Лучший страж свободы. Из Нового тезауруса

                VLADIMIR I. RUSS’ NEW THESAURUS


                Тематических рубрик  –  1 500
                Афоризмов  –  80 000
                Авторов –   5 000


Все красивое имеет пользу, кроме красивых слов. Красивые слова вредны.
                (см. « Pro domo mea, или Сплошные канители», 326)
               
Афоризм - последний довод дураков...
                (Ditto,  1908)

Какой же это, к черту, политический афоризм, если он никому не попортил кровушки?
                (Ditto, 3796)

Когда мы слышим умный афоризм, то наш первый вопрос: «А кто это сказал?».
                (Ditto, 1907)

Любую истину можно высказать афоризмом, но, к сожалению, не любой афоризм является истиной.
                (Ditto, 1909)

Нет ничего более подробного, чем афоризм.
                (Ditto, 1910)

Удачный афоризм – это физиологический процесс, так сказать, естественное отправление ума.
                (Ditto, 5275)


Главное в афоризме, конечно, не краткость, а парадоксальность, которая присутствует в каждом заурядном факте, как в куске дешевого кварца таятся бесценные вкрапления благородного металла. Необходимо только ее (парадоксальность) оттуда извлечь. Каким образом? Это уже вопрос не ко мне. Хотя и тут, если повезет и Бог не будет иметь ничего против, можно намыть не один десяток полноценных золотых песчинок.
                (Ditto, 9101)



                ОБРАЗОВАНИЕ
      (Образованность, обучение, просвещение, просвещенность, учеба, ученье)


000
Образование, которое зиждется на иллюзии и заставляет воспринимать несуществующее как существующее.
(К. Абэ)
000
Человек даже со своим мозгом, ни на что не пригоден без образования и опыта.
(К. Абэ)
000
Это странно! Очень странно! Отчего они вздумали учиться?
(Александр I)
000
Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка.
(Анаксагор)
000
Образование – это чужой опыт творчества, и он часто глушит твой собственный.
(М.Л. Анчаров)
000
Принимать на себя труд учить кого-нибудь стоит лишь тогда, когда вполне убежден, что воспитанник этого достоин и что усилия не пропадут даром.
(Г. Бабеф)
000
Год от году государство предъявляет все более строгие научные требования к Школе, и учиться там становится все труднее и мучительнее.
(О. де Бальзак)
000
Есть во Франции образованные люди.
(О. де Бальзак)
000
Образование – вздор! Для одних образование состоит в том, чтобы знать, как звали лошадь Александра Македонского и не иметь понятия о тех, кто впервые придумал сплавлять лес или же изобрел фарфор. Для других быть образованным – значит выкрасть завещание и прослыть честным, всеми любимым и уважаемым человеком.
(О. де Бальзак)
000
Специальные Школы являются огромными фабриками бездарностей. Образование, получаемое в наших начальных школах, не дает государству ничего, потому что лишено веры и чувства.
(О. де Бальзак)
000
Учись грамоте. Будешь образованным, найдешь способ накопить денег под защитой законов.
(О. де Бальзак)
000
Учиться и учиться – вот что нужно, остальное все ерунда; ну, конечно, надобно еще, чтобы тебе порадели и чтобы тебе повезло. 
(О. де Бальзак)
000
Школы, созданные революционной мыслью, фабрикуют бездарностей.
(О. де Бальзак)
000
Греческий и латинский языки должны быть краеугольным камнем всякого образования, фундаментом школ.
