3. Развитие взаимоотношений в социальной группе

    ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЛИДЕРА. В разговоре об абстрактном лидере при положительном упоминания о нём у людей появлялось выражение БЛАГОДАРНОГО, РАДОСТНОГО ВОСХИЩЕНИЯ, БЕЗ СТРАХА, УНИЖЕНИЯ И ЛЕСТИ, - БЛАГОГОВЕНИЕ. С таким выражением лица они, вероятно, смотрели бы на Бога. При отрицательном упоминании о лидерах в такой же ситуации - у слушателей появлялось на лице в одних случаях ВРАЖДЕБНОЕ выражение, в других - выражение УЖАСА, и только после слова "Гитлер" это выражение постепенно исчезало с лица собеседников.
   И действительно, обычно, естественного лидера люди воспринимают как существо высшего порядка - как "микробога". Если же быть точным, то, наоборот, Богу приписывают черты земного лидера. Люди представляют себе Бога благообразным старцем. Не просто сильным, а все-могущим, не только мудрым, а все-ведающим, не просто справедливым, а всеблагим. Требующим веры БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ, любви, страха и ПОДЧИНЕНИЯ, а кроме того - ВОСХВАЛЕНИЙ, ПРОСЛАВЛЕНИЙ И ПОДНОШЕНИЙ, но не просто подношений - а жертв. Чтобы умилостивить Бога люди считали, что ему нужно отдать самое дорогое, вплоть до человеческих жизней. Одновременно люди представляют себе Бога всемилостивейше прощающим РАСКАЯВШИМСЯ все их грехи, КРОМЕ ОДНОГО: НЕВЕРИЯ В НЕГО. Христианская религия учит, что праведным образом жизни нельзя заслужить райское блаженство после смерти, но Бог прощает самый тяжкий грех, если грешник любит Бога, раскаялся и попросил у него прощения. Откуда такие представления о Боге? Бог - создатель и повелитель всего сущего. И люди приписывают ему все черты земного инстинктивного лидера - создателя и повелителя стаи: внешность старейшины рода, любовь к восхвалению и прославлению, необходимость подношений и уверений в любви и преданности и прочие, вышеперечисленные качества. Сильный лидер способен легко проникать в святая святых каждого - в его внутренний мир, он видит и понимает душу каждого. Лидера даже очень малой социальной группы её члены считают самым сильным, самым умным и самым талантливым. А МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ?  Не по сравнению с лучшими представителями человечества, а по сравнению с его окружением? Ведь если посмотреть со стороны, он (и его ближайшие помощники, если группа достаточно большая) действительно лучше всех остальных. Его глаза и лицо выражают ум и уверенность. Он - личность. Остальные по сравнению с ним - безликий серый фон. Так-то оно так. Но если проследить за образованием группы с самого начала, то можно заметить, что после превращения неорганизованной толпы в социальную группу поведение людей изменяется. У лидера включается программа управления, у всех остальных - программа подчинения (которая и превращает их в "безликую массу").
    Пример из первой серии документального телесериала "Последний герой". Взрослого мужчину (офицера-подводника) - человека с умным, смелым и добрым выражением лица, вызывающим к нему симпатию и уважение, осознанно выбрали лидером, и он официально занял этот пост. Но после организации людей в социальную группу он неожиданно стал ничем не примечательным человеком. Его лицо уже ничего не выражало, кроме убеждённости в правоте “неформального”  лидера - женщины, и готовности исполнить любую её волю. Яркие признаки его собственной индивидуальности - исчезли. Он стал "серой личностью", как и все остальные.
    А кто же истинный лидер этой социальной группы? Кому подчинился офицер? Молодой женщине,которая до того, как стала лидером, ничем не выделялась из общей массы. Но, став лидером, она также изменилась. Её хорошенькое личико потеряло свою прелесть. Оно стало властным и безжалостным. Выражение УДОВОЛЬСТВИЯ от уверенности в своей АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ над членами группы сделало её лицо неприятным (но - только для наблюдателя со стороны).
    Что случилось с ними обоими? Изменилось не только их поведение, ИЗМЕНИЛСЯ даже их ВНЕШНИЙ ОБЛИК, - когда они начали взаимодействовать в группе. Не только в указанном примере, а и во всех остальных случаях, после выбора естественного лидера и образования социальной группы  выражение лица и поведение у людей изменяется. Но наиболее разительно эти перемены видны на лидере. Они настолько быстро появляются и так резко выражены (для умеющего наблюдать), что не укладываются в состояние, обусловленное переменой статуса на более высокий. В человеке как будто ВКЛЮЧАЕТСЯ  НЕКАЯ НОВАЯ ПРОГРАММА поведения, и начинают работать ранее не задействованные силы. Его мозг начинает работать в оптимальном режиме, его способности возрастают. На лице появляется выражение чувства ответственности за группу в целом и за каждого из её членов. Вероятно, имеет значение и положительное влияние его группы (вера, любовь, восхищение и пр.). Как бы ни отличались друг от друга люди, ставшие естественными лидерами социальной группы, их ИНСТИНКТИВНОЕ поведение в роли лидера всегда ОДИНАКОВОЕ и отличается только способом и степенью воздействия на группу.
    Внешний облик и поведение людей, образовавших социальную группу, в  присутствии естественного лидера изменяются в противоположную сторону, они как бы обезличиваются и становятся похожими на "серую массу". Впечатление, что В КАЖДОМ из них с момента образования социальной группы ВКЛЮЧИЛАСЬ НОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЕДЕНИЯ. Подобно тому, как у саранчи вырастают крылья, когда особи собираются в стаю.
