Джон Смит и баптисты

После обособления протестантской церкви от католичества в ней практически сразу развернулась напряженная внутренняя борьба между различными реформаторскими течениями. Один из самых ранних расколов возник из-за споров о том, когда верующим следует принимать крещение. Поскольку в Евангелии нигде нет упоминания о крещении младенцев (а сам Христос, как известно, крестился только в 30 лет), то почти сразу во многих местах появились секты, проповедующие крещение в зрелом возрасте, когда человек имеет возможность сознательно выбрать свою веру. При этом ссылались помимо Христа на пример Блаженного Августина, Григория Богослова и других отцов церкви, принявших крещение уже взрослыми. Многие не только отказывались крестить своих младенцев, но также объявляли свое собственное крещение в детстве недействительным. Начиная с лета 1525 г. входит в употребление практика вторичных крещений. Последователей этих учений стали называть анабаптистами (то есть "вновь крещенными").

     Возникнув первоначально в Цюрихе, анабаптизм быстро распространился по Европе. Первая анабаптистская община в Германии сложилась в Цвиккау.  Анабаптисты были активными участниками Крестьянской войны. Позже центр этого движения перемещается в Голландию  и Фрисландию (к 1546 г. за принадлежность к анабаптизму здесь было казнено около 30 тыс. человек). В 1539 г. голландский богослов Менно Симонс выпустил "Главную книгу истинной христианской веры", где впервые были систематически изложены основные положения анабаптистского вероучения. Их основой служила концепция церкви. Симонс учил, что церковь – это не организация, охватывающая всех, кто родился в географических рамках какого-то прихода (как было принято считать раньше), а братство возрожденных верующих, совершивших акт подлинного, действительного крещения. Другими словами, церковь это не какой-то внешний официальный орган, но тесное сообщество единоверцев, близких единомышленников. Отсюда вытекали главные принципы ее организации: служители церкви не могут назначаться "свыше" - они избираются лишь членами общины; никто не может предписывать им, что и как проповедовать; церковь должна быть абсолютно независимой от государства, то есть должна существовать исключительно за счет пожертвований верующих. В дальнейшем последователи Симонса стали именовать себя по имени своего основоположника меннонитами. Они стали ранними предтечами баптизма.

    Родиной собственно баптизма в современном понимании этого слова, стала Англия. Многие сторонники Реформации в этой стране остались недовольны половинчатыми по сути церковными реформами Генриха VIII. В связи с этим во второй половине XVI в. здесь возникло несколько течений, исповедовавших более радикальные учения. Прежде всего это были пресвитериане (английские кальвинисты).  Еще более радикальную программу отстаивали индепенденты (сепаратисты), считавшие, подобно меннонитам, что истинная церковь может быть создана лишь вне государственной системы. Они высказывались за отделение церкви от государства и считали, что каждая местная община (конгрегация) должна быть совершенно независимой в религиозных вопросах. Индепенденты проповедовали, что в церкви могут состоять  только "возрожденные", способные сознательно засвидетельствовать свою верность Христу люди, но при этом сохраняли у себя крещение младенцев.

      Дальнейшее развитие и углубление принципов  индепендентов привело к появлению баптистов. Вероучение последних  отличали от первых только два существенных момента: баптисты требовали крещения верующих в сознательном возрасте и отстаивали полную независимость церкви от контроля светского государства. Если индепенденты, выступавшие против государственного нажима на церковь, считали, что светская власть не может снимать с себя ответственности за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, то баптисты в принципе отвергали право государства как-либо влиять на религиозные дела. Однако не это очень важное по существу положение, а именно требование сознательного вторичного крещения долгое время служило межевым знаком, обозначившим отличие новой церкви от родственных ей течений. Что отразило и название, постепенно за ней закрепившееся (слово "баптизм" происходит от греческого baptizo, то есть  "окунаю", "крещу в воде").

     Основоположником баптизма считается английский проповедник Джон Смит, который первый в своем историческом "Исповедании" разработал принципы крещения верующих и в значительной степени сформулировал другие положения баптистского вероучения.  Родился Смит около 1570 г. в Гейнсборо на Тренте. Около 1586 г. он поступил в Колледж Христа в Кембридже, где был учеником Френсиса Джонсона (впоследствии видного индепендентского лидера). В 1593 г. Смит получил степень магистра гуманитарных наук. В сентябре 1600 г. его избрали проповедником города Линкольна. Но уже в октябре 1602 г. он был неожиданно смещен с должности за то, что "…проявил себя в этом городе раскольником своими проповедями против различных добропорядочных людей". Из этого факта можно сделать вывод, что Смит был несдержан в своих критических высказываниях и в утверждении идей, которые все более приобретали сектантскую направленность.