(В.Г. Белинский)
000
Душу учения составляет система и наукообразность изложения. Самое дурное учение – это учение посредством игры, забавы, учение простое и естественное. Поэтому дурно, но систематически и наукообразно ученый в детстве человек счастливее всякого самоучки, ибо что он знает, – знает прочно, а главное, всегда может учиться сам, и его учебные приобретения всегда будут отличаться обширностию, глубиною, основательностию, если не всегда при этом многосторонностию,– тогда как самоучка всегда и все будет схватывать скоро и живо, но вместе с тем и поверхностно, неосновательно, непрочно, сбивчиво, калейдоскопически. Что же касается до предрассудков, вкрадывающихся в учение, то ум, представленный самому себе, едва ли не склоннее к предрассудкам, нежели ум, направляемый авторитетом книги или учителя.
(В.Г. Белинский)
000
Образование только развивает нравственные силы человека, но не дает их: дает их человеку природа.
(В.Г. Белинский)
000
Образованность равняет людей.
(В.Г. Белинский)
000
Просвещение бессмертно, ибо оно не имеет вне себя никакой цели, обыкновенно называемой «пользою», но есть само себе цель и в самом себе заключает свою причину, как внутренняя жизнь сознающего себя духа.
(В.Г. Белинский)
000
Просвещение действует благодетельно только в таком народе, в котором есть зерно жизни.
(В.Г. Белинский)
000
Все наше образование рассчитано на показ – и соответственно стоит; оно редко простирается дальше языка.
(Э. Берк)
000
Простых людей поражают невероятные явления; образованных же, напротив, ругает и озадачивает все самое простое, обыденное.
(Э. Берк)
000
Если мы будем надеяться только на одну грамотность да образование, то нам придется очень долго идти, подобно тому ослу, который, видя привязанный к его лбу перед глазами клок сена, думал, что его можно достигнуть посредством движения вперед.
(Г.Е. Благосветлов)
000
За победами следуют поражения, за революциями – реакции, но за народным образованием никогда не возвращается варварство.
(Г.Е. Благосветлов)
000
Кажется, пора перестать думать, что образование нам нужно для разных пристяжных целей, нет, оно необходимо для подготовления  нам человека и гражданина.
(Г.Е. Благосветлов)
000
Образование указывает прямые дороги, но именно крутые, не намеченные образованием дороги являются теми путями, которыми ступает Гений.
(У. Блейк)
000
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
(Э.П. Бошен)
000
Нет лучшего пути учения, чем через уши.
(А.М.С. Боэций)
000
А сколько учиться, – пред нами букварь еще!
(В.Я. Брюсов)
000
Образование – клад, труд – ключ к нему.
(П.К. Буаст)
000
Беда современного образования в том, что оно маскирует истинные размеры человеческого невежества.
(И. Во)
000
Учить может всякий, надо только любить детей.
(Э.Л. Войнич)
000
Учиться можно только тому, что знаешь, а не тому, что умеешь.
(С.М. Волконский-внук)
000
Умные люди учатся для того, чтобы знать. Ничтожные – для того, чтобы их знали.
(Восточная мудрость)
000
Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.
(Д. Галифакс)
000
В учебе, в становлении почти все зависит от тебя самого – как ты живешь, что тебя мучает, на что настроены и как работают твои собственные антенны.
(В.И. Гафт)
000
В этом мире все до такой степени декорация, что самое грубое невежество получило вид образования.
(А.И. Герцен)
000
Образования теоретического, серьезного быть не может; оно требует слишком много времени, слишком отвлекает от дела.
(А.И. Герцен)
000
Просвещение страшно дорого стоит.
(А.И. Герцен)
000
Дикарь готов радоваться всему, лишь бы что-то происходило, человек образованный желает чувствовать, и только высокообразованному приятно поразмыслить. 
(И.-В. Гете)
000
Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
(И.-В. Гете)
000
Научиться можно только тому, что любишь.
(И.-В. Гете)
000
Полноценное обучение лучше совместимо с практической деятельностью и полезной работой, чем принято думать.
(И.-В. Гете)
000
Я хочу научить вас тому, чего не знаю сам.
(И.-В. Гете)
000
О, да будет проклят, кто научил людей покинуть простоту для просвещения.
(Н.В. Гоголь)
000
Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь.
