Маша и пистолет

Правдивая новогодняя история, рассказанная специально для театра кукол


Действующие лица:

Таня – ученица 2-го класса
Ваня – ученик 1 класса, брат Тани
Мама
Папа
Маша – вполне взрослая такса
Пистолет – юная такса
Полицейский
Дворник дядя Петя
Василий – взрослый самостоятельный кот
«Сугроб»: дядя Саша
          тетя Глаша
          баба Даша

Картина 1.

(Квартира. По квартире с заливистым лаем носятся таксы МАША и ПИСТОЛЕТ, из угла в угол слоняется ВАНЯ, посреди комнаты рыдает ТАНЯ.)

ВАНЯ. Таня! Хватит реветь! Ты мне уже все уши проревела.

ТАНЯ. А что делать, Ваня, если он никогда-никогда не приедет?

ВАНЯ. Как это не приедет?

ТАНЯ. А вот так! Возьмет и не приедет? А-а-а…

ВАНЯ. (растерянно) Да, как же так?.. Да, что ж?.. Да, такого не может быть…

ТАНЯ. Ага, как же…

ВАНЯ. Такого не может быть, потому… что не может быть! (в сомнении) Он же всегда приезжал…

ТАНЯ. Может! Может! Может!

ВАНЯ. (на грани слез) Он же обещал! А свои обещания он всегда сдерживает!

ТАНЯ. Не всегда!

ВАНЯ. Всегда!

ТАНЯ. Не всегда! Не всегда! Не всегда!

ВАНЯ. (сквозь слезы) А мы… мы… Мы маму спросим.

ТАНЯ. Ну, спроси. Ну, спроси, спроси.

ВАНЯ. Она его лучше знает.

ТАНЯ. Ага, как же! Знает она…

                (внимание переключается, плач переходит в привычный спор)

ВАНЯ. Что не веришь?

ТАНЯ. Не верю. Как она его может знать лучше, чем мы?

ВАНЯ. Может! Может! Может!

ТАНЯ. Ага, как же! Нас же двое, а она одна. А двое всегда знают в два раза лучше, чем один. Потому, что их больше.

ВАНЯ. Ну, ты сказанула! Она его знала, когда мы еще вот такими маленькими были, еще
даже когда в ясельную группу не ходили!

ТАНЯ. Ты еще скажи, что она его знала, когда нас на свете не было!

ВАНЯ. (оторопев) А где мы тогда были?

ТАНЯ. (высокомерно) Фи! Иван, разве ты не знаешь? Между прочим, это все женщины знают. Мы у мамы в животе были.

ВАНЯ. У мамы? В животе?!

ТАНЯ. Ну, да. Что тут такого? У всех женщин в животе есть маленькие дети. Такие малюсенькие-малюсенькие.

ВАНЯ. А папа это знает?

ТАНЯ. (манерно) Может – да, а может – нет. Скорее всего – нет. Хотя, наверное, догадывается. А, может, он просто забыл. Когда-то знал, а потом забыл.

ВАНЯ. Ну, ты сказанула! Наш папа что-нибудь забудет!
               
                (входит МАМА)

ВАНЯ. Мам, а папа может что-нибудь забыть?

МАМА. Никогда.

ТАНЯ. А помнишь, ты ему сказала картошку купить, а он забыл?

МАМА. Ну, разве какую-нибудь мелочь…

ВАНЯ. (подозрительно) А ты папу давно знаешь?

МАМА. Давно. Мы с ним еще в школе в один класс ходили.

ТАНЯ. Так давно?! Это же было сто лет назад!

МАМА. Ну, не сто лет… Я еще не такая старая.

ТАНЯ. (подхалимски) Ты у нас самая молодая мама, самая красивая…

ВАНЯ. (подозрительно) И он всегда свои обещания сдерживал?

МАМА. Всегда.

ТАНЯ. Значит, он приедет из своей противной командировки и привезет нам елку?

МАМА. Обязательно. А вы сомневаетесь?

ВАНЯ. (Тане) Вот видишь! Вот видишь!

МАМА. Без елки у нас праздника не будет.

ВАНЯ. Вот видишь, у нас будет всамделишный новогодний праздник!

МАМА. Конечно, будет.

ТАНЯ. А потом начнутся каникулы?

МАМА. Ну да. И начнутся каникулы.

ТАНЯ. ВАНЯ. Ура! Каникулы!

МАМА. А теперь, Таня-Ваня, берите своих собак и идите с ними гулять. Собак надо обязательно выгуливать, а то они заболеют. И оденьте их, чтоб не простудились.

