А что у нас с идеалами?

     Каким был идеал обычного советского человека?  Только давайте не будем говорить о самом возвышенном и глубокомысленном в мире советском кино. Поскольку глубокомыслия в нем не было, а к жизни  это не относится никак. Никакого взаимопроникновения.  Пример – баба насмотрится  «Белого Бима» и так же точно станет дубасить сумкой бездомную дворнягу, как и прежде. Сама видела. Не происки шпионов. 
     Определив идеал советского человека, мы  поймем., кто же победил. Для кого была  вся эта омерзительная революция, сживание со света всех настоящих людей, которые не смогли или не захотели  искать спасения в других странах?  Для пролетариата? Да что же пролетарского в нашей культуре?  В моде советских времен?  В цели? Что считалось смешным, что предосудительным?
     Самым смешным, предосудительным или даже преступным было – чем-то выделяться.  Быть не как все. Это преследовалось жестоко. О, сейчас это тоже есть. Но  совсем не в такой степени. Тогда же – это было во всем. Попробуйте выйти на улицу в чем-то необычной одежде. Первые женщины в брюках  могут рассказать об этом.  Ныне одряхлевшие первые брючницы шепотом ругают женщин в юбках. На все был регламент – какая должна быть мебель, как она должна располагаться в хрущевской квартире, какие должны быть занавески. Стрижка, образ мыслей – ничего не должно было выпирать.  Если соседи, зайдя к вам в квартиру, замечали, что у вас что-то не так – слишком мало мебели, нет телевизора или еще чего-то,  без чего их космос рушился - беда, об этом становилось всем известно и вас начинали ненавидеть.
      Для этого большинства все и было сделано.  Для мещан, городских низших обывателей. Чтобы они молились на свои  половички перед дверью и радовались, что теперь они самые главные и никто не живет лучше их.
      Теперь многие недовольны. "-Как это,- говорит недовольная особа. - я привыкла, что здесь музей, а теперь его отняли и  сделали церковь. Я привыкла с детства, почему  мне это должно нравится. Мало ли. как это давно было."...
      