(Н.В. Гоголь)
000
Уча других, также учишься. 
(Н.В. Гоголь)
000
Основательное знание литературы на родном языке составляет наиболее приятную и полезную часть образования. Не потому, что наша литература превосходит другие литературы, но потому, что при чтении на родном языке ум и воображение работают свободнее.
(Д. Голсуорси)
000
Тот, кто говорит на родном языке так, что он звучит музыкально, хорошо пишет и знает созданные на нем шедевры, – тот образованный человек.
(Д. Голсуорси)
000
Изучение не значит – подчинение.
(М. Горький)
000
Разум никогда не способен помешать сердцу, но и сердце должно находить согласие с разумом – вот что я называю образованностью!
(Э.Т.А. Гофман)
000
Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.
(А.С. Грин)
000
В иных случаях просвещение и знания могут лишь усилить могущество зла.
(В. Гюго)
000
Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.
(В. Гюго)
000
Учение оздоровляет.
(В. Гюго)
000
После хлеба образование – первая потребность народа.
(Ж.Ж. Дантон)
000
Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок.
(Е.Р. Дашкова)
000
Просвещать людей – дело важное, но еще более важно внушать им любовь и повиновение добродетели.
(Ж.Н. Делиль)
000
Нужно глубоко проникнуть в искусство или в науку, чтобы овладеть их основами.
(Д. Дидро)
000
Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.
(Б. Дизраэли)
000
Если вы хотите вознаградить честность, если хотите поощрять добро, подталкивать нерадивых, искоренять зло или исправлять недостатки, просвещение – широкое всестороннее просвещение – вот единое на потребу, вот единственная достойная задача.
(Ч. Диккенс)
000
Грамотность развивает в народе самонадеянность. Но ведь это вовсе не недостаток. 
(Ф.М. Достоевский)
000
Жажда образования есть уже жажда аристократическая.
(Ф.М. Достоевский)
000
По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрагивать по крайней мере столько же, как на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав.
(Ф.М. Достоевский)
000
Просветился, и довольно.
(Ф.М. Достоевский)
000
Учение вещь трудная, потому что требует огромного, усидчивого терпения; а коль не сделаешь к этому привычки с ранних лет – никогда потом не приучишься.
(Ф.М. Достоевский)
000
Человек образованный – не всегда человек честный.
(Ф.М. Достоевский)
000
Чем больше народ будет уважать людей образованных лично, тем вернее пойдет и образование народное.
(Ф.М. Достоевский)
000
Все мы должны пройти через годы ученья, на какое бы поприще мы ни вступили.
(Т. Драйзер)
000
Выучиться не значит знать; есть знающие и есть ученые, – одних создает память, других философия.
(А. Дюма)
000
Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
(Екатерина II)
000
Обучать – это учиться дважды.
(Жозеф Жубер)
000
Народ без просвещения есть народ без достоинства.
(В.А. Жуковский)
000
Приобретение сведений есть само по себе уже наслаждение, а имея в виду прекрасную цель, это наслаждение удваиваешь.
(В.А. Жуковский)
000
Учение, худо предлагаемое, теряет прелесть для молодой, пылкой души, которой приятнее творить, нежели трудиться и собирать материал для солидного здания!
(В.А. Жуковский)
000
Я разумею под именем просвещения приобретение настоящего понятия о жизни, знание лучших и удобнейших средств ею пользоваться, усовершенствование бытия своего, физического и морального.
(В.А. Жуковский)
000
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
(Г. Зиммель)
000
Когда человек перестает учиться, он вступает в стадию старости.
(А.А. Зиновьев)
000
Не учи людей больше того, чего хотят они сами!
(А.А. Зиновьев)
000
Нужно образование всестороннее, очищенное от лжи и лицемерия, которое освобождает человека, приобщая его к истине!
(Э. Золя)
000
Если мы пожелаем сформулировать свой идеал образования, то мы должны будем сказать, что учить нас следует всему тому, что мы желали бы узнать для того, чтобы стать тем, кем мы желали бы стать.
