Ленина я не видела!

Вот беда-то! Сгорел холодильник в деревне на даче. А как летом без него? Вот именно — труба! До закрытия дачного сезона еще месяца два. В городе нет проблем: и купить можно, и свой старенький есть, а как доставить в деревню? Дороже холодильника доставка обойдется. Сидим на кухне у окна за большим обеденным столом и, как говорит моя свекровь, горюем.
 — А ведь были времена, — ударилась я в воспоминания, обращаясь к дочери, — не в каждой семье были холодильники. Они доступны стали только в начале семидесятых годов, и ничего, жили ведь, — рассказываю я, но скорее утешаю себя.

— Мне было десять лет, когда родители купили свой первый холодильник, этакий белый красавец. Он назывался очень красиво, кажется «Бирюса».
— Мама, а как же вы обходились летом без него, не представляю?
— Если честно, то я не помню, обходились как-то, — смеюсь я, — надо у бабушки спросить. Только помню, как покупали дрожжи, ломали этот килограммовый кусок на небольшие части и подсушивали, а потом эти кусочки еще растирали в ладонях до образования крошек, досушивали и — в банку, они потом могли храниться не один месяц.

Тут с улицы заходит наша бабуля и включается в разговор:
— У нас в деревне тетка Матрена жила, она как-то насушила дрожжей, расстелила на чистой тряпице и оставила их в горнице на столе. Пришла вечером с поля, а дрожжей нет, — рассмеялась она. — А у тетки Матрены сын не совсем нормальный был. Она ему и говорит: "Сынок, ты дрожжи тут не видел?"
А бабуля у нас тоже артистка еще та! Изображая сынка, делает задумчивое лицо, смотрит в одну точку и меланхолично, делая паузу после каждого слова, произносит:
— Никаких ... дрожжей... я ... не видел, были крошки — я их съел.
Мы хоть и слышали эту историю не один раз весело смеемся.

— А еду готовили на керогазах, — продолжаю я, — правда, я эти керогазы смутно помню. А газовые плиты тоже стали доступны только когда я в шестом классе училась. Сначала были настольные с двумя горелками. А газовый баллон был маленький, как пузатый бидон, килограммов на пять, наверное. Газ быстро заканчивался, и мы с подругой ходили менять его на рынок колхозный. Придем, займем очередь, и сидим по полдня на этих баллонах, ждем, когда привезут заправленные. Но так недолго было, потом появились вот такие, как здесь у нас в деревне, — показываю я рукой на газовую плиту. 
— И еще помню, что электричество у бабушки в деревне только в середине шестидесятых появилось, по вечерам зажигали керосиновую лампу. Ее ставили на стол в середине горницы, а в углах комнаты мелькали загадочные тени. Я тогда маленькой была, но до сих пор помню, и не люблю запах керосина, надышалась, видно, тогда в детстве.
 
— Ой, мамочка, какая ты у меня, оказывается, древняя! Может, ты еще и Ленина видела? — дочь посмотрела на меня лукаво и рассмеялась.
Я изображаю ужас на лице и пищу тоненьким жалобным голоском:
— Нет, нет! Я не древняя! И Ленина я не видела!
Вот до чего договорились, и всего-то завели невинный разговор про холодильник!


Рецензии
А я делал пристройку к жилому дому в деревне старичку, который жил мальчишкой в Москве и видел Ленина! Живьём! Вот! Роберт.

Роман Рассветов   06.05.2017 20:49     Заявить о нарушении
Я за эти дни столько слез вытирала украдкой, глядя на фотографии фронтовиков, молодые и совсем юные, и в возрасте. Слезы и от чувства благодарности к ним и от боли утрат.
Ленин где-то там далеко, как мифическая фигура, к нему у меня почему-то нет чувства сострадания, в свое время он много дел наворочал. Не мне его судить. А вот наш народ в годы войны и после нее Герои!

Жамиля Унянина   10.05.2017 13:04   Заявить о нарушении
У меня к нему тоже нет сострадания. Я думаю, что его душа до сих пор неупокоенная, столько лет над его останками "колдовали" учёные, толпы людей шли и шли посмотреть на его бренное тело. Лежит ли тело в земле, или в каменном саркофаге, самое главное, это не тревожить его... Это мои убеждения. Роберт.

Роман Рассветов   19.05.2017 14:40   Заявить о нарушении
Наберите мою крайнюю часть, там фотографии моих родителей 1967 года... Роберт.

Роман Рассветов   19.05.2017 14:42   Заявить о нарушении
Роберт, по-моему, Вы похожи на отца, а у мамы такое доброе лицо и глаза лучистые. Светлая им память.
Читать главу не стала, буду все попорядку. Мне уже все как родные стали герои этой книги.
Жамиля

Жамиля Унянина   19.05.2017 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.