ВАНЯ. Мам, а ты сшила разведческий маскировочный халат?

МАМА. Сшила, в прихожей висит. Всё, одевайтесь и идите.
               
                (все выходят)

Картина 2.

(Смена декорации: квартира превращается в заснеженный двор, освещенный одиноким фонарем и окнами домов. Во время перестановки слышны гулкие шаги ТАНИ и ВАНИ в подъезде, их разговор, радостное повизгивание собак.)

ТАНЯ. А зачем тебе разведческий халат?

ВАНЯ. Разве не видишь? Я из Пистолета буду дрессировать настоящего военного разведчика.

ТАНЯ. А зачем?

ВАНЯ. Ну, девчонки!.. Ничего не понимают! Он же маленький, неприметный. Враги ждут, что к ним большой разведчик придет. А тут маленький – шмыг-юрк, все разведает и вернется. Разве не понятно?

ТАНЯ. А-а-а… Так бы сразу и сказал. Поэтому ты собаку Пистолетом назвал?

ВАНЯ. Ну, да. А что? Надо было, как ты свою – Машкой назвать? (при слове «Машка» собака отзывается лаем)

ТАНЯ. А что? Маша – очень даже хорошее имя для таксы.

ВАНЯ. Ага, хорошее. Во дворе как крикнешь (передразнивает): «Маша, иди сюда!», так сразу три Маши из окон высовываются: из четырнадцатой квартиры, двадцать третьей и сороковой.

ТАНЯ. Можно подумать, Пистолет – хорошее имя! Рекс – было лучше.

ВАНЯ. А если враги узнают, что моя собака – разведчик? Они будут ждать, что я ее из засады позову как-нибудь по-собачьи: ну, там, Рекс, или Мухтар, или еще как-нибудь. А я внезапно ка-ак крикну: Пистолет, взять! Он ка-ак бросится на них! Они испугаются и сдадутся в плен.

  (В процессе разговора ВАНЯ и ТАНЯ выходят во двор. Собаки радостно кувыркаются в снегу. Большая такса – МАША – одета в красивую «девчоночью» попонку; на маленькой – ПИСТОЛЕТЕ – попона из серой камуфляжной ткани.)
 
Картина 3.

(Заснеженный двор. У забора – «сугроб», очертаниями напоминающий три человеческие фигуры, занесенные снегом. Собаки с визгом носятся по двору, подходят к «сугробу» и лают на него. «Сугроб» вздрагивает.)

ТАНЯ. Смотри, Ваня, всего пять часов, а уже темнеет. Зимой почему-то рано темнеет. Еще чуть-чуть и Новый год.

ВАНЯ. Ага, если папа елку привезет. Пистолет, ко мне!

                (ПИСТОЛЕТ не реагирует. На крышах домов появляются кошки)

ТАНЯ. А если не привезет?

ВАНЯ. Ты что, не знаешь? Так и будет декабрь.

ТАНЯ. Как это?

ВАНЯ. Помнишь, мама сказала, что без елки праздника не будет? Вот и думай сама.

ТАНЯ. Все время будет декабрь?! Как это?

ВАНЯ. А вот так: тридцатое декабря, тридцать первое декабря, тридцать второе, тридцать третье, тридцать четвертое… Пока папа елку не привезет.

ТАНЯ. И каникулы не начнутся?

ВАНЯ. Ага, какие без Нового года каникулы?

ТАНЯ. У всех?!

ВАНЯ. Про всех – не знаю, у них, может, елки есть. А вот у нас – точно. Каникул не будет.

 (Кошки на крыше противно мяукают и привлекают внимание такс. Они с лаем уносятся в подворотню.)

ВАНЯ. Пистолет! Пистолет! Фу!

ТАНЯ. Маша! Машенька! Ты куда?

ВАНЯ. Как с такой собакой в разведку ходить? Только против котов.

ТАНЯ. Маша, Маша, иди сюда!

 (из разных окон поочередно выглядывают три девочки: «Таня, я не выйду», «Я елку наряжаю», «Мама говорит, что уже поздно гулять»)

ВАНЯ. Вот видишь? Назвала собаку Машей, теперь не дозовешься. То ли дело – я. Пистолет, Пистолет, ко мне! Пистолет!

(на крик «Пистолет» во двор на мотоцикле въезжает ПОЛИЦЕЙСКИЙ)

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Кто кричал «пистолет»? У кого здесь оружие? Быстро признавайтесь, у кого пистолет?

ВАНЯ. Дядя полицейский, это у меня Пистолет.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. У вас есть разрешение на оружие? Сколько вам лет? Уже есть восемнадцать?