(У.Р. Инг)
000
С учением связаны самообладание, целеустремленность, повышение знаний, созревание человечности.
(Индийская мудрость)
000
Учат не книги учителя и не живое его слово, а духовность.
(Индусские религиозные философы)
000
Заметить старомодный оборот речи – это, несомненно, показывает, что вы человек образованный, ибо вы не только замечаете вычурность, но она и раздражает вас.
(А. Камю)
000
Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков девиз Просвещения.
(И. Кант)
000
Законодатель и друг человечества! Ты хочешь общественного блага: да будет же первым законом твоим – просвещение!.. Когда же свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темнейшие пещеры невежества, тогда, может быть, исчезнут все нравственные гарпии, доселе оскверняющие человечество.
(Н.М. Карамзин)
000
Просвещение есть синоним свободы.
(И.В. Киреевский)
000
Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образования с национальной самобытностью.
(В.О. Ключевский)
000
Такие вещи (свобода и просвещение. – В.Р.) не даются пожалованием, а приобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом, а не получаются даром, как милостыня.
(В.О. Ключевский)
000
Ученье вострит память.
(Козьма Прутков)
000
Вечным законом да будет учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
(Я.А. Коменский)
000
Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
(Я.А. Коменский)
000
Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
(Я.А. Коменский)
000
Древние люди учились для себя. Нынче люди учатся, чтобы подивить других.
(Конфуций)
000
Только самым мудрым и самым глупым учеба ни к чему.
(Конфуций)
000
Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, попадет в беду.
(Конфуций)
000
Учись так, словно твоих знаний тебе вечно не хватает, и так, словно ты вечно страшишься растерять свои познания. 
(Конфуций)
000
Учиться и вновь повторять то, что ты изучил, – разве это не радостно!
(Конфуций)
000
Учиться и всякое время прикладывать выученное к делу – разве это не удовольствие?
(Конфуций)
000
Главная цель образования – это развитие морали.
(В.П. Кочубей)
000
Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.
(К. Краус)
000
Образование должно быть на побегушках у гражданственности.
(К. Кулидж)
000
Стремление просветиться подсказало мне средства.
(П.Ш. де Лакло)
000
Учить разуму и быть разумным – совсем разные вещи.
(Г.К. Лихтенберг)
000
Высшее образование помогает иному человеку только изощреннее добиваться личных выгод.
(М.П. Лобанов)
000
Когда какое-нибудь дело нравится, так ему легко и научишься.
(Д. Лондон)
000
Хороших успехов достигает тот студент, который учится только по одной книге.
(Лопе де Вега)
000
Молодежь и образование – это два понятия, неотделимые друг от друга.
(А.В. Луначарский)
000
Мы более теряем, чем выигрываем, начиная слишком рано учиться. Начните учить одного ребенка с трех лет и другого с семи, – и десяти лет тот, которого до семи оставляли в покое, будет знать столько же, как тот, чьи понятия стали образовывать с таких ранних лет.
(Ф. Марриет)
000
Образованные и компетентные люди всегда представляют собой меньшинство, черт возьми!
(Р. Мартен дю Гар)
000
Тот, кто не может учиться, – никогда не станет настоящим человеком.
(Х.Х. Марти)
000
В заботах о подъеме нашего среднего образования начинать необходимо отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учителей.
(Д.И. Менделеев)
000
В стране с неразвитою правительственною машиною и промышленностью нет спроса для истинного образования… и там, где господствует вялость и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах. Истинно образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем, с его самостоятельными суждениями, будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний и про него писано «Горе от ума».
(Д.И. Менделеев)
000
Дело обучения лежит на совести учителей.
(Д.И. Менделеев)
000
Привилегии, доставляемые высшим образованием… зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий, им доставляемых – не в силах вынести на своих плечах… тех общественных обязанностей, которое оно налагает на лиц, его получивших.
