Мой фильм о Любви...

 ... кино это зеркало зрителя... И. Бергман


    Не знаю почему, но хорошее кино заставляет меня жить интереснее.      
Что-то происходит с моим сердцем, и оно начинает метаться и беспокоиться, как будто тебе неполных семнадцать, и ты вообще ничего не знаешь о жизни.
На самом деле тебе гораздо больше, и о жизни ты знаешь почти все и
удивить тебя уже невозможно.
Но вот - о чудо! - магия кино преображает тебя. Только хорошее кино может заставить думать, плакать, смеяться, переживать. Только самые замечательные фильмы имеют такую магическую власть над душой. В такие минуты ты ощущаешь себя по-настоящему живой, тебе хочется новых сюрпризов от жизни, ты веришь, что жизнь еще не закончилась, и она прекрасна!
         
                В мир чудесный окно
                Для меня лишь ОНО!
                Не нужны мне табак и вино.
                С ним мы дружим давно,
                Но скажу все равно:
                Я навеки с тобою,
                К И Н О!            
               
    Эти незамысловатые стихи написаны очень давно, когда кино было важной частью моей жизни, когда многочисленные фотографии знаменитых киноартистов украшали альбомы и песенники, когда монологи и диалоги кино-героев цитировались наизусть.
          
   Бог мой! Когда же это было? Как вспомнить все и перенестись в нереальный теперь уже мир когда-то реально происходивших событий? Зачем мне это? Не знаю точно...    
   Пусть воскреснут прошедшие годы, пусть заговорят  сердца родных и друзей,   которые еще помнят обо мне.
Пусть воскресенье коснется моей души. Господи, помоги мне пройти этот путь.

   Весна приходила в мое детство внезапно: сильным, порывистым ветром, ярким солнцем и непролазной грязью плохо заасфальтированных улиц, но ветер и солнце всегда делали свое дело, и к концу марта по протоптанным дорожкам, мы с подругой наперегонки бежали в центр. Так почему-то все называли площадь, где располагались все очаги культуры: кинотеатр, дом культуры, библиотека, универмаг, парк, с проржавевшими за зиму качелями, детский мир и центральная аллея со скамейками и памятником Ленину.
   Весенние каникулы подходили к концу, нужно было запасаться впечатлениями и энергией на последний рывок в четвертой четверти учебного года. Для меня, вечной "круглой отличницы", это были не просто походы в кино, а возможность пополнить впечатления, расширить кругозор, пообщаться со сверстниками в неформальной обстановке. Мне это было нужно, как и всем, кто жил в небольших городах, районных центрах, поселках, вдалеке от цивилизации и столичной жизни.

Сейчас, став взрослой, я горжусь своим провинциальным происхождением, которому я обязана многим: отличными знаниями всех школьных предметов, любовью к книгам, умению неторопливо и рассудительно жить, способности к созерцательно-философскому здравомыслию, неистребимому романтизму, и, конечно, необыкновенной любовью к кино.
Но в ту пору мы все как-то стеснялись своей провинциальности, немного тушевались перед уверенными в себе ребятами, познавшими воздух свободы "городов и весей", студентами и студентками столичных учебных заведений.
Правда, когда мне приходилось на лето уезжать к бабушке, на родину отца, в глухую, всеми забытую подмосковную деревню попить парного молока, я чувствовала себя там наравне с приезжими москвичами, всегда правильно говорила по-русски и была в курсе всех последних "культурных" событий и музыкальных предпочтений столичной молодёжи.
Я легко избавлялась от разных жаргонных словечек, прилипших случайно, приобретала взамен типичные московские выражения и специфический московский говорок.
Моя соседка и лучшая подружка - хохлушка, так тогда на Ставрополье называли  раскулаченных переселенцев из Украины, частенько употребляла  словечки "хай", "нэма", а выражения типа "хай тобі грець" или "трясти вашей матери", веселили и её и меня не меньше хороших комедий и анекдотов. И не удивительно, что сборник искромётных и остроумных баек от Остапа Вишни на украинском языке, занимал самое почётное место на моей этажерке рядом с любимыми именитыми авторами классической литературы.
Мы вместе читали и всегда смеялись от души, так смеяться могли только дети, это был добрый смех, тогда мы все были советские, все родные, просто одни говорили по-русски правильно, а другие так, как было принято в семье, вот и все различия.
 
