112. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Четв. кр-не4

112. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

Четвертные крестьяне

часть 4


Крестьяне, владевшие землёй по четвертям, распределя-лись по губерниям так:
Раздел четвертных земель на души на законном основа-нии, по приговору большинства домохозяев, мог иметь место лишь до 1850г, когда было признано право однодворцев владеть поместными землями лично.

Переход от четвертей на души про-должался, однако, и после того. Обращению четвертного владе-ния в общинное противопоставлено сильное препятствие преоб-разованием быта государственных крестьян, когда четвертная земля записана была за главами семей, и была допущена про-дажа этих земель лицам всех сословий.

Это придало особую ценность земле и сделало крупных Ч. владельцев мало склонными к отказу от права собственности на землю. Распространение душевого владения на четвертные земли не прекратилось, однако, окончательно; живое стремле-ние к тому в среде малоземельных домохозяев констатируется земской переписью крестьянского хозяйства (в 80-х гг.) в Кур-ской и Рязанской губерниях.

Обращение четвертного владения в общинное не всегда было результатом единичного акта — общественного приговора, распространяющегося на все земли селения. Во многих сёлах ему предшествовало обращение в уравнительное пользование некоторых участков или угодий (лес, луга) и общинное владение таковыми наблюдается и ныне во многих селениях, удержавших для главнейшей массы земли форму личного владения.

Общинная пашня в селениях Ч. крестьян образовалась из дополнительных прирезок казённой земли, из распашек выго-нов, лесов и лугов, из участков выморочных и оставленных пе-реселенцами, из земель уступленных обществу многоземель-ными домохозяевами или поступивших в общество по решени-ям суда, из участков, ранее сдававшихся обществами в аренду, и т. д. Можно, таким образом, заключить, что участки, доставав-шиеся тем или другим путём обществу однодворцев, оно рас-пределяло между всеми не по четвертным правам, а по душам.

Не всеми угодьями Ч. крестьяне пользуются теперь одно-образно. Выгон обыкновенно находится в общинном пользова-нии, причём всякий домохозяин имеет право выгонять на него (а также на луга, после снятия травы, и на поля, после уборки урожая) весь свой скот; из выгона иногда нарезываются уса-дебные места малоземельным крестьянам, отделяющимся от семьи. Луга, в большинстве случаев, находятся или в общем пользовании, распределяясь между семьями перед самым по-косом пропорционально площади их пахотных участков, — или в общинном, распределяясь по душам или поровну по дворам; редко луг разделен на постоянные семейные участки.
 
То же самое относится к лесу. Часть пахотной земли в не-которых Ч. селениях находится в общинном владении, переделя-ясь по душам или по дворам или эксплуатируясь путём сдачи в аренду, большая же часть её состоит в наследственном владении семей.

Сыновья умершего делят его землю поровну, выдавая сестрам только приданое, движимостью. Хотя, по закону, в по-рядке наследования имуществом крестьянам дозволяется руко-водствоваться местными обычаями, тем не менее, в 70-х гг. до-чери однодворцев, через посредство суда, добились получения земельных долей согласно т.X; местами они и впоследствии, под влиянием волостных писарей, наследовали на этом основании.

При отсутствии сыновей наследуют вдова и дочери; за от-сутствием прямых наследников — братья, сёстры и родные пле-мянники, затем дяди и другие родственники. Участки пахотной земли находятся в общей чересполосице; между наследниками обыкновенно разделяются все полевые участки наследодателя. Чересполосица от этого увеличивается и теряет правильность, присущую ей в общинном владении, где она применяется с це-лью уравнения домохозяев в пользовании всеми естественны-ми выгодами участков, равно как и в их неудобствах.

Чрезмерное раздробление участков приводит к тому, что малоземельные домохозяева не находят удобным подчинять их правильному севообороту, а так как число этих хозяев возраста-ет, то им часто удаётся добиться приговора об уничтожении обя-зательного пара, после чего они начинают засевать землю из года в год, до полного истощения. Широкое распространение истощающей беспорядочной культуры четвертных земель обу-словливается ещё редкостью приговоров общества Ч. владель-цев относительно подчинения правильному севообороту отда-ленных участков земель, находящихся, в отношении способов хозяйства, в полном распоряжения собственников, применяю-щих к ним беспорядочную, истощающую культуру.

//(В.В).  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.//


Рецензии