Город - Герой
В Севастополе я был не раз, но все как то несерьезно, походя. А это город далеко не рядовой, он стоит особняком в истории государства российского и заслуживает серьезного внимания и знакомства с ним. На этот раз я решил исправить прежние ошибки и поехал туда,чтобы не торопясь походить по его улицам и проспектам, посмотреть на людей, корабли, подышать воздухом Севастополя. Удалось это сделать мне в полной мере? Нет, конечно. Он, его люди, его история неисчерпаемы. И это не просто слова, за две с небольшим сотни лет город и горожане пережили столько, что иным хватило бы на века и даже тысячелетия.
Они и войны то, прокатившиеся по их земле называют не как вся наша страна, а на свой лад: Первая и вторая оборона Севастополя. Первая была полтораста лет тому назад, горожане, флот и вся Россия тогда противостояли объединенным силам целой коалиции европейских государств и Турции, этого извечного противника Севастополя. Про ту оборону говорят, что это была последняя война по законам чести и уважения к храбрости противника. Рассказывают немыслимые для современников эпизоды: когда хоронили адмирала Нахимова, раненого в висок на передней линии обороны, в этот день неприятель не сделал ни одного выстрела, объявив тем самым негласное временное перемирие на сутки, из уважения к храброму и достойному противнику. Такое ныне можно помыслить? Или еще: оборонявшие один из редутов, наши солдаты, после большого кровопролития с обеих сторон были вынуждены сдатся. Таков был приказ во избежание бессмысленных жертв. При выходе из укрепления, отряд французов атаковавших этот редут, устроили нашим отважным воинам овацию в честь их храбрости. История второй обороны Севастополя, то есть обороны в 1941году, также полна примеров отчаянного мужества и храбрости наших солдат и моряков флота. Но благородства противник уже не проявлял. Город буквально утонул в крови защитников.
Сегодняшний Севастополь это довольно большой город, почти мегаполис, раскинувшийся на каменистых холмах по обеим берегам основной Севастопольской бухты и вобравший в себя поселения около других бухт. При такой разбросанности у города неизбежно возникают проблемы с транспортом, но как мне показалось, общественный транспорт работает здесь совсем неплохо. Много троллейбусных маршрутов, микроавтобусы бойко и даже лихо развозят пассажиров по множеству направлений, в разные концы. Пассажиры, во всяком случае днем, практически все едут на сидячих местах. Не знаю как это бывает в час пик и бывает ли он вообще в городе, я этого не видел, как и пробок на дорогах, хотя ездил в разное время. Поразила дешевизна билетов за проезд: в троллейбусе билет стоит одну гривну, то есть примерно четыре рубля на российские деньги, в микроавтобусах не более 2,5 гривны, то есть 10 ( десять ) рублей.
И еще о ценах: нормальный обед в обычном кафе укладывается в сумму до 200 рублей на одного человека. Мясо отборное на рынке не более тех же 200 рублей за килограмм. Рыба стоит примерно как у нас в Казани. Молоко, молочные продукты тоже. Пиво очень дешевое: в пределах до 30 рублей за банку, практически любой марки. Вино не смотрел, не знаю. В гостинице я снял одноместный номер со всеми удобствами без завтрака за 1000 рублей в сутки. Проезд от Ялты до Севастополя обошелся в сто рублей. Вот такая арифметика, надеюсь она дает определенную картину городской жизни.
Затеял я этот микрокруиз в Севастополь, Балаклаву и Бахчисарай руководствуясь следующим: в советское время поселок Балаклава был практически не известен и недоступен. Там была база подводных лодок и завод по их ремонту. Бахчисарай же находится недалеко от Севастополя и съездить туда мне хотелось, потому что этот город раньше был столицей крымского ханства и там сохранился старый ханский дворец. Надеялся также я там увидеть и самих крымских татар, о которых так много всяких противоречивых толков. Итак план намечен, утром отправляюсь на автовокзал в Ялте беру билет и в путь. Менее двух часов и вот мы уже в городе-герое. Сказать, что мы ехали по красивой дороге, значит ничего не сказать. Дорога проложена по побережью и просто поражает своей красотой. Казалось бы крымские горы не Бог весть как велики, в мире есть и повыше, но здесь, по этой дороге, они производят незабываемое впечатление. Надаром Михаил Сергеевич облюбовал себе местечко для отдыха в Форосе, лучше придумать сложно. Горы настолько живописны и выразительны, что руки сами тянутся за фотоаппаратом, но ты понимаешь, что из окна автобуса ничего не получится, нужно выйти и снимать, снимать. Что я и постараюсь сделать в ближайшее время. Перед Севастополем горы остаются позади и удаляются по сторонам, появляются виноградные поля. Ландшафт сразу же приобретает деревенскую идиллию, но не на долго, вскоре на холмах вырастают многоэтажные дома и вот уже наш автобус, миновав Малахов Курган, тормозит у автостанции, рядом с железнодорожным вокзалом. Мы приехали.
Выхожу и первое, что вижу: это паровоз с платформой, на которой установлена большая пушка, видимо снятая с корабля и надпись на тендере паровоза:" смерть фашизму"! Это сразу создает настрой, что приехал ты не просто в обычный город, а город - боец и воин. Так, во всяком случае, воспринял это я. Тут же не отходя далеко от здания вокзала увидел рекламу гостиницы, она оказалась буквально в несколько сотнях метров отсюда. Прошел по указанному адресу и там мне сказали: "Ласкаво просимо, 250 гривен за ночь и номер Ваш". Я не стал отказываться и не прогадал, номер оказался вполне приличным со всеми причандалами в виде телевизора, туалета, душевой кабины и широченной кровати.