ВАНЯ. Не-ет. Мне только семь лет.

ТАНЯ. А мне уже восемь!

ВАНЯ. Пистолет – это моя собака.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Волкодав?

ВАНЯ. Нет. Но сначала я дрессировал его на волкодава. Его звали Рекс. Волкодав Рекс.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Волкодав Рекс! Это да…

ВАНЯ. А потом смотрю: во дворе волков нет, и решил его сделать разведчиком. И назвал Пистолет. Теперь он – разведчик Пистолет. Мы его с Машей выгуливаем.


ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Теперь понятно. Ну, ладно, мне некогда. А вы с Машей долго не гуляйте.

ТАНЯ. Я не Маша, я – Таня.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. А Маша – кто?

ТАНЯ. Маша – это собака.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ну, совсем меня запутали: девочка – не Маша, а Маша – это собака. Пистолет – не пистолет, а тоже собака. Кругом одни собаки. Всё, забирайте своих собак и идите домой, а то не встретите Новый год. До свидания. (уезжает)

(Внезапно фонарь гаснет. Полумрак и тишина. Откуда-то издалека время от времени доносится лай, рычание, повизгивание и кошачье шипение)

ТАНЯ. Ой, совсем темно. Мамочка!

ВАНЯ. Ой! Что-то, как-то, не очень… Мо-может, нам уже пора домой?

ТАНЯ. А как же Маша? Она простудится и замерзнет.

ВАНЯ. Пи-пи-пистолет дорогу знает. Я его дрессировал. Мо-мо-может он ее домой приведет?

ТАНЯ. Нечего на других перекладывать. Мы должны их найти.

ВАНЯ. А ка-ка-как мы их найдем? Темно ведь.

ТАНЯ. Ну и что? Пусть. Помнишь, как мама говорит? Мы в ответственности за тех, кого приручили.

ВАНЯ. Это папа говорит.

ТАНЯ. Нет, мама.

ВАНЯ. Нет, папа.

ТАНЯ. Пусть! Значит, и мама, и папа! Значит, надо искать! (слабым голосом) Маша, Машенька, ты где?

(Идут в темноте, натыкаются на «СУГРОБ». «СУГРОБ» вздрагивает)

«СУГРОБ». (на три голоса) Ой!

ТАНЯ, ВАНЯ. Ай! Ай-я-яй!

«СУГРОБ». (на три голоса, сердито) Кто здесь?

ТАНЯ, ВАНЯ. Это мы. Таня и Ваня.


«СУГРОБ». (на три голоса) А что вы здесь бродите по ночам?

ТАНЯ, ВАНЯ. А что уже ночь?

«СУГРОБ». (на три голоса) Нет, еще вечер.

ТАНЯ, ВАНЯ. Мы собак ищем.

«СУГРОБ». (на три голоса) Нашли время собак искать.

ТАНЯ, ВАНЯ. А вы их не видели?

«СУГРОБ». (на три голоса) Видели.

ТАНЯ, ВАНЯ. А куда они побежали?

«СУГРОБ». (голоса разделились) Налево. Направо. Прямо.

ТАНЯ, ВАНЯ. Спасибо.
 
                (отходят от «СУГРОБА»)

ВАНЯ. А кто это с нами разговаривал?

ТАНЯ. Не знаешь? Это дядя Саша, тетя Глаша и баба Даша. Мама говорит, что они здесь, на лавочке  живут.

ВАНЯ. А-а-а… А я думаю: как это сугроб может человечьим голосом разговаривать? Ясно, не может!

«СУГРОБ». (мужским голосом) А что, девушки, не пора ли нам по домам?

«СУГРОБ». (женскими голосами) Пора, давно пора. Все, надышались свежим воздухом.

                («СУГРОБ» исчезает в темноте)

ВАНЯ. А ты говорила, что они здесь живут.

ТАНЯ. Это мама так сказала.

ВАНЯ. А у них даже свои дома есть.

ТАНЯ. Маша, Машенька, ты где?

ВАНЯ. Пистолет! Пистолет, я говорю! Пистолетище, ко мне! Ко мне!

ТАНЯ. Ты иди искать направо, а я пойду налево.

ВАНЯ. А кто пойдет прямо?

ТАНЯ. Никто не пойдет.

(ТАНЯ и ВАНЯ расходятся по сторонам и исчезают в темноте. Иногда в отдалении слышны их голоса: «Маша! Машенька!», «Пистолет, ко мне! Пистолетище, голос!».
На авансцену в фартуке, с лопатой в руке, выходит дворник дядя Петя. На поводке ведет важного кота Василия. Кот чем-то похож на дядю Петю – может, усами, а может быть тем, что на нем вместо попонки такой же фартук)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Вот, Василий Тимофеевич, опять по всей улице фонари не горят.