(Д.И. Менделеев)
000
Чтобы уцелеть и продолжить свой независимый рост, нам… первее всего надобно скорее приняться за установление твердых начал всей нашей образованности, которая доныне, сказать правду, бралась лишь напрокат с Запада, а не делалась нашею благоприобретенною собственностью. Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни – в делах, в уменьи перехода от слова к делу, в их согласовании. Начальное и даже среднее образование должны иметь дело преимущественно со словом, а высшее – с делом, с жизнью, с общественными, так сказать, внеиндивидуальными отношениями.
(Д.И. Менделеев)
000
Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться.
(Т. Мидлтон)
000
Чем больше учился человек, тем неразумнее он чаще всего бывает!
(Ж.Б. Мольер)
000
Никого не следует ненавидеть и осуждать, надо лишь учить.
(М. де Монтень)
000
Подлинно разумное обучение изменяет наш ум, и наши нравы.
(М. де Монтень)
000
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
(М. де Монтень)
000
Те, кто любит учиться, никогда не бывают праздными.
(Ш.Л. Монтескье)
000
Человек куда больше учится на ошибках, которые он делает по собственной воле, чем на правильных поступках, совершенных по чужой указке.
(У.С. Моэм)
000
Чем шире образованность, тем вернее вкус, тем точнее суждение.
(Л.А. Муратори)
000
Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа.
(Н.А. Некрасов)
000
Ах, как хорошо это слово (учеба. – В.Р.)! Как содержательно оно и как жаль, что оно выходит из моды, что его смысл так часто и от многих бывает сокрыт. Мы начинаем постигать его великое значение тогда, когда и волосы и зубы повыпадут.
(М.В. Нестеров)
000
У нас на образование смотрят как на заморское чудище: повсюду устремлены на него рогатины; немудрено, если оно взбесится.
(А.В. Никитенко)
000
Научается только тот, кто действует.
(Ф. Ницше)
000
О просвещение, дар небесный! расторгни скорее завесу незнания и жестокости для защищения человечества!
(Н.И. Новиков)
000
Учись! Пойми, что знания есть власть,
Умей страдать вопросом и сомненьем.
(Н.П. Огарев)
000
Тот, кто учится, каждый день приобретает; тот, кто живет по правде, каждый день теряет.
(Один из родоначальников даосизма)
000
Будьте сами и человеком и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
(В.Ф. Одоевский)
000
Говорят – просвещение, – а поглядишь – развращение.
(В.Ф. Одоевский)
000
Наше просвещение находится на степени наших прадедов, всякое действие на просвещение в России может только и единственно сходить сверху от правительства, одно его покровительство согревает кое-где явившуюся любовь к просвещению.
(В.Ф. Одоевский)
000
Нигде на всем пространстве империи нет самопроизвольного стремления к просвещению. Что сделает правительство, – то и есть.
(В.Ф. Одоевский)
000
Человека образованного развлекает сама его образованность, и душа его, по крайней мере, не каждую минуту своего существования находится в полном унижении; музыка, картина, выдумка роскоши – все это отнимает у него время на низости.
(В.Ф. Одоевский)
000
По-настоящему образованным может считаться лишь тот, кто стоит на голову выше всех окружающих. Женщина, заслуживающая это название, должна быть очень хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. И кроме всего, она должна обладать каким-то  особым своеобразием внешности, манер, походки, интонации и языка – иначе это название все-таки будет заслуженным только наполовину.
(Д. Остин)
000
Кто не чувствует, того и учить вряд ли стоит.
(Б. Паскаль)
000
Образование – это долг нынешнего поколения перед будущими.
(Д. Пибоди)
000
Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами.
(Д.И. Писарев)
000
До тех пор, пока университетский диплом будет открывать дорогу к таким местам, которые не могут занять люди, не имеющие дипломов, до тех пор всякие сладкие речи и стремления общества к образованию будут относиться к легиону наших патриотических самообольщений.
