюбленная Нико. Однажды утром её разбудил аромат роз, когда она выглянула из окна, вся улица была заставлена арбами с цветами. Неприступная Марго снизошла до бедного художника. Она обняла его и расцеловала. Но счастье Пиросмани было не долгим, - рассказчик замолчал. - Почему так недолговечным оказалось оно? – спросила я. - Сбежала красавица Марго с богатым ухажёром. Сейчас в Тбилиси лучшие хинкальные встречают посетителей репродукциями его картин. А оригиналы хранятся в музеях.

"В этом же музее мы видели портрет Нино Чавчавадзе, – продолжила я беседу. – Вечером вся группа поднималась на фуникулёре на гору, где расположен замок и склеп её отца известного грузинского поэта Ильи Чавчавадзе. Мы были в фамильном замке и ещё посетили могилу Александра Грибоедова. Экскурсия была прекрасная!»  – восторгалась я, не давая кому-либо сказать слово. - Да, Александр Грибоедов…, - задумчиво сказал один из попутчиков,  - это уже другая история.
- Что за история? – поинтересовалась я.

– Рядом с театром оперы жил дипломат Александр Грибоедов с молодой женой Ниной Чавчавадзе. Сюда и привезли из Тегерана гроб с растерзанным телом дипломата. Сегодня переулок, где они жили, носит  его имя. А сам автор «Горе от ума» похоронен в пантеоне на самой вершине Тбилисского холма. Много лет спустя, похоронили рядом и саму Нину Чавчавадзе.

– Да, верно. Мы посетили место его захоронения в пантеоне, и я читала надпись на его могиле, которые написала его жена: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Но зачем пережила тебя любовь моя?!»

 - В городе, который насчитывает более полторы тысячи лет, было много интересных историй, –  добавил другой грузин.

– Да, да.  Город старый. Это можно было определить по развалинам многочисленных замков, которые мы видели в день нашего отъезда из Грузии. На склонах гор у Военно-Грузинской дороги, на фоне голубого неба, они смотрелись живописно.

  Мой запас знаний иссяк, мы ехали несколько минут молча.  И тут произошло настоящее чудо. Один грузин что-то сказал своим друзьям и запел песню на грузинском языке, остальные подхватили её. Как они пели красиво! Слышалось знаменитое грузинское разноголосое пение, создававшее прекрасное звучание. Одну песню пропев до конца, они начинали другую. Одеты грузины были в концертные костюмы, наверное, артисты ехали домой после концерта.  Это позднее я узнала их, когда появился у меня телевизор. Я их увидела на экране. Это были солисты уникального грузинского трио «Орера» Роберт Бардзимашвили, Теймураз Давитайя, Зураб Яшвили. Вахтанга Кикабидзе среди них ещё не было.

До столицы Кабардино-Балкарии было ещё тридцать километров, и грузины пели одну песню за другой до самого Нальчика. Когда въехали в город, шофёр спросил меня, где находится студия изобразительного искусства. Я назвала  здание Республиканского Совета профсоюзов. Видно, что это место было им знакомо, так как автомобиль подъехал сразу к этому зданию, стоявшему против памятника Марии.
 
Я поблагодарила ребят, попрощалась с попутчиками, вышла из машины и подала водителю за проезд один рубль. Они все так громко рассмеялись. Один  из них сказал мне: «Купи, девочка, на этот рубль себе мороженое!» А что? На один рубль можно было купить в то время пять эскимо. Я поблагодарила их, и они уехали. Я пришла в студию за пять минут до начала занятий.

Эти приятные воспоминания о 40 минутах, которые я провела в  обществе этих грузин, мне греют душу.  Шестнадцать раз я ехала до Нальчика  «автостопом» на машинах с грузинскими номерами, и только два водителя взяли с меня деньги. Один шофёр из этих двух был армянин. А вот другой водитель был грузин. Пока ехали до нашего села, он рассказал о своей жене, отдыхавшей в санатории Кисловодска. Туда он и направился за ней. Интересно то, что работал этот водитель в Доме правительства, в Тбилиси. Показал мне даже свой документ. Я так удивилась, когда он протянул руку за моим рублем. Наверное, ему в правительственном  доме мало платили. Остальные 14 грузинов денег за проезд не брали. Только смеялись, когда я им протягивала руку с рублём. Хорошие люди были и среди грузин в то время, как, наверное, есть они и в наше время даже после событий, начавшихся 08.08.2008.

Фото из Интернета. Тбилиси.
 


Рецензии
Не ожидал найти и лирику, и научную фантастику, и антиутопию, весьма вкусно написанные и умело скомпонованные. Очарован. Благодарна.
С уважением.

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.01.2022 13:01     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли, почитали, написали. День - не простой, если голова болит после праздников. Про фантастику вроде бы я не пишу. Где-то и антиутопию нашли. Дела...

Алифтина Павловна Попова   04.01.2022 14:42   Заявить о нарушении
кто ищет , тот находит...

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.01.2022 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.