      Однако любимое советское наследие не пропало. разве такое может пропасть! Сложившиеся нормы вошли во все области жизни.  Увы, даже  в церковь  все это проникло.  А и правда, куда же деваться активной части населения? Комсомола - нет. КПСС - нет.  Вот они и бросились в церковь.  Это, хоть и не сразу. но здорово понизило уровень.  Теперь заходишь в храм - и не знаешь, нет ли где иконы Сталина? А батюшка - не  замполит ли бывший? а то ведь если не готов с таким общаться, то и подумаешь, что это инсценировка какой-то антиутопии. Ибо вот как разговаривают подобные духовные лица  даже с другими духовными лицами "Надоел ты, поп, хуже горькой редьки! Лучше замолчи. Посмеешь еще раз обратиться ко мне со столь наглыми словами - не взыщи. Я ведь тебе не смиренный мирянин." Так поучительно выажается человек. называющий себя" Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии" Не верите? Подобные баталии разыгрываются на презабавном сайте под названием "русская народная линия". Это очень интересное с точки зрения расширения кругозора место. Для летописца Последних Времен - немаловажное. Когда-то оно позиционировало себя как православное. Затем там были совершены значительные чистки по сословному признаку, когда были изгнаны (модератором) все, кто признался в дворянском происхождении. И теперь это оазис  обиженных советских мещан со всеми признаками. Правда несколько священников пытаются их вразумить, но с ними умеют разобраться. К тому же число красных священников  там значительно превышает традиционных. И вот, все с удовольствием  хвалят Сталина, порочат память мучеников, которые, конечно же, сами виноваты, а главное - проектируют построение нового социализма, уже на этот раз совершено прочного, благодаря  красному православию. Что в этом странного? Да ничего.  Таким людям не нравится когда им  напоминают о совести и о том. что пользоваться ворованным - дурно, а наживаться за счет чужого несчастья - некрасиво. Потому не странно, что главного редактора своего сайта они хотят видеть своим уполномоченным по правам человека и считают, что он-то и "отражает менталитет петербуржца."  Хотя это нелогично. Разве если некоренного, неправославного и некультурного петербуржца.
   Взаимоотношения с совестью, оставшееся нам в наследство от советского периода тоже весьма странно. Чуть ослабла дисциплина и все. Кто сейчас проходит настоящий осмотр для справки в бассейн? Никто, потому я никогда не стану плавать в бассейне и не пущу туда детей. Кто пишет эти справки за деньги?  Добрые старушки в  поликлиниках. Они при этом считают себя жертвой обстоятельств, а обвиняют олигархов.А что мне сказали при моих маленьких сыновиях? МНОГО Ж ВАМ БУДЕТ НУЖНО ДЕНЕГ, ЧТОБ В АРМИИ НЕ СЛУЖИТЬ. Как мы справимся с коррупцией, если каждый второй  готов воровать и брать взятки? Начиная с санитаров.  Если школьная учительница говорит родителям "когда будете собирать деньги на подарок к Новому  году, имейте в виду. что у меня в декабре день рождения". Если в г. Сочи. по словам жителей, школьные учителя используют в качестве единицы  платы за свой непомерный труд золотую цепочку?
  Наши милые мещане льют крокодиловы слезу у телевизора, а потом идут и спокойно воруют продукты у больных детей. И при советской власти так было. Баба, уносящая с работы бруски сливочного масла 25 лет назад. - что она делает теперь? Уносит откуда-то бруски золота или, напротив, ей не повезло и она призывает Сталина?
   Да, есть чем продолжить. Вот уже поступают предложения ВОЗОБНОВИТЬ гражданскую войну в горячем варианте
  "Я это говорю для того, чтобы молодые люди, читающие РНЛ, не пошли за "дворянской" шпаной, которая привела Россию к революции 1917 г., и не потеряли русский дух. А здесь столько этих бывших (см. недавние комментарии).
Для меня честь, совестливость, порядочность - жизнеутверждающая истина.
Приписка. Неужели Вы не понимаете, что против нас, русских патриотов и националистов, ведется смертельная война?" - призывает  "священник-офицер".
    Странно. Когда рухнула Советская власть НИ ОДИН из тех, кто пострадал от нее, не захотел кому-то мстить или искать виновников смерти предков, или родственников  этих виновников. Всем  казалось - зачем? Разве не общей была эта беда - безбожная власть? а теперь мы все помиримся и станем  заново строить наш дом. Но не таковы скрежещущие зубами мещане.
   Вот картинка. 90-годы 20 века. Центр Петербурга, двор. На иссохшем газоне доживает последние дни обломанный куст сирени. Недавно переехавшая жительница пытается его реанимировать.  Проходят старожилы и комментируют:
- Да, это наши родители посадили. Как он цвел! А мы, дети его обламывали... - мечтательно говорит нетрезвый пожилой гражданин.
- Ну что ж, может у вас что и получится, - бросает проходящая мимо старушка. - Давно его посадили.
   Это значит, что их родители, которые "получили" здесь квартиры, еще способны были посадить куст сирени. Дети и внуки не способны ни на что. Дом был построен в 1917 году.. ДО, естественно известно чего. Архитектура ПОСЛЕ отличалась всем известными особенностями.
   - Развалили страну... - вздыхают они. Хочется спросить - а во дворе кто вам все развалил? И на лестницах...навалил - кто? Диверсант?
    Но товарищам вовсе не до лестниц. У них идет борьба. С кем? Да как же, вы разве не слышали  - с ДЕСТАЛИНИЗАЦИЕЙ. Абсурдно? Да кого это волнует. Правда, имело бы смысл спросить борцов - может, вам это приснилось? Как же может быть десталинизация без предшествующей  сталинизации? И где последняя проходила. кем проводилась, в чем выражалсь?
     Ответа нет. Если не считать ответом прекрасные выпученные глаза, брызжущие слюни и прочие признаки душевного волнения.
     Итак, с идеалами у нас все лучше и лучше. Нам помогают и даже указывают новые горизонты, причем делают это очень лояльно. "Где отец, если мы говорим о создании положительного образа семьи? Если мы опираемся на привычную установку, что папа где-то работает, а мама воспитывает детей, то сегодня она будет очень плохо воспринята при современном отношении женщины к профессиональной реализации. Можно, конечно, спорить, хотя это уже вполне определенная данность. Поэтому мне кажется чрезвычайно важным сейчас акцент на теме отцовства», - сказал он. Он это Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. Как трогательно Будет плохо вопринято при СОВРЕМЕННОМ отношении женщины к профессиональной реализации!! Правильно. Еще пусть учтут отношение современной женщины к свободе секса. одежды и прочим вещам. А то вдруг плохо воспримут. Далее, конечно, о врачевании язв. Да язвы-то старые! При Советской власти  речь не шла о "профессиональной реализации".  Это называлось иначе. Но именно тогда формировался негативный образ женщины-матери и стало ругательным слово "домохозяйка". Тогда же насаждались мифы о том, что ребенок. выросший без яселек и детского сада станет в чем-то неполноценным. Сейчас у нас какое поколение растет , воспитанное  в ясельках? Результаты налицо.  Не ищите врагов в Америке.
