Свобода воли

СВОБОДА ВОЛИ. Статья из " Этнологического словаря"   http://proza.ru/avtor/atonement&book=1#1

     Надо сказать, что свобода воли человека, несмотря на её уникальный характер (в отличие от животных), всё-таки имеет свои ограничения. Прежде всего - это природные биологические инстинкты. Например, мать, имеющая грудное дитя - сильно ограничена в своей свободе воли. Всё её существо подчинено одной цели - выкормить и вырастить ребёнка. Ради этого она готова идти на такие поступки и компромиссы, которые, не будучи матерью, она едва-ли когда совершила, сообразуясь со своей свободой воли.

     Именно поэтому, среди женщин гораздо меньше великих учёных, художников и т.п. Но это совсем не потому, что они "глупее" мужчин. Просто женщина вынуждена жертвовать своей свободой воли для того, что бы род человеческий не пресекся. Иначе не будет уже рождаться никаких гениев, даже мужского пола. (Действительно, "свободные" женщины никого не рожают, но таких женщин, по счастью, не так уж и много).

     Другие ограничения свободы воли человека - следствие правилам поведения в обществе. Большинство из этих "жертвований" собственной свободой - чисто добровольны.

     Но чаще эти ограничения свободы всё-таки воспитываются (закладываются) в семье в юные годы. Но без длительного воспитания в семье, человек никогда не приобоёл бы полезные (либо бесполезные) навыки, которые он воспринимает "на веру". И этот период длится 10-18 лет, в зависимости от сроков созревания ребёнка у разных народов.

     Теперь о соотношении свободы воли и "догматов". В первую очередь религиозных (а также коммунистических, нацистских и пр.).

     Все современные "Догматические религии" (см. статью) признают тезис о том, что "человек создан по образу и подобию Божьему". Что это значит?

     Это совсем не означает "внешнее подобие" , как это утверждают лишь некоторые религии, полагая, что человек внешне похож на "человекообразное существо" с усами и бородой. Другие религии понимают Бога как "бесплотный дух", царящий во вселенной (см. ст. "Единобожие"). Но и в этом случае, человек создан "по образу и подобию Божьему" Что же это значит?

     Это значит, что человек имеет определенную СВОБОДУ ВОЛИ, подобно Богу, чья свобода воли - абсолютна и  безгранична, по определению. Согласно этой точке зрения, Бог - это вселенская, космическая свобода. А человек тоже обладает свободой выбора, творчества и воли "подобно Богу", но только лишь в меньших масштабах.

     "Бог создал луну и звёзды, а человек создал автомобиль, самолет, телефон, письменность (на первом месте) и всякие прочие творческие достижения" - согласно этому определению.
     А что это значит - свобода воли человека? Это значит, в частности, что каждый выбирает для себя - верить в Высшее Начало или нет. А все доказательства того, что "Бога нет", либо, что "Бог есть" - становятся абсолютно абсурдными на фоне того, что человеку предоставлена СВОБОДА выбора. Это - аксиома, а не теорема, которую МОЖНО БЫЛО БЫ ДОКАЗАТЬ. Человек просто сам выбирает для себя возможность  верить или не верить (но это бывает очень редко, и лишь только у взрослого человека). 

     Дело в том, что "феномен человека" (см. статью "Неотения") как раз и заключается в том, что младенец с самого начала (до поры до времени) воспринимает своих родителей как "богов", и всё, что говорят родители, становится для него абсолютной истиной лет до 10-18 (у  разных народов по-разному), в зависимости от сроков созревания). И большинство подростков, выросших в благополучных семьях, продолжают исповедывать заученные в семье истины до самой смерти.

     Читатель спросит: А где же тут свобода воли?

     Ответ будет "диалектичным". Если бы ребёнок слепо не доверял своим родителям, он бы не выучил родной язык, начатки арифметики, грамматики и т.д., а главное, не уверовал бы в "веру отцов".

     С другой стороны, повзрослевший ребёнок часто начинает задавать "ненужные вопросы", по той простой причине, что он обладает СВОБОДОЙ ВОЛИ. Он начинает изобретать компьютеры, автомобили, самолёты, телефоны и т.д. То есть то, чему его родители не учили, а может даже были против.

     Но для наступления свободы воли ребёнку требуется 10-18 лет строгого воспитания среди догматов. И лишь немногие дети способны обрести свободу творчества, вырвавшись из оков догматов. в тоталитарных странах. (см. статью "Тоталитармзм"). Дети в таких странах попросту начисто лишены информации под покровом "железного занавеса" той или иной тоталитарной религии или идеологии.

     Обратим внимание, что все научно-технические достижения были сделаны в странах, где нет идеологического, либо религиозного тоталитаризма. Именно в этих странах человек смог в полной мере реализовать свою свободу воли.

     Но это имеет  и свои негативные стороны. Такая свобода оборачивается свободой половых извращений, "толерантностью" к закоренелым преступникам, приехавшим из других стран и полной распущенностью взаимоотношений  в местной молодёжной среде. В результате, рождаемость среди местного населения падает ниже нулевой отметки.

     А где же "золотая середина" между полной свободой и крайним догматизмом? Здесь мы приближаемся к области, называемой "политика". Поэтому остановимся на этом месте.


Рецензии