Гл-1. Классификация лидеров

Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в инстинктивных программах, которые получили собирательное название "стадного инстинкта" (или "общественного инстинкта"). С течением времени количество таких программ возрастало, они становились более совершенными и видоспецифическими, но многие поведенческие программы, касающиеся социального поведения людей, в основе своей остались практически такими же, как и у остальных млекопитающих, что даёт человеку возможность приспособиться к жизни в их стае. Укротители заметили, что дикие звери подчиняются тому человеку, в котором инстинктивно чувствуют лидера.
В основном, люди осознают своё инстинктивное поведение во время действия полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Но когда речь идёт о поведении в социальной группе, то они уверены, что их поведение подчинено разуму, а социальный инстинкт обусловливает лишь стремление к жизни в обществе и образование иерархии.
Известно, что у человека есть два сознания - немое и речевое. Большинство людей не осознают, что их поведение направляется социальным инстинктом, потому, что инстинктивные взаимодействия в социальной группе осуществляются посредством различных способов неосознанного невербального общения, которое происходит на уровне немого сознания.
Эти способы подробно описаны в разделе «Неосознанное общение». Здесь я их только перечислю: это общение на немом инстинктивном языке (общим для всех народов и животных с развитым мозгом),  общение путём безусловных рефлексов посредством излучения мозга, а также – неосознанное телепатическое общение простыми конкретными мыслями на уровне понятий (как и у животных).  Воспринятая на неосознанном уровне информация анализируется без участия сознания, и потому я назвала это «неосознанным мышлением».
Социальный инстинкт включает в себя влечение к жизни в обществе и некоторое количество программ поведения, объединяющих в себе множество безусловных рефлексов. А конкретные действия по воплощению этих программ мышление людей и животных с развитым мозгом рассчитывает в соответствии с конкретными условиями, включаясь в промежутках между безусловными рефлексами. Это создаёт у людей впечатление, что почти все их действия обусловлены разумом, а не инстинктом.
Любое инстинктивное действие начинается с соответствующего ему влечения. Во время действия социального инстинкта одним и тем же людям в разных ситуациях хочется властвовать или подчиняться, вести за собой или быть ведомыми, защищать или быть защищённым. И удовлетворение  этого влечения в каждом случае награждается радостью и удовольствием. Это значит, что в каждом человеке есть и инстинктивная лидерская программа, и инстинктивная программа подчинения.
Наблюдения за поведением людей в социальных группах дают основание заключить, что существует два вида естественных лидеров, поведение которых сильно отличается.
Лидеры первого типа (обычно, женщины) почти всегда в тени, не говорят речей и управляют группой молча, посредством немого инстинктивного языка и безусловных рефлексов общения. И люди отвечают им на таком же немом языке. Члены социальной группы интуитивно понимают, чего хочет от них лидер. Но ни они, ни лидер,  ничего не знают о том, что общались без слов! Можно сделать вывод, что во время инстинктивного общения они находились в немом сознании, а их доминирующее сознание было отключено, а затем получило только результат этого общения. Лидеры этого типа объединяют людей в социальную группу и координируют их совместную жизнь в покое, но они никогда не управляют их совместными действиями (кроме травли изгоя), и при появлении необходимости таких действий, поручают это одному из членов группы, обычно, мужчине («ситуационному лидеру»).
Лидеры второго типа (чаще мужчины) управляют группой, как в покое, так и во время  совместных действий. Совместные действия являются инстинктивными и в то же время сознательными, так как способ действовать в единстве запрограммирован в инстинкте, но конкретные сознательные действия - например, игра в волейбол, -  запрограммированными быть не могут. Такие лидеры всегда на виду, выступая, они выдвигают цель и доказывают свою точку зрения, словами убеждают людей, воздействуя на их осознанное мышление. Т.е. работает их доминирующее сознание. Поэтому способ их руководства зависит от качеств их личности, что и обусловливает многообразие лидеров этого типа (описанное во многих классификациях). А в промежутках осознанного речевого общения они неосознанно общаются с группой на уровне немого сознания (так же, как и лидеры первого типа), инстинктивно обеспечивая единство их совместных действий.
Неосознанное поведение лидеров обоего типа в одинаковых ситуациях всегда одинаковое, каким бы разумом и душой они не обладали, не зависит от их личных качеств и  не зависит от уровня развития общества. Это указывает на то, что такое поведение является инстинктивным.
Таким образом, естественные лидеры первого типа на уровне немого сознания, т.е. неосознанно, инстинктивно объединяют людей в социальную группу и управляют их индивидуальным инстинктивным поведением. А лидеры второго типа на уровне доминирующего речевого сознания руководят сознательным поведением членов группы, на неосознанном уровне инстинктивно обеспечивая единство их совместных действий. Первых я назвала «инстинктивно объединяющими лидерами» (ИОЛ), вторых – ведущими лидерами (ВЛ).


Рецензии