119. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Иван, Ванька-Вст

119. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


ЮРИЙ БУДАНЦЕВ.
ПРО ИВАНА-ДУРАКА И ВАНЬКУ-ВСТАНЬКУ
 

 
1. Почему нас кличут "Иванами". Почему это имя распространено и крепко засело в сознании людей, когда говорят о русском народе? Неужели именная нива оскудела? Ведь есть же и другие имена. Есть, но можно подумать, что принятие христианства и крещение Руси нанесли ничем непоправимый удар по многоцветию славянских имён в русском народе. Да, действительно, многоцветье это погасло.

Однако на смену ему пришёл негасимый свет имён лучших людей христианского мира до крещения Руси, а потом и лучших людей самой Руси. Это – имена святых.

 поскольку имена святых с именем Иоанн – одни из самых распространенных в христианском именнике, начиная с Иоанна Крестителя, первого среди других, а в русском календаре они приходились на период больших рождений, то и среди русских носителей имени "Иван" немало.

Другая причина в том, что словоимя "Иоанн" переводится как "слуга Божий". И в сказках имя Иван носят герои по происхождению своему самые разные. Но неслучайно лучший из них Иван-Дурак – происхождения крестьянского, от земли, от сохи.

Ведь предки каждого из нас были когда-то крестьянами, на которых Русь держится.

2. Почему народ любит Ивана. Иван-Дурак – любимый герой нашего народа, общий автопортрет. Это удачник, иронизирующий над другими, но и над собой, прежде всего. Иронизирующий не потому, что он зол, а потому, что он в высшей степени добр и разумен, Он понимает суетность мира, в котором живёт, преходящее значение тьмы и непреходящее значение све-та-любви.

Сейчас, когда многие считают, что тьма почти победила, стоит перечитать сказки об Иване, чтобы поучиться у него стойкости духа, равновесию душевному. И всё-то ему приходится добывать самому, в немыслимо трудных обстоятельствах.

И закапывали его, и поджаривали, и на кусочки рубили, и топили, а он все жив. И заметьте, ни разу не сотворил себе кумира, не обидел ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни тра-винушку. Вся судьба Ивана – в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных.

3. Мир без "учёных". Между ним и "учёными" людьми – безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчёркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом – Бесталанного. Народ сам учён, без отколовшихся от него "учёных". Михайло Ломоносов, пробившись в "учёные", только тем и занимался, что народные представления уточнял.

Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный, как сейчас. Не лезли бы "учёные", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учёными" – линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своём не забывают. "Иваны, родства не помнящие", – так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства – это уже и не Иван.

4. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван- Дурак начисто лишён трёх пороков, которые его враги считают достоинствами. Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем.

Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване – маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик – образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, – лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми".

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В-третьих, нет в нём даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трёх пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком".
 
Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его вра-ги, просто живут по другим заповедям.

5. Почему побеждает Иван. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать- сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, по-тому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру.

Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном. "Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашёл!"...

Царству мёртвых, основных врагов Ивана – Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу – противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, – особая цивилизация.

"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это – цивилизация Россия. Другой та-кой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" – восточные.

Человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию – дикой, нецивилизованной страной дураков.

Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны- Дураки. Между тем, бессмертие России – именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство.

Иван- Дурак после смерти побеждает. Вспомните самого меньшего из Иванов – Ваньку- Встаньку. Не зная или не любя нашу культуру, можно, конечно, увидеть в нём зловредного мальчонку, который по ночам не спит и другим спать не даёт.

Но прав-то поэт, который увидел и в младшем из Иванов ту же одухотворённую стойкость, что свойственна всему нашему племени Дураков, особенно беспощадных к захватчикам родной земли. Сколько ни мордуй, выстоим. И терпит-то Иван, потому что силы копит, уму-разуму набирается, "с духом собирается".

Потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и своё Отечество в обиду не даст.

…Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду …три головы". Как говорится, клонируй не клонируй, а все равно хана.

Кощею (в его современных масках) Иваны больше кого-либо мешают. Враги нашей страны не хотят, чтобы у нас были такие герои… И вот выходят где-нибудь за Кощеевым бугром Афанасьевские сказки, а они так подправлены, сокращены и прокомментированы Кощеевыми помощниками, что Иван в книге уже и не Иван вовсе, а чемпион среди обыкновенных придурков.

Кажется, что Иван в меньшинстве, что он одинёшенек. Но это так, если мерить мир по кощееву, по-"учёному", а если как надо, то за Иваном – бесконечный свет, противостоящий конечной тьме. Даже оставшийся один на этой земле "собравшийся с духом", праведный человек будет в бесконечном большинстве, ибо за ним – святые, ангелы, Сам Бог. Такой человек – всегда победитель.

Люди к храмам идут. Храмы строятся. Звон колокольный все звончей. Свету всё больше. И на нас, Иванах, все больше – свет Крещения, свет Святой Троицы. Непобедимый свет любви Иисуса Христа. (В сокращении)

(http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm).
 


Рецензии