(Д.И. Писарев)
000
Настоящее образование есть только самообразование.
(Д.И. Писарев)
000
Образование – это способ приобретения предубеждений более высокого порядка.
(Л. Питер)
000
Самое большое наслаждение приносили мне долгие ночи, проведенные в тихом кабинете за изучением наук.
(Я. Потоцкий)
000
Просвещение без чистой нравственности и утончение ума без образования сердца есть злейшая язва, истребляющая благоденствие не единых семейств, но и целых народов.
(А.А. Прокопович-Антонский)
000
Истинное просвещение беспристрастно.
(А.С. Пушкин)
000
Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.
(А.С. Пушкин)
000
Слов много затвердить не есть еще ученье;
Нам нужны не слова – нам нужно просвещенье.
(В.Л. Пушкин)
000
Уча, учи поступками, а не словами.
(«Пчела»)
000
Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.
(«Пчела»)
000
Учиться уму-разуму всегда полезно.
(Ф. Рабле)
000
Что плохого в том, чтобы всегда учиться и всегда набираться знаний, хотя бы от дурака, от печного горшка, от пузырька, от чулка, от башмака?
(Ф. Рабле)
000
Образованный не тот, кого щедро одарила природа; образован тот, кто хорошо, мудро, правильно и с возможно большей пользой расходует дары, которыми он обладает: кто может кинуть твердый взор туда, где у него недостаток, и сообразить, чего ему недостает.
(И. Рахэль)
000
Все образование, вся культура, вся наука – не что иное, как жестокая насмешка, пока люди именем Господа Бога и человечности будут истреблять друг друга ядовитыми газами, железом, порохом и огнем.
(Э.М. Ремарк)
000
Идея народного просвещения всегда должна быть в человечестве самой нерушимой, самой любимой, самой близкой понятию подвига.
(Н.К. Рерих)
000
Образование для ума – то же, что свобода для человека.
(Х. Рисаль)
000
Если не знаешь, чему именно хочешь научиться, то решительно ничему не выучишься. 
(Ж.Ж. Руссо)
000
Старею, но по-прежнему учусь.
(Ж.Ж. Руссо)
000
Я… всегда хотел учиться только для того, чтобы знать самому, а не для того, чтобы учить; я всегда считал, что, прежде чем просвещать других, надо самому приобрести знания; и из всего, что я старался изучить, живя среди людей, нет ничего, чему я не стал бы учиться точно так же один, на пустынном острове, где оказался бы заточенным до конца своих дней.
(Ж.Ж. Руссо)
000
«Просвещение» полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
У нас доселе по простоте просвещали: возьмут заведут в школу, дадут в руки указку – и просвещают. Толку-то и мало выходит. А я так надумал: просвещать посредством умопомрачений. Сперва помрачить, а потом просветить.
(М.Е. Салтыков-Щедрин) 
000
Чем раньше начинают ребенка учить грамоте, тем легче развивается его внимание, которое так трудно воспитать, когда он окрепнет телесно и духовно.
(Ж. Санд)
000
Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.
(Л.А. Сенека)
000
Мы учимся не для жизни, а для школы.
(Л.А. Сенека)
000
Просвещение, вошедшее в обиход, есть азбука правильной речи.
(М. де Сервантес)
000
Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто.
(Б.Ф. Скиннер)
000
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
(Сократ)
000
Образование не заключается в словах и числах, не во множестве и подробностях ученых предметов, а в способности заниматься полезно, в строгой критике жизни, в строгом и терпеливом исполнении всякого начатого дела.
(В.А. Соллогуб)
000
Величайшая  цель образования – не знание, а действие.
(Г. Спенсер)
000
Вместе с учением растет также шелуха и скорлупа, которую ученики, по неопытности своей, не умеют отбрасывать!