      А еще очень интересен момент эдакой комической советско-постсоветской гордости.  Мы, типа, не рабы. Чем гордимся, товарищи? Тем, что всех дворян постреляли, а потомкам оставшихся можно на ноги наступать, чтоб чувствовали. Эко спохватились! Да у вас уже  давным-давно сформировались новые  князья - ваши, такие, которых вы заслуживаете. Кино-династии, научные, партийные! Они вами и управляют и моды задают.  Так что повторяйте слова родоначальника одного из таких династий "Кто трусы ребятам шьет? Уж, конечно, не пилот!". Вдумайтесь получше и когда в следующий раз начнете говорить, об отсутствии рабства в СССР. подумайте еще раз.
   А вот и настоящие неперекрашенные коммунисты . Пока они хвалят сталина даже с красных позиций, это выглядит  глупо не более. но вот красные ручонки протянулись далее.  kprf.ru/rus_soc/96579.html
  "История отношений коммунистов и верующих в России есть история единства их судьбы, что и не могло быть иначе. Крестьянство, составлявшее громадное большинство русского народа, в начале ХХ века сплошь было православным. Крестьянская православная Россия доверила свою судьбу коммунистам в октябре 1917 года. С тех пор и до августа 1991 года историческая судьба коммунистов и верующих была единой - социалистической. Понятно, что это противоречило разрушительным устремлениям идеологов и организаторов реставрации капитализма в России. Им надо было взорвать и уничтожить морально-политическое единство коммунистов и верующих во что бы то ни стало. И это, увы, им удалось. Русское православие оказалось заложником социального и духовного порабощения столь недавно великой державы."
  Это не смешно.  Публика современная ,даже не старая, настолько пребывает в одноклеточномсостоянии. что сожрет все, что угодно, лишь бы это угождало их порокам - зависти, жадности, ненависти к непонятному. Почему не поверить? Они ничего не знают, кроме сових ощущений. Спросите любого. что мило тебе в советском прошлом? Получите форменный репортаж из организма- "мне было хорошо, уютно, я не замечал, что кому-то было плохо... и ничего другого я не знаю... если мне было хорошо - значит лучше этого ничего не бывает...". Вот только не совсем понятно. зачем им православие?  А оно, такое. какое есть им и не нужно.Они лучше придумали.  Одним махом так сказать. Они объявили и  либералов-реформаторов церкви и  саму церковь негодными. А что им годится? А вот что
"Практика социалистического преобразования России обязывала церковных иерархов не только признать новую реальность, но и осмыслить ее, обновить каноны богословия. В 20-е годы ХХ века возникло движение за обновленческую церковь, идеологи ее отстаивали принципы "христианского коммунизма" и утверждали, что "христианство есть религия благодатного труда для устроения жизни человека на земле". К сожалению, в советское время об обновленцах ничего не говорилось. Ничего не говорится и сейчас, и понятно почему: обновленцы осудили капитализм как "смертный грех" и признали социальное неравенство "недопустимым для христианина". Идеологи обновленческой церкви настаивали: "Церковь должна быть не только лояльной к Советской власти, но и открыто признать, что эта власть мирскими методами проводит Христовы идеалы социального равенства в жизнь". Потому сегодня иерархи Русской православной церкви (РПЦ) ни слова не скажут об обновленцах 20-х годов минувшего века. Но усилия последних не были напрасны. Чем дальше, тем больше идеологи русского православия утверждали в сознании верующих богословское положение о христианских истоках социально-нравственных принципов и идеалов социализма и коммунизма."
  а вот любимый прием - наглая ложь
"Случилось и имевшее большой резонанс в православном мире ослушание патриаршей воли. Произошло это не где-нибудь, а в Петрограде в 1922 году. Настоятель церкви Захария и Елизаветы отец Александр Введенский во время вечерней службы в присутствии прихожан передал в фонд помощи голодающим всю серебряную и золотую утварь своего храма. При этом он снял с шеи массивный золотой крест и положил его поверх передаваемых государству драгоценностей. Патриарх Тихон лишил отца Александра священства. Однако настоятель не сложил с себя сана, а пошел на раскол: основал свою особую церковь (обновленческую) и назвал ее Живой, став ее митрополитом. В своих проповедях он призывал верующих поддержать Советскую власть. Как только она была признана иерархами РПЦ, раскол был преодолен."
 во первых. вот конец Введенского
"Об отпевании рассказывал в своих воспоминаниях один из очевидцев: «Храм Св<ятого> Пимена Великого был переполнен, но странные были похороны. Я пришел в храм к 10 утра. Заупокойная литургия еще не началась. Пожилые женщины в народе высказывались об Александре Ивановиче крайне резко: “Да какой же он митрополит! Смотрите — три жены у гроба, все тут...”. Народ почти не осенял себя крестным знамением. Служба все не начиналась, кого-то ждали. Очевидно, архиерея, подумал я. Но кто же будет отпевать Введенского? Распорядители попросили народ расступиться, и в храм вошла и медленно пошла ко гробу... Александра Михайловна Коллонтай <...> Черное платье, орден Ленина на <...> груди, в руках огромный букет красных и белых роз. Стала А. М. Коллонтай у гроба рядом с женами А. И. Введенского”[2]. По свидетельству того же мемуариста, возглавлял отпевание лжемитрополит Крутицкий Филарет, ему сослужили лжеепископ Дмитровский Алексий и 12 обновленческих священников. В отпевании участвовали 4 диакона, среди них был и сын умершего, протодиакон Александр Введенский, после смерти отца присоединенный к Патриаршей Церкви в диаконском сане, и А. Э. Левитин, ставший позднее известным церковным писателем. Очевидцы вспоминали, что сослужители покойного расколоучителя уже готовились к возвращению в лоно Патриаршей Церкви, и в ектеньях при отпевании поминалось имя Святейшего Патриарха Алексия I[3].