    В 1603 и 1605 гг. Смит выпустил два небольших тома речей, произнесенных им в Линкольне. В 1605 г. мы застаем его в родном городе Гейнсборо. Он еще не индепендент, но уже мучим сомнениями относительно позиций официальной англиканской церкви. Вскоре Смит вступил в конгрегационалистскую церковь и практически сразу же стал пастором гейнсборской общины индепендентов. Преследования правительства вынудили эту общину искать убежища в Голландии. В 1607 г., возглавляемая Джоном Смитом и Гомосом Хэлвисом, она покинула Англию и обосновалась в Амстердаме. В общине насчитывалось около 80 человек. Они не присоединились ни к одной из местных протестантских церквей, существуя самостоятельно. (Последователи Смита, в частности, не присоединились к конгрегационалистской церкви Фрэнсиса Джонсона, хотя та и была очень близка ей по духу и вероисповеданию. Причиной разногласий стал вопрос о том, можно ли читать проповедь по рукописи. Смит был категорически против таких проповедей, ибо подобное, как ему представлялось, может воспрепятствовать действию Святого Духа. В подтверждение своих взглядов Смит ссылался на главу четвертую в Евангелии от Луки, где Христос, прежде чем начать проповедовать, закрывает священный свиток).

      Впрочем, как показало дальнейшее, разногласия с индепендентами носили более глубокий характер. К началу 1609 г. Смит принимает анабаптистские взгляды. К этому перевороту привела его убежденность в том, что апостольская преемственность проявляется  не через преемственность священства или видимых церквей, а только через истинную веру. Поскольку же, по его мнению, такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь нужно создавать заново. Поэтому Смит стал отводить первостепенное значение крещению как "внешнему знаку прощения грехов". В подтверждение своих взглядов он ссылался на то, что: 1) в Новом Завете  не существует ни указаний, ни примеров крещения младенцев Иоанном Крестителем  или учениками Христа; 2) Христос повелел "вначале учить, а потом крестить".

    В марте 1609 г. Смит выпустил трактат о крещении младенцев, озаглавленный "Число зверя". Вскоре после этого он крестил окроплением себя самого, а затем также окрестил Хэлвиса и других членов общины пожелавших этого (всего 40 человек).  Однако на этом сомнения Смита не кончились, ибо он стал все больше и больше попадать под влияние секты меннонитов. Вскоре он объявил своей общине, что напрасно поспешил окрестить себя и их, ибо истинным крещением следует считать менонитское. Вслед затем начались переговоры о вступлении общины Смита в церковь меннонитов. Но часть членов общины, во главе с Хэлвисом, не согласилась со Смитом, и в марте 1610 г. рассталась с ним. В 1611 г., отлучив Смита от церкви, маленькая группа Хэлвиса вернулась в Англию. Между тем, меннониты не спешили принимать Смита в свою общину и потребовали от него письменного вероисповедания. Тот засел за работу и составил для меннонитов обширное и обстоятельной "Исповедание", которое считается теперь первым точным изложением вероучения баптистов. (Здесь, в частности, впервые был сформулирован очень важный для баптистов принцип религиозной свободы и веротерпимости. Человек, считал Смит, за свое окончательное предназначение ответственен лишь перед Богом. Каждый может по-своему служить Богу или не верить в Него. В своем "Исповедании" он писал: "Магистрат не может в силу своего положения вмешиваться в религиозные дела или вопросы совести или заставлять людей исповедовать ту или иную форму религии или доктрины:  он должен оставить христианскую религию  свободной на усмотрение совести каждого человека… ибо Христос является единственным царем и законодателем для церкви и совести"). Сам Смит так и не дождался принятия в меннониты. В конце августа 1612 г. он умер от чахотки и был погребен в Нойевекерке в Амстердаме. Его последователи были приняты в число меннонитов в январе 1615 г.

    Дальнейшая история баптизма связана не с ними, а с группой Хэлвиса, возвратившейся в Лондон. Основу вероучения этой секты Хэлвис изложил в нескольких книгах, вышедших в 1611-1612 гг. В основном они повторяли положения, сформулированные Смитом в его "Исповедании", но в чем-то шли дальше. Так Хэлвис активно развивал положение Смита о свободе совести и писал: "Король является смертным человеком, а не Богом. Он не имеет власти над бессмертными душами своих подданных, чтобы издавать для них законы, распоряжения и назначать над ними духовных князей". За это высказывание Хэлвис был в 1612 г. арестован и кончил свои дни в Ньюгейтской тюрьме. Общину после него возглавил торговец мехами Джон Мэртон.