То были времена, когда твои знания и успехи принадлежали только тебе, но посвящались почему-то родине и партии. Это совсем не мешало мне жить нормально, мой внутренний мир обогащался с каждой прочитанной книгой, с каждым новым увиденным фильмом.
Моей фантазии хватало на всех, и тогда моя милая подружка, рыжая и зеленоглазая Лидка, упивалась вместе со мной сказочными мечтами о прекрасном будущем, о путешествиях по миру, о замечательных принцах, которые будут любить только нас двоих, потому что мы самые достойные, умные, веселые и красивые...

Но подружку все реже отпускали со мной в кино, родители поручали ей младшего брата, или заставляли оставаться на хозяйстве, когда сами уезжали на своей старенькой "Победе" по своим вполне "куркульским" делам. Она покорно оставалась дома, с тоской поглядывая из-за забора мне вслед.

   Так я привыкла ходить в кино одна. Мне нравилось садиться на лучшие места, по центру кинозала, желательно в тот ряд с проходом, где тебе не оттаптывают ноги, опоздавшие на сеанс. Захватив с собой любимых конфет "Белочка" и предварительно освобожденную от шуршащей фольги "Аленку", я на полтора часа переставала существовать в этом реальном мире, становилась частью экрана, жила жизнью кино-героев, шептала их монологи, подпевала им, плакала и смеялась вместе с теми, кто оживал на белом экране кинотеатра с таким традиционным для того времени названием "Комсомолец".
Мне почти не попадались плохие фильмы, какая-то особенная "киношная" интуиция помогала  уже по названию определить, каким будет фильм. Я почти не ошибалась. Но были и особенные фильмы в моей жизни.
Когда на афише Дома культуры я прочитала название фильма - "О любви", в моей жизни уже произошли события, которые заставили меня не пропустить этот фильм. В тринадцать лет я влюбилась впервые в жизни в юношу-москвича, когда в очередной раз летом была отправлена в деревню "на парное молоко".
 Он казался невероятно взрослым, хотя со временем выяснилось, что ему было только шестнадцать, но он был самоуверен, опытен и, как все москвичи, необычайно обаятелен. Он гонял на мотоцикле, играл в футбол, танцевал "шейк" под огромную пластинку Дина Рида и как настоящий ловелас не пропускал мимо симпатичных барышень, не оказав им особого знака внимания.
Как-то мы, отрабатывая очередь наших стареньких бабушек пасти коров, оказались вдвоем на природе, на опушке березовой рощи, где коровы спокойно нагуливали свое молоко, а зеленые кузнечики трещали без умолку, убаюкивая и погружая в негу всю окружающую природу.
Мы играли в карточного "дурака" на желания, и каждый проигравший нехотя плелся за отбившейся от стада коровой, чтобы она далеко не ушла и не заблудилась.
 Он первый дал понять, что его желание состоит совсем в ином, а, может быть, он предугадал мое желание? Кто знает, но именно тогда его влажные нежные губы сорвали с моих детских губ мой первый в жизни поцелуй...
Вкус первого поцелуя я помню до сих пор, спустя столько лет! Странно, что никто тогда не испытал неловкости или замешательства, все было естественно и целомудренно, как будто ангелы любви подготовили эту немую сцену "Первый поцелуй".
Я ощущала прохладу ветра и запах цветов, белые облака застыли на синем квадрате неба, одинокая пчела собирала нектар, опыляя цветки "львиного зева"...
В тот момент я поняла, что время можно остановить, для этого нужно абсолютное счастье. Когда ты влюблен - ты счастлив, когда ты влюблен впервые в жизни, ты думаешь, что счастье вечно, как сама Вселенная.
Ты живешь как бы в четвертом измерении, а остальные три тебе совсем не мешают.