(Л. Стерн)
000
Отдаваться всем существом одному интеллектуальному занятию – это и значит достичь успеха в жизни; но, пожалуй, только в юриспруденции и высшей математике такая поглощенность может длиться всю жизнь, не принося поздних сожалений, и в самой себе находить постоянную несуетную награду.
(Р.Л. Стивенсон)
000
Разве это не лучший способ обучения? Довести свою ошибку до ее логического конца?
(И. Стоун)
000
Богословие и мертвые языки были благороднее медицины, технические науки были вовсе не благородны.
(Д. Стюарт)
000
Образованные и ученые люди при условии, что они вместе с тем люди талантливые, творческие – что, к сожалению, встречается редко, – эти люди оставляют после себя гораздо более ценное наследие, чем люди просто талантливые и творческие. Они стремятся выразить свою мысль как можно яснее, они упорно и настойчиво доводят свой замысел до конца. И это самое важное, в девяти из десяти люди науки гораздо скромнее, чем люди неученые, хотя и мыслящие.
(Д.Д. Сэлинджер)
000
Без знания греческого нет образования.
(Л.Н. Толстой)
000
Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.
(Л.Н. Толстой)
000
Всякое серьезное образование приобретается только из жизни, а не из школы.
(Л.Н. Толстой)
000
Духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея – все это понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять слова, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории.
(Л.Н. Толстой)
000
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
(Л.Н. Толстой)
000
Люди, ничего не знающие, бездарные, не знающие даже того народа, который они взялись образовывать, забрали в руки все дело народного образования и что делают – волос дыбом становится.
 (Л.Н. Толстой)
000
Образование есть деятельность человека, имеющая своим основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования.
 (Л.Н. Толстой)
000
Образование есть история и потому не имеет своей конечной цели.
(Л.Н. Толстой)
000
Образование женщины будет всегда соответствовать взгляду на нее мужчины.
(Л.Н. Толстой)
000
Образование идет своим независимым от школ путем. 
(Л.Н. Толстой)
000
Учиться, и успешно, может ребенок или человек, когда у него есть аппетит к изучаемому. Без этого же это вред, ужасный вред, делающий людей умственными калеками.
(Л.Н. Толстой)
000
Цель образования: из всего сделать наслаждение.
(Л.Н. Толстой)
000
Учение – не только свет, оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание, и нигде так свобода не нужна, как в деле художества, поэзии: недаром даже на казенном языке художества зовутся «вольными», свободными.
(И.С. Тургенев)
000
Учение не в тягость тогда, когда оно сопрягается с внутренней жизнью ученика.
(Т. Уайлдер)
000
Высокообразованный, сведущий человек – вот современный идеал.
(О. Уайльд)
000
Образование вещь прекрасная, но следует помнить: тому, что стоит знать, нельзя научиться.
(О. Уайльд)
000
Тому, чему можно научиться, учиться не стоит.
(О. Уайльд)
000
Образование превратилось в самоцель, но оно все еще вызывало почти мистическое уважение.
(Р. Уильямс)
000
Сама по себе идея образования была правильной, однако в современном мире круг людей, посвятивших себя науке, столь обособился, столь отстранился от насущных человеческих нужд, что занятие наукой стало несовместимым с попыткой понять эти нужды. 
(Р. Уильямс)
000
Образование – лицо разума.
(Унсур аль-Маали)
000
Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
(К.Д. Ушинский)
000
Образованность сводится к умению проводить различие между вещами первостепенными, второстепенными и вообще не имеющими существенного значения.
(Г.Д. Уэллс)
000
В образовании важна искра, которая зажигает запас горючего, склад взрывчатки.
(Ж.А. Фабр)
000
Хорошо учиться можно тогда, когда усваиваешь все сам.
(Ж.А. Фабр)
000
Инструменты бесполезны рабочему, если они не отточены искусством или он не знает, как их приложить к делу, или не имеет материала, над которым должен трудиться. Все это дается образованием, ибо природа может снабдить нас только способностями или орудиями нашей профессии; образование должно приспособить их к употреблению, должно преподать правила, как ими пользоваться, и, наконец, должно доставить, по крайней мере, часть материала.