 Сам А. Введенский за год до смерти тоже пытался вернуться в Православную Церковь, но ставил условия и требовал для себя особого положения. В июне 1945 г. он написал письмо Патриарху Алексию. Начались долгие, заранее обреченные на неудачу переговоры. Получив приглашение на прием в Патриархию, А. Введенский в белом клобуке, в панагии направился в Чистый переулок, но Патриарх Алексий его не принял и к посетителю не вышел, его встречал управляющий делами Московской Патриархии настоятель Патриаршего Елоховского собора протопресвитер Николай Колчицкий. Любезно показав гостю помещение Патриархии, он усадил его в зале, и начались переговоры. Первоначальный проект А. И. Введенского быть принятым в сане епископа отпал сразу. Тогда попытались договориться о статусе профессора Духовной академии. Однако и этот проект не удовлетворил отца Николая Колчицкого. Он настаивал на том, что Введенский должен принести покаяние, на этом свидание было окончено. В сентябре 1945 г. протопресвитер Николай Колчицкий объявил окончательное решение: А. И. Введенский после покаяния может быть принят в лоно Патриаршей Церкви лишь мирянином, и единственное место, которое ему может быть предоставлено, — это должность рядового сотрудника “Журнала Московской Патриархии”. На это “первоиерарх” не пошел[4]. “Все было кончено, — писал его почитатель, — судьба А. И. Введенского была определена — отныне он был осужден на полное одиночество до конца своих дней”[5]."
  а вот конец обновленчества "
  Однако то, что дни обновленчества сочтены, стало ясно осенью 1943 г., после того как центральные газеты опубликовали сообщение о встрече в Кремле. Власть, разумеется, не объявляя об этом открыто, взяла курс на ликвидацию окончательно скомпрометировавшего себя обновленческого раскола[6]. Считается, что вскоре после этого почти все обновленцы в целом безболезненно воссоединились с Патриаршей Церковью, а сопротивление оказывали в основном обновленческие иерархи[7]. На деле воссоединение было трудным и не обошлось без сопротивления обновленческого духовенства. Особенно это касалось регионов, где обновленческий раскол имел прочные позиции — на Юге России (Краснодарский и Ставропольский края), на Северном Кавказе и в Средней Азии."
    Но коммунистам это все равно. Главное, что есть стадо, умеющее закрывать глаза.