Такое же вот ощущение четвертого измерения приходило ко мне в темном зале кинотеатра, когда экран завораживал меня на полтора часа, погружал с головой в сюжет фильма, обволакивая музыкой, красками, лицами, судьбами.
Я сидела на пятом ряду, на жестком сидении перед пыльным экраном в полупустом кинозале Дома Культуры. Я пришла одна на фильм "О любви".

С первых минут, с первых музыкальных аккордов, я поняла, что теперь это будет мой любимый фильм о любви. Загадочная, удивительная девушка - героиня, необыкновенный мужчина в исполнении Олега Янковского, неземная музыка Евгения Крылатова, прекрасный город - музей, сюжет фильма и его развязка, все было так великолепно, так совершенно! Я ощущала себя главной героиней фильма, когда в последней сцене, девушка смотрит на своего любимого через стекло витрины, и он наконец замечает ее, она плачет, прислонившись к стеклу, так что ему до конца не понятно это слезы или капли внезапно начавшегося дождя. Апофеозом безответной любви, робкой надежды, грусти и безмерной тоски становятся заключительные аккорды вселенской музыки, разрывающей душу и юное мое сердце.
Я рыдала в голос, не вытирая слез и не замечая никого вокруг, медленно брела по знакомой улице привычным маршрутом домой, и мое чуткое сердце подсказывало мне, что первая любовь останется в моей жизни навсегда, как прекрасная фантазия, как луч света, как звездная россыпь неосуществленных желаний...
Где ты, моя первая любовь? Помнишь ли меня? Как сложилась твоя жизнь и судьба?
Ответить на эти вопросы совсем нетрудно, есть адрес и телефон, есть Интернет, но стоит ли разрушать сказку? Ведь эта любовь стала моим первым фильмом, моим незабываемым кино, отснятым в мечтах и грезах.
Я стала и режиссером и сценаристом, и главной героиней моей лучшей детской фантазии, моего единственного фильма о прекрасной Любви.
Несколько пожелтевших от времени фотографий и единственное, уцелевшее письмо от него, до сих пор хранятся как драгоценные реликвии из той жизни, чистой, нежной, честной, неповторимой, как реквизит к фильму о первой любви, у которого не может быть продолжения...

***

Я промокла совсем, я по лужам бежала,-
В кинотеатр, где фильм шел,"Тигровая бухта".
Голос мамы: "Ангина! Чем ты думала, Алла?
Ставь компресс, быстро, водочный". Муфта

Мамы ложилась поверх целлофана -
Это средство от всех воспаленных миндалин.
Что там значит ангина для киномана?
Ведь кино открывало все дальние дали...

Может осень кому-то пророчит удачу?
Мне - печаль! До сих пор не пойму, почему.
Я природу люблю, но не езжу на дачу...
И морковь и любовь мне теперь ни к чему.

Если горло болит, "задолбали" суставы,
Поищу в Интернете "свой фильм", для души.
Предостаточно в жизни реальной отравы.
Киноман я, пойми, осуждать не спеши...

Не жую, не дышу, слез давно не жалею.
Плачу в голос, и даже когда "хеппиэнд".
Я ангиной, мой милый, давно не болею...
И сегодня я буду смотреть "Ла-ла-лэнд"!


Рецензии
Очень понравилось, дохнуло тем временем, теми настроениями, той жизнью.
"Как хорошо мы плохо жили" .
спасибо, дорогая Алла, думаю, всем есть о чем вспомнить, глубоко личном, читая ваш рассказ.
Спасибо!!!

Маргарита Мон   08.04.2012 00:20     Заявить о нарушении
Маргарита! Вы так тонко прочувствовали связующую нить и ностальгическую ноту этого рассказа с той жизнью, с тем кино, с нами иными...

Алла Войцеховская   08.04.2012 13:29   Заявить о нарушении