5. 32

Любовь к театру. Моя мама, сколько себя помню, говорила о своей любви к театру. Когда они с отцом были молоды и отец имел право бесплатно посещать с женой Большой театр, они этим пользовались постоянно. Не каждый день, конечно. Мой старший брат был младенцем. Но как только удавалось кого-то уговорить посидеть с ребенком вечер, они шли в театр. Приехали в Москву они из маленького провинциального городка, где до революции был театр. Потом же вся жизнь упростилась. До примитивного выживания. Но маме очень хотелось стать театралкой. Чаще всего с Женькой оставался тогда еще молодой студент дядя Ваня, брат мой мамы. Я его помню больше генералом Генштаба. Очень суровым.
Мама рассказывала, что бесплатные места у них были в царской ложе. А так как новорожденный Женька не всегда давал им выспаться, отцу приходилось время от времени будить задремавшую мать. Они ведь находились в центре внимания. Царская ложа тоже как сцена. На нее все поглядывают.
Я этого всего не застала, но и меня старались приобщить. Первый раз в Большом я была лет двенадцати. По-видимому, с мамой. На «Лебедином озере». Главную партию исполняла Плисецкая. Меня перекормили лакомствами в буфете, и я весь вечер страдала желудком. До этого я бывала в театре детском. Запомнился дневной спектакль для школьников. Опера «Евгений Онегин» в театре Немировича Данченко. Голоса были такие откровенно слабые, что в какой-то момент подпевать стал одноклассник Алексей Иоаниди. Некоторые детские спектакли были настолько примитивные, что и вспоминать не хочется. В юности брала абонементы в консерваторию. Особенно нравился малый зал и камерная музыка.
Не то, чтобы в Москве была под запретом рок музыка. Скорее она не очень нравилась. Мы могли танцевать под магнитофонную запись. Упадочную, обязательно американскую. Как правило, это было основой любой вечеринки. У моего кузена Мишки были американские пластинки. Содержание песенок он переводил сам и, как я уже тогда понимала, совершенно произвольно. Когда была совсем маленькой, он азартно играл на фортепьяно «Буги-вуги».
Музыка в ресторане  - это уже хуже, слишком громко. Хотя, когда после второго курса мы поехали отдыхать в Алупку и там, в единственном ресторане играли мальчики из Питера в одежде и во всем подражавшие любимым тогда «Битлз», мы были в восторге. Ресторан для нас был дороговат, но на первом этаже был бар, и можно было выпить чашечку кофе.
На концерте же московских рок музыкантов была только раз, случайно. Зал был полупустой. Больше я ничего не запомнила.
В то время популярны были выступления бардов. Высотский приезжал выступать в институт,  где я работала. Но я на тот концерт не попала. Болела моя тогда маленькая дочь. А вот концерт Городницкого Александра Моисеевича в нашем же институте я помню хорошо.
Большой поклонник Высоцкого и даже его приятель работает и сейчас в институте «ЦНИИПромзданий», в соседнем отделе. Он примерно мой ровесник и у него огромная коллекция записей любимого народом барда.


Рецензии