ВАСИЛИЙ. Мяу.

ДЯДЯ ПЕТЯ. Кто-нибудь упадет, ударится и скажет: вот, дворник дядя Петя виноват.

ВАСИЛИЙ. Мяу.

ДЯДЯ ПЕТЯ. А я не виноват. Я, вот, весь снег расчистил, песочек посыпал. Двор гладенький – где хошь гуляй. Но! – темно. Никакого просвету.

ВАСИЛИЙ. Мяу.

ДЯДЯ ПЕТЯ. Что вы, Василий Тимофеевич: «мяу», да «мяу». Шли бы в подвал мышей ловить. Все ж таки, не простой кот – служебный, дворницкий.

(слышится лай МАШИ и ПИСТОЛЕТА)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Василий Тимофеевич, а не кажется вам, что в наш двор забрели чужие собаки?

ВАСИЛИЙ. Мяу.

ДЯДЯ ПЕТЯ. Надо бы их прогнать. Неровен час, кого покусают. Идите, Василий Тимофеевич, работайте. Мышей ловить и собак гонять – это по вашей специальности.

ВАСИЛИЙ. Мур-мяу. (скрывается в темноте)

ДЯДЯ ПЕТЯ. (поскреб лопатой сцену) Вот беда – ничего не видно. То ли я снег убираю, то ли снег меня убирает… Вот говорят: «Дворник, дворник… Будешь плохо учиться, станешь дворником». А, между прочим: дворник – это звучит гордо. В дворнике все должно быть прекрасно: и усы, и фартук, и мысли. Вот, все мусорят: фантики от конфет бросают, жвачку, банки-бутылки разные… И только мы, дворники, убираем, делаем наш с вами мир чище. Вот такие прекрасные мысли…

(слышна кошачья-собачья возня, грозное мяуканье ВАСИЛИЯ, оправдывающееся поскуливание МАШИ и ПИСТОЛЕТА)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Ну, что там, Василий Тимофеевич, навел порядок?

(из темноты на задних лапах выходит ВАСИЛИЙ, передними держит за ошейники обеих такс)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Так-так. Вот, значит, кто у нас лает. Почему без поводка? Почему без намордника?

(МАША и ПИСТОЛЕТ несвязно оправдываются)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Ничего не понимаю. Говорите по одному.

(МАША сбивчиво лает, ПИСТОЛЕТ иногда подтявкивает)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Все равно не понимаю. Говорите нормальным человеческим языком.

МАША. Меня зовут Маша, а его – Пистолет. Мы вывели на прогулку детей: Таню и Ваню. Если детей не выгуливать, они болеют. Мы вывели их гулять, а они совершенно случайно отстегнулись от поводков и убежали играть с чердачными котами. И вот уже целый час мы их ищем и не можем найти. Мы боимся, что дети заблудились, замерзли и простудились.

(ПИСТОЛЕТ неожиданно начинает громко лаять)

ДЯДЯ ПЕТЯ. Что ты говоришь?

ПИСТОЛЕТ. Их надо обязательно найти потому, что мы в ответственности за тех, кого приручили.

ДЯДЯ ПЕТЯ. Это правильно. Ну что ж, Маша и Пистолет, будем искать. Василий Тимофеевич, поможете?

ВАСИЛИЙ. Мур. Я, вообще-то, не розыскной кот… Но все-таки – служебный. Эх, где наша не пропадала!

(Скрывается в темноте. Слышно начало песни Василия: «Наша служба и опасна, и трудна, мур-мур. И на первый взгляд, как будто, не видна, мур-мяу…»)

ДЯДЯ ПЕТЯ. (таксам) А вы сидите и ждите. Василий Тимофеевич сейчас их отыщет. Он по этому делу специалист. О! Слышите, уже нашел.

 (издалека приближаются плач ТАНИ и ВАНИ и мурлыканье ВАСИЛИЯ: «Если кое-кто у нас порой, мур-мяу, чисто жить не хочет…»)

Картина 4.

(Перемена картины. Двор преобразовывается в квартиру. Во время перестановки слышны  гулкие шаги ТАНИ и ВАНИ в подъезде, их всхлипывание, разговор МАШИ и ПИСТОЛЕТА)

МАША. Конечно, плохо, что мы сказали дяде Пете неправду.

ПИСТОЛЕТ. Это ты сказала.

МАША. Просто не понимаю, как это получилось? Как-то само вырвалось. Но мне кажется, что он сам обо всем догадался.