(Г. Филдинг)
000
Образованность – педанство.
(Г. Филдинг)
000
Лучшее в мире образование – полученное в борьбе за кусок хлеба.
(У. Филлипс)
000
Образование для красивой женщины – это умение разбираться в мужчинах.
(Ф.С. Фицджеральд)
000
Всему нужно учиться, учиться говорить, так же как учиться умирать.
(Г. Флобер)
000
Без просвещения человек есть сожаления достойная тварь.
(Д.И. Фонвизин)
000
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
(Д.И. Фонвизин)
000
Подлинно просвещенный человек не нуждается в господине.
(И.Г.А. Форстер)
000
Нельзя учиться, забавляясь.
(А. Франс)
000
Учиться можно, только забавляясь. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
(А. Франс)
000
Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже.
(Т. Фуллер)
000
Мы не должны пренебрегать образованием: оно необходимо при всех правительствах, даже в тех странах, которые не управляются вовсе.
(Ж. Фуше)
000
Недопустимо считать образованным человеком того, кто читал Шекспира, но не знает второго закона термодинамики.
(О. Хаксли)
000
Не надо браться за книги, не представив себе ясно, чего ты хочешь от этих занятий, к чему стремишься.
(Т. Харди)
000
Такие безупречные модели ежегодно сходят с токарного станка систематического обучения.
(Т. Харди)
000
Во всяком здравомыслии и просветительстве таится опасность опошления и филистерства.
(С. Цвейг)
000
Желающим научиться чему-либо чаще всего препятствует авторитет тех, кто учит.
(М.Т. Цицерон)
000
Образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
(Н.Г. Чернышевский)
000
Народное образование – это система обучения тупиц в ущерб одаренным, и цель ее – подогнать подрастающее поколение, всю молодежь под общий, унылый, бездушный уровень заурядной посредственности.
(Ч.У. Чеснат)
000
Высшее образование развивает все способности, в том числе и глупость.
(А.П. Чехов)
000
Образованность, соединенная с бедностью, свидетельствует о высоких качествах души. 
(А.П. Чехов)
000
Не учи жить другого. У каждого своя правда.
(В.Т. Шаламов)
000
Есть тонкости, которым учит лишь отечество.
(Ф.Р. де Шатобриан)
000
Хорошее образование невозможно без философии.
(А. Швейцер)
000
А клятву дав учиться день и ночь,
Мы отреклись от истинного знанья.
(У. Шекспир)
000
С ученостью трунит он над ученьем.
(У. Шекспир)
000
В мире существуют две опасные категории людей. Это недоученные, которые наполовину разрушили цивилизацию, и доученные, которые чуть не погубили мир.
(Д.Б. Шоу)
000
Мозг дурака перерабатывает философию в недомыслие, науку – в предрассудок, а искусство – в педантизм. Отсюда университетское образование.
(Д.Б. Шоу)
000
Тот, кто умеет делать, – делает. Кто не умеет – учит.
(Д.Б. Шоу)
000
Я получил всестороннее образование для мира обменной валюты.
(И. Шоу)
000
Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия.
(Э. Эверетт)
000
Не стыдись учиться и в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
(Эзоп)
000
То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.
(Р.У. Эмерсон)
000
Учиться, значит, быть может, то же самое, что вспоминать.
( ? )
000
Учиться можно и у врага.
( ? )


Рецензии
"Человек даже со своим мозгом, ни на что не пригоден без образования и опыта". Спасибо, я понял, почему гайдарочубайсы первым делом уничтожили науку и инженерство. Образование и опыт прервали, - и страна обречена как курица с отрубленной головой: еще бежит, хлопает крыльями, а на плите уже стоит кастрюля, в которой ее сварят...

Валентин Спицин   05.04.2012 23:31     Заявить о нарушении