6гл. Семейные страдания

                <>Семья - ячейка общества
<><><>Создание семьи одно из главных событий нашей жизни наряду с рождением, появлением детей, смертью. Большинство  из нас не задаются вопросом,   почему  нужно создавать семью, это само собой  разумеющийся  этап жизни.  Значение семьи часто декларируется, декларируется и изменение ее формы, и ее распад. Но заметим, что в общественных науках анализу семейной организации жизни, семейным отношениям посвящается очень отвлеченно. С одной стороны индивид, личность, индивидуальность и никакой его связи с семьей. С другой стороны – общество, классы, слои и прослойки, работодатели, работники, армии, производства, экономические отношения, политические партии. За этой потрясающей грандиозностью семьи не видно, только сиротливо висит на гвоздике декларация «Семья - ячейка общества», вот-вот ветром глобализации снесет в преисподнюю.
<><><>Тенденция распада семьи, ее видоизменение не может быть в отрыве от глобальных изменений в мировом сообществе. Человек будущего это гражданин мира, не отягощенный семейными узами, национально-государственной принадлежностью. Нет семьи, нет рода, нет нации, нет государства, мир без границ, стерта память о предках, стерта бульдозером история прошлых тысячелетий, вместе со всеми кладбищами. Кто сегодня ассоциирует себя с гражданином мира, а кто будет ассоциировать завтра? То ли   цепляться за доморощенные семейные идеалы, то ли сделать решительный шаг в сторону глобальной демократии? Конца мира не произойдет, в прошлых тысячелетиях империи увядали точно таким же способом. Управляющая имперская элита достигала своего апогея, благополучия и растаяла в удовольствиях, распрях и междоусобицах. Приходили завоеватели с более строгим нравом, занимали их места,  и жизнь продолжалась.
<><><>
          <><><>ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ

<><><>Семья это, прежде всего, естественный, созданный самой природой способ организации личностной жизни, она обусловлена созданием надежных условий для воспроизводства потомства. В современных условиях личностная жизнь может протекать индивидуально, в родительской или собственной семье. Причем семейные узы могут поддерживаться в той или иной степени тесноты, зависящие от сложившихся отношений, традиций этноса. Мы не рассматриваем однополые семьи, считаем, что это искажение естественной природы, ведущее к разрушению семейной организации жизни.
<><><>Семейная организация жизни свойственна не только людям, но и большинству животных организмов, особенно высшим животным. Белая медведица сопровождает медвежат до трех лет, кошка котят поменьше. Срок обусловлен обучением практическим навыкам жизнеобеспечения и физиологической готовностью молодого организма к выживанию. Поведенческие инстинкты есть, но их нужно наполнить конкретным приложением в разнообразных ситуациях. Медведица с медвежатами, кошка с котятами образует не полную семью, в них отсутствует отец. В данном варианте природа освободила отца от забот по опеке потомства, его задача распространять свое семя, утвердить свое «Я» на обширных территориях мирового пространства. Но есть семьи по типу термитов муравьев или обезьян где к взращиванию потомства имеют отношение все или отдельные особи, это социальные семьи. И детеныши в этой большой семье, по большей части, остаются до “глубокой старости”
<><><>У нас, у человека разумного все по человечески, но приведенные черты организации семейной жизни свойственны и нам. Есть полные семьи, не полные, комбинированные, чисто социальные в приютах, и беспризорные, без всякого попечительства. Продолжение рода является основной целью и причиной семейной организации, Но жизненный процесс требует удовлетворения потребностей личности физиологических, психологических, идеологических и это является функцией семьи. Поэтому целесообразно  семью рассматривать, как союз двух разнополых особей, как их совместное предприятие.  Предприятие по разведению потомства, по добыванию материального достатка, по приобретению и обустройству жизненного пространства, по проведению досуга и отдыха, по самообразованию, творческому развитию. Этих «по» можно привести достаточно много разной степени детализации и обобщения, они могут иметь начальную подготовку, достаться по наследству, а могут выглядеть как идея или ожидание. От этих ожиданий и надежд фокусируются соответствующие цели создания семьи, они могут быть осознанные и неосознанные, инстинктивные.
<><><>Зададимся историей вопроса, воспроизведем некоторую патриархальную семью с натуральным хозяйством, жившую, например, в позднее средневековье или того ранее. Как правило, патриархальная семья это большая семья в составе 3 – 4 поколений. Поскольку натуральное хозяйство требовало физических усилий, ценились мужчины. Семью можно считать процветающей, если рождается много мальчиков. Девочек можно отдавать замуж, но еще и с приданым. Естественно, что лучше брать, нежели отдавать. Хотя демографическая структура и в традиции некоторых этносов “выкупались” и девочки.
<><><>Авторитет мужа, мужчины и подчиненность жены были заданы сложившейся ролью в семейном укладе, ролью способствующей нормальной жизнедеятельности. И такое распределение ролей уменьшало проявление гордыни и ревности. На “любовном влечении” не акцентировалось внимание, преобладал принцип “стерпится – слюбится”, ценится ответственность за решение семейно-бытовых тягот. Можно оценивать такие отношения как семейный гнет, не дающий свободы эгоизму, но это же сдерживало распад семьи в самом ее зачатии. В этих условиях главная цель создания семьи – продолжение рода выполнялась с избытком. Кроме того, дети были желательны всеми членами семьи, душа ребенка не отягощалась неприязнью с обеих сторон, не была насыщена эгоизмом от рождения. Общественно-государственное устройство основывалось на такой семье, она соответствовала роли полноценной ячейки общества.
<><><>Уже когда двое работа требует слаженности, тем более,  когда большая семья требуется координация, управление. В такой семейно родовой общности велика роль лидера, кто-то берет на себя роль лидера. Безвластие или слабая власть стимулирует борьбу за лидерство, это приводит к раздорам и упадку. Каждый член семьи выполняет свою роль, свои обязанности, сложившиеся десятилетиями. Сами условия выживания требовали принуждения и подчинения не только в выборе семейной пары, но и в самом жизненном укладе большой семьи. При этом важно отметить позитивные моменты с точки зрения укрепления семейных отношений. В такой семье нет широких условий для обострения эгоизма. Преобладают общинные цели и ценности, подчинение общим задачам, авторитетный лидер, суровые условия выживания, разновозрастные роли. Общинное воспитание практичнее, нагляднее, внушает и поддерживает примером сложившиеся моральные принципы поведения, без современных методик воспитания.
<><><>Мы воспроизвели патриархальную семью несколько идеализированную, и в древние времена семьи распадались под воздействием внешних и внутренних факторов. Достаточно учесть постоянные мелкие и крупные грабительские войны, работорговлю, формирование грабительских дружин или дружин для промыслов.

   <><><>Следующие разделы этой главы вынесены для облегчения чтения.
                <><><>Семейные трудности
                <><><>К сердцу прижмет, к черту пошлет
                <><><>Черт лапти стоптал, пока пару сыскал
                <><><>Семейная ценность
                <><><>Пока поперек кровати лежит
                <><><>Профессиональная  школа
                <><><>Ранняя семья
                <><><>Центр попечительства семьи
<><><>  ©    DS  04.04.2012


Рецензии
Как всегда, Вы аргументировано раскрываете проблему. Читать интересно, да и полезно. Конечно, семья ячейка общества и государство должно быть заинтересовано в её упрочении. К сожалению, на деле получается не так. На первый взгляд, Президент или лидер политической партии не должны быть "рабами" традиций, имеют право на личную свободу. А с другой стороны они ведь являются гарантами института семьи. Отсюда вывод, или будь примерным семьянином, или уходи из политики.
А что бы Вы сказали по поводу такой семьи http://www.proza.ru/2011/01/27/1225? Художественное произведение, но основано на реальном факте. С уважением

Владимир Шаповал   10.01.2017 02:37     Заявить о нарушении
Спасибо за лестный отзыв, Владимир! По поводу произведения попробую, что-то сказать.

Древний Старец   10.01.2017 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.