Застолбив ночлег, я пошел знакомится с городом. Как всегда в незнакомом городе, никого не спрашивая, а лишь по карте - схеме, я пришел на остановку троллейбуса, с намерением добраться в центр, на площадь Нахимова. Сел в троллейбус и поехал. Стоит ли говорить, что опять, как и в Киеве, я отправился в противоположную от желаемой сторону. Это качество ориентировки и мое упрямство в нежелание спрашивать, всегда преследует меня. Интересно, как будет дальше? Но нет худа без добра, на конечной остановке я нашел кафе с зоной hi-fi, отлично перекусил в совершенно пустом от посетителей кафе и побывал заодно в интернете. Затем сел в троллейбус в обратном направлении и попал в центр.
Графская пристань, площадь Нахимова, бухта Южная, Северная сторона, памятник затопленным кораблям и многое другое, известное всем и давно, увидел я, когда сошел с троллейбуса. Я стоял прямо перед входом в приморский парк, чуть впереди сквозь ветви деревьев, стоящих без зеленого наряда, виднелся знаменитый мост влюбленных. Я прошел под ним и вышел на берег Севастопольской бухты. Отсюда открывался вид на маяк и два мола, протянувшиеся с обеих берегов бухты навстречу друг другу и образующие таким образом подобие ворот на входе в бухту. С правой стороны виднелось белокаменное полукруглое строение с окнами -бойницами. Это был один из двух бастионов, построенных в позапрошлом веке для защиты входа от вражеских кораблей. Весь вид бухты и ее берегов свидетельствовали, что недругу здесь делать нечего, что это не открытый торговый порт, а укрепленная военная цитадель. Я прокатился на морском трамвайчике, который отходит от графской пристани на северную сторону бухты, а вернувшись оттуда сел на катер, предлагающий экскурсию по большой Севастопольской бухте. Посмотрел на наши военные корабли и на три судна украинского военно - морского флота. Большого впечатления они на меня не произвели. Наши то были еще ничего, так себе, а вот вояки "самостийной", имели довольно жалкий вид. Таким образом главная гордость и ценность нынешнего Севастополя, это не боевые корабли, а сама гавань. Причем под словом гавань следует подразумевать не одну только главную бухту, а целую систему бухт. Внутри основной бухты имеются еще и другие, например Южная, которая в свою очередь имеет еще Корабельную бухту. И это еще не все, там же расположены: Северная, Сухарная, Голландия и другие, все они имеют хорошие глубины и выход в море через основную бухту. И даже это еще не все, севастопольский берег к юго - востоку прорезают и другие, отдельные бухты, такие как Камышовая, Стрелецкая, Карантинная и другие, а также жемчужина этого калейдоскопа бухт: Балаклавская. Весь этот комплекс в советское время был практически закрытой территорией, здесь сосредоточена была вся мощь Краснознаменного Черноморского флота. А город был практически моногородом, заложником флота, работавшим на эту громадину. Здесь все было завязано на военных, на обеспечение нужд флота. Жители работали и служили на кораблях и вспомогательных судах, на заводах, которые также обслуживали все тот же флот. Практически все жители поголовно так или иначе были, как бы служивыми и их благополучие, полностью зависело от благополучия флота в целом. Весь город жил и существовал ради одного большого предприятия. И все это в одночасье рухнуло. Флот поделили и бросили на произвол судьбы. Судьбы людей при этом никак не учитывались, о жителях никто не вспомнил. Это была самая настоящая катастрофа для всего города, для многих и многих людей, их семей, пенсионеров и детей. Всех слоев населения без исключения коснулась она. Ужасно!
Разъезжая по городу на общественном транспорте, я заметил, что люди предпочитают ездить в троллейбусах и автобусах, пропуская на остановках микроавтобусы. Причина оказалась простой и ужасной в своей простоте: в троллейбусе ехать дешевле. Разница в оплате шесть и даже иногда восемь рублей. И такая разница очень существенна для рядового жителя этого города - героя. Видели бы Вы, этих пассажиров. Большую часть из них составляют люди солидного возраста, а проще говоря - пенсионеры. И видели бы Вы их лица и глаза. Это очень гордые люди, с которыми жизнь сыграла злую шутку, но они не жалуются, а тихо терпят сохраняя свое внутреннее достоинство. Их нельзя нагнуть и сломать, они все понимают, кроме одного: предательства со стороны властей и России. Мне временами было стыдно, что я из этой страны, которая так вероломно их бросила. Но эти люди благородны, они не упрекают нас, они даже готовы понять сложившуюся ситуацию, но извините за жесткую прозу, им тоже кушать хочется. Городские власти наверно как то стараются им помочь и, как голодной собаке кость, бросают им мелкие подачки в виде дешевых билетов на троллейбус и еще каких то символических льгот. Но это не решает проблемы.
В советское время мне сказали бы, что это не мое дело осуждать политику своего государства. Но я живу не в СССР, а в новой стране, я гражданин великой России и как гражданин вправе потребовать от своего правительства конкретных мер и шагов по исправлению этой ситуации. Я считаю, что мы обязаны от имени государства поддержать этих людей в законодательном порядке. Как это сделать практически, я сейчас не могу конкретно предложить, может это ежемесячные выплаты жителям Севастополя, в зависимости от срока их бывшего проживания там в советский период, может как то по другому. Но сделать это нужно обязательно, иначе совесть нас замучает, когда время придет.
Свидетельство о публикации №212040500570