ПИСТОЛЕТ. Подумаешь, мы только на минутку отошли поздороваться с чердачными котами. А Таня-Ваня сразу начали плакать и поэтому потерялись.

МАША. Да, некрасиво получилось.

ПИСТОЛЕТ. Не по-взрослому. Знаешь, Маша, я тебе как разведчицкая собака скажу: я бы с ними в разведку не пошел!

МАША. Давай не будем ничего их родителям говорить. Захотят – пусть сами рассказывают.

Картина 5.

(Квартира. Шум, возня, писк, лай – в прихожей ТАНЯ и ВАНЯ с таксами. По комнате, нервно потирая руки, ходит ПАПА. У одной из стен – небольшой постамент, накрытый «волшебным» платком.)

ГОЛОС МАМЫ. А ну, быстро раздевайтесь. В верхней одежде никого в комнату не пущу. И собак раздевайте – мы в ответственности за тех, кого приручили. (шум, возня) Разделись? Проходите в комнату. А я – сейчас на кухню.

(в комнату вбегают обе таксы, с лаем проносятся по комнате и убегают на кухню. Входят ТАНЯ и ВАНЯ, продолжая о чем-то спорить)

ТАНЯ. Надо сказать.

ВАНЯ. Не надо.

ТАНЯ. Надо.

ВАНЯ. А я говорю: не надо! Предательница!

(замечают ПАПУ)

ТАНЯ, ВАНЯ. Папа! Папа приехал! Мама, папа приехал!

ГОЛОС МАМЫ. Да-да, уже приехал…

ПАПА. Здравствуйте мои дорогие Таня-Ваня. Как вы тут без меня?

ВАНЯ. (тараторит) Папа, мы гуляли во дворе. А потом, фонарь погас, и мы заблудились, но нам было совсем не страшно, правда, Тань?

ТАНЯ. Лично я испугалась. Немного.

ВАНЯ. Ну, самую капельку. Но я тебя защитил, да?

ПАПА. Что-то я вас во дворе не видел.

ВАНЯ. Так темно было. А потом нас дядин Петин кот за шиворот из-под лестницы вытащил.

ТАНЯ. Лично я сама вылезла.

ПАПА. А где были Маша и Пистолет?

ВАНЯ. А их дядин Петин кот еще раньше спас. Папа, папа, а ты привез елку?

ПАПА. Привез. Только в магазине простые елки закончились, и я купил волшебную.

ТАНЯ. А где, где она? Что-то я ничего не вижу.

ПАПА. Я же сказал, это не простая елка – волшебная. Елка-невидимка.

ТАНЯ, ВАНЯ. (разочаровано) Невидимка…

ПАПА. Нужно сказать стихотворную абракадабру, и она появится.

ВАНЯ. А что такое «абрякадабря»?

ТАНЯ. Я знаю! Я знаю! Это непонятный набор слов.

ПАПА. Правильно. Но их надо сказать не просто так, а в рифму, как стихотворение. Можно – вместе, можно – по очереди.

ВАНЯ. Ну-у, я так не играю…

ПАПА. Значит, будем встречать Новый год с елкой-невидимкой.

ВАНЯ. Ну-у, я так еще больше не играю.

ТАНЯ. Ваня, давай попробуем.

ВАНЯ. Ну, ладно. Вы начинайте, а я – потом.

ПАПА. Приготовились? Начали! Елка, палка...

ТАНЯ. Табурет!

ГОЛОС МАМЫ. (из кухни) Таня-Ваня...

ВАНЯ. Пистолет!

ТАНЯ. Мама, папа, такса Маша…

ПАПА. Утром – гречневая каша.

ТАНЯ. Дядя Петя…

ВАНЯ. Кот Василий…

ПАПА. На Луне траву косили.

(ДЯДЯ ПЕТЯ с ВАСИЛИЕМ выходят на авансцену)

ВАНЯ. Мы – разведчики! Вперед!

МАМА. (заглядывает в дверь) Встретим вместе…

ВСЕ. Новый год!

ТАКСЫ. Гав-гав!

(по мере того, как звучит стихотворение, из-под платка «вырастает» елка)

ТАНЯ. Елка! Мама, папа, смотрите, елка! Новый год!

ВАНЯ. Ура! Каникулы!

 (все вместе или по очереди поют Финальную песню, зрители помогают)


Конец пьесы.

2012 г.


Рецензии
Правдивая новогодняя история, рассказанная специально для театра кукол. Приглашаю.
С уважением, автор

Ростислав Чентемиров   06.04.2012 16:11     Заявить о нарушении