   А плохо будет, если  объединятся справа коммунисты, восхваляющие первых обновленцев, слева либералы с новыми обновленцами. Что останется от Церкви Православной?



   
   


Рецензии
Хотела бы с Вами, Марина, согласится,
но не могу: что-то не позволяет мне это
сделать. Скажу мягко: ваши доводы и выводы
сильно преувеличены. Конечно, не всё в Советском
Союзе было хорошо, как и не всё плохо.
А чем, извините, сейчас, лучше? Тем, что геям
парады разрешили устраивать, или одеваться
в дорогих бутиках (если средства на то позволяют).
А уж об одежде и мебели и ненависти за их
отсутствие - мне просто и говорить не хочется.
Видимо, Вы жили в таком... месте, что за это ненавидели?
Я, например, никогда этого не чувствовала, хотя
жила с бабушкой и довольно скромно...
А уж об образовании - вообще говорить нечего.
Знаете, Марина, в Москве проходили тесты: учеников по
показаниям счётчиков просили вычислить сколько
нужно заплатить за электроэнергию. Знаете, сколько
было правильных ответов? Почти ни сколько, за
малым исключением. Это по Вашему - образование?
Вы весь народ назвали стадом - очень о том сожалею.
Такое впечатление, что вы жили... в Гулаге что ли?
Простите, за некоторую горячность, но вопросы
очень полемичные и очень спорные...
На них нельзя смотреть с высоты птичьего полёта -
ошибиться можно.
С теплом и уважением:

Тамара Злобина   20.05.2012 09:11     Заявить о нарушении
Вот только на одно возражу - то. что сейчас во многом плохо - все равно никак не украшает то плохое, что было тогда.
Спасибо за подробную рецензию!
Суважением,

Мария Березина   20.05.2012 10:34   Заявить о нарушении
Не украшает - согласна.
Но согласитесь уж и Вы, Марина,
что не всё и тогда было плохо...

Тамара Злобина   20.05.2012 10:40   Заявить о нарушении
Мне претило пользоваться советскими удовольствиями. потому что я всегда помнила. какой они ценой добыты...

Мария Березина   20.05.2012 10:42   Заявить о нарушении
А я пользовалась:
и образование получала, и детей в больнице родила,
и в детский сад их водила, а потом - в школу,
и квартиру получила, да ещё много чего...
И не претило - потому что всё это
своим трудом. Разве это плохо?

Тамара Злобина   20.05.2012 11:38   Заявить о нарушении
Не совсем так. Хотя сейчас есть люди, которые посещают и Северную Корею и не видят много - не хотят видеть. Вы сравниваете теперешнее с советским, а если сравнить советское с царским? Вот и не простоял СССР больше 70 лет... Из них сытыми (которые так всем нравятся издалека) были лет 15.

Мария Березина   20.05.2012 11:46   Заявить о нарушении
Согласно газете "Пионерская правда" за 1974 год опрос проведенный среди десятиклассников в Москве и Ленинграде на предмет богатства лексикона показал, что, в частности, почти все они считали. что "наивный" означает назойливый. Что уж там счетчики!

Мария Березина   22.05.2012 15:51   Заявить о нарушении
Ну, вот Фурсенко из министров убрали -
может что-то изменится?

Тамара Злобина   22.05.2012 15:53   Заявить о нарушении
Не знаю как раньше, а роль личности в истории в наше время ничтожна. Но на самом деле очень трудно понять, что нужно делать. Я выскажу непопулярную мысль - если б я стала самой главной, знаю ли я, что плохо, что, как и когда нужно исправлять? Честно скажу - нет. Мне легко описать недостатки социализма, но сейчас это не важно. потому что гораздо сложнее - как их исправить.

Мария Березина   22.05.2012 15:56   Заявить о нарушении
И добавлю - в каждом народе имеется часть. которую можно назвать стадом. Это просто люди, которые не хотят рассуждать и нуждаются в том, чтоб за них все решали и вели куда-то.

Мария Березина   22.05.2012 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.