    Не смотря на преследования, число баптистов постепенно росло. К 1626 г. существовало уже пять общин в различных городах, объединявших до 150 человек, а в 1644 г. количество общин достигло 46.     Особенно быстрое распространение баптизма началось во время Английской революции. В те годы баптисты составляли костяк армии Кромвеля и занимали высокие государственные должности.  Именно поэтому после реставрации Стюартов в 1660 г. на секту начались гонения. Сотни баптистов были арестованы и брошены в тюрьмы. Однако преследования не остановили роста их рядов. К 1689 г., когда был принят "Акт о веротерпимости", положивший в Англии конец религиозным гонениям, в стране насчитывалось до 30 тыс. баптистов. И все же подлинный  расцвет был уготован баптизму не здесь, а в Америке.

    Начало американского баптизма связывают с деятельностью английского проповедника Роджера Уильямса. Выпускник Кембриджа, он в 1627 г. получил степень бакалавра. В поисках религиозной свободы Уильямс решил покинуть Англию и в 1631 г. прибыл в Бостон. Здесь он вскоре приобрел известность как выдающийся борец за демократию и свободу совести. «Я считаю, - писал он в одном из своих памфлетов, - что ущемлять какое-либо лицо, еврея или христианина, за то, что он придерживается той или иной доктрины, или совершает богослужение по-своему, или просто молится в душе, - значит подвергать его религиозным преследованиям… Божьи дети были и должны оставаться веротерпимыми, и никто не смеет ограничивать истинной веры или принуждать к ложной». Эти идеи не встретили понимания у Генерального суда Массачусетса в Бостоне. Тот постановил изгнать Уильямса из колонии и отправить обратно в Англию. Уильямс не подчинился решению суда. Он покинул освоенную территорию, купил землю у индейцев и основал со своими единомышленниками поселение Провиденс. В общине был провозглашен принцип невмешательства властей в религиозные дела. В марте 1639 г. Уильямс убедил своих последователей в необходимости нового крещения и сам окрестил десять человек. Таким образом, на американском континенте появилась первая баптистская община.

    Во второй половине XVII века число баптистов в Америке продолжает увеличиваться. Демократизм этого вероучения и полное самоуправление общин чрезвычайно импонировала первым американским колонистам. (Баптисты резко выступают против любого разграничения между духовенством и мирянами. Толковать писание и проповедовать, считают они, может любой, кто испытывает к этому влечение. Проповедники не имеют никаких священнических облачений). Постепенно центром американского баптизма становится Филадельфия, где существовали очень либеральные религиозные законы. Сюда эмигрируют многие баптисты из Англии. В 1707 г. состоялась конференция посланцев пяти церквей, на которой было объявлено  об учреждении Филадельфийской баптистской ассоциации, которая постепенно стала ведущей организацией баптистов Нового Света. В 1742 г. она приняла «Исповедание веры», оказывавшее решительное влияние на жизнь баптистов в течение всего XVIII века. В первых главах этого «Исповедания» говорилось, что Священное Писание «является единственным, достаточным, надежным и неизменным правилом для всего спасающего знания, веры и повиновения». Принципиальным было положение о том, что каждая церковь имеет силу и авторитет для того, чтобы самой определять всю текущую деятельность и не зависеть ни от какой другой религиозной организации. Ассоциация всецело приняла кальвинистское учение о предопределении.

   В XIX веке количество баптистов в США многократно возросло, что стало следствием хорошо налаженной миссионерской деятельности. В 1832 г. возникло Общество внутренней Миссии американского баптизма.  К началу ХХ века число баптистов в США уже превышало 4 млн., а баптистская церковь превратилась в мощную организацию, имеющую четкую структуру, многочисленные ведомства, агентства, миссии, институты, сотни учебных заведений и школ, юношеских и женских организаций, журналов и издательств, зарубежных центров, штатных и добровольных миссионеров. Из США баптизм в начале XIX века стал быстро распространяться по всему миру. В настоящее время баптизм является наиболее многочисленным протестантским течением. Его последователи, проживающие практически во всех регионах мира, насчитывают 75 млн. человек. Но большая часть их это граждане США. Баптизм оказал чрезвычайно сильное влияние на формирование американской демократии и по сей день он остается религиозным учением очень чутко реагирующим на любую социальную несправедливость. Из числа баптистов выдвинулась целая плеяда блестящих мыслителей, оказавших серьезное влияние на облик не только американской, но и мировой культуры.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
если потрудиться и посмотреть перечень,всех от начала, подвижников Церкви, то ваше упоминание плеяды мыслителей меркнет. И по существу раскол,- это Богоотступничество.
http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/

Иван Петров 30   18.11.2016 01:42     Заявить о нарушении
Я так не думаю. И что есть "раскол"? Богоотступников пусть судит сам Бог. А люди могут не общаться с теми, с кем не согласны. Или убеждать их. Не более. Всякое насилие в делах веры ("я понимаю Божественное лучше, чем ты") - от гордости. Если Вам не наскучила моя страничка, еще один сюжет на эту тему http://www.proza.ru/2011/02/16/356
Спасибо за ссылку! Я с уважением отношусь к этим людям.

Константин Рыжов   18.11.2016 06:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.