    После выбора естественного лидера в группе начинается процесс установления групповой иерархии. Эти взаимодействия осуществляются так же, как и выбор лидера, - посредством неосознанного  инстинктивного немого общения.   Соответственно инстинктивным задаткам каждого (которые принято называть буквами греческого  алфавита, а в просторечии - "силой") после незримой инстинктивной борьбы распределяются роли в  социальной группе. У кого больше "силы", у того больше авторитет, и ему подчиняются те, у кого  меньше "силы". Но слабым не считается никто (кроме изгоя). Все считают себя сильными в большей или меньшей  степени, и все за это себя уважают. Схематично этот процесс можно представить следующим образом.
    После взаимного изучения (молча, на расстоянии, очевидно, посредством излучения мозга) и сравнения, мозг индивидуума «Х» вычислил, что рядом стоящий индивидуум «Y» имеет инстинктивную лидерскую программу, которая может объединить в группу большее количество особей, чем его собственный лидерский инстинкт. И включил у него инстинктивную программу подчинения.  А  мозг  индивидуума «Y» включил лидерскую программу по отношению к «Х». Но при сравнении с третьим индивидуумом, «Z», мозг «Y» понял, что лидерская программа этого индивидуума может объединить в группу  ещё большее количество особей, чем его собственная. И включил у «Y» программу подчинения «Z». Когда  «Х» и «Y» общаются с «Z», у обоих работает программа подчинения. Когда они общаются между собой, у «Х» работает программа подчинения, а у «Y» - программа лидера.
    Результат этих процессов доминирующее речевое сознание получает в виде чувств. Например, при включении программы подчинения индивидуум рефлекторно ощущает радостное желание подчиняться, уважение и восхищение незнакомым ему человеком. Разумом люди уважают друг друга за ум,  силу воли, смелость, честность и т.п. И именно эти качества они приписывают тому, кто вызвал у них инстинктивное уважение, когда пытаются объяснить себе причину своего чувства.
    АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ. Агрессия в  социальной группе используется для поддержания образовавшейся иерархии. В основном, это – прямые или завуалированные оскорбления  в сочетании с  непроизвольной энергетической атакой, вызывающей у победителя рефлекторную радость победы, а у побеждённого - рефлекторное подчинение. Но для возникновения устойчивой реакции подчинения одной агрессивности мало. Нужна соответствующая программа социального инстинкта, т.е. - нужно быть лидером по отношению к  побеждённому.  В социальной группе любого из её членов никогда не наказывают всеобщим осуждением за предательство, ложь, клевету, шантаж и прочие интриги,  а, наоборот, уважают. Очевидно, люди воспринимают эти качества вовсе не как зло, достойное осуждения, а как оружие нападения и защиты, законное право каждого члена коллектива. Но при обсуждении такого поведения те же самые люди выражают к нему отрицательное отношение.  Такое двоякое отношение к одному и тому же поведению наводит на мысль о его инстинктивной природе. Можно возразить, что описанные приёмы борьбы - это работа разумного сознания. Безусловно, перечисленные  качества отличают человека от животных, но наблюдения показывают, что они - вовсе не продукт разума. Опишу одно из таких наблюдений.
    6-летний лидер в детском саду зашёл в раздевалку, где дети собирались домой. Он был недоволен - всех родители забирали домой, а его оставили на ночь. В руках он держал пластмассовую игрушку. Неожиданно он подошёл к одному из мальчиков и с силой ударил его по плечу. Тот радостно и преданно улыбнулся ему. Мрачно посмотрев на него и не ответив на улыбку, лидер подошёл ко второму и ударил его по голове, третьего и четвёртого - по предплечью. Одних бил сильнее, других - слабее. И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТВЕТ РАДОСТНО УЛЫБАЛСЯ И ПРЕДАННО СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ЛИДЕРА, КАК БУДТО ЕГО ПОХВАЛИЛИ! Я смотрела на него неодобрительно. Неожиданно он повернулся ко мне и пристально посмотрел на меня. Потом подошёл, вырвал у меня из рук книгу, и начал её нервно листать, бросая на меня быстрые косые взгляды. Я смотрела на него с возмущением. В этот момент в раздевалку вошёл мой сын. Лидер оставил книгу и спокойным шагом прошёл мимо моего сына. Зайдя ему а спину, он неожиданно развернулся, подскочил к моему сыну и с разбега, изо всех сил ударил его рукой по спине. Сын повёл плечами и отреагировал так же, как и все остальные: добродушно улыбнулся. Агрессор с  лёгкой победной улыбкой вызывающе посмотрел мне в глаза. Я возмутилась, схватила его за руку и буквально потащила к воспитательнице, потому, что он упирался, тормозя обеими ногами, старался выдернуть руку и кричал: "Отпусти!". Но, как только мы пришли, - он преобразился. Он стал, гордо выпрямившись, с достоинством отнял у меня свою руку и сказал воспитательнице, что мой сын только что его ударил. Потом, взглянув на меня, с пафосом добавил, что это я заставила сына так сделать! Воспитательница вопросительно и недоверчиво посмотрела на меня. Я объяснила ситуацию. Она улыбнулась и сказала, что на него это похоже. И всё. Позднее я часто видела, как она, читая сказку, всегда садилась на его кровать, а он ласкался к ней, и при этом иногда щипал её, демонстрируя своё влияние и её покровительство.
    6-летний интриган знал все перечисленные уловки вовсе не из-за своего необычайно развитого разума. РЕБЁНОК - ЗНАЛ, что ему нужно нападать, клеветать, подличать,  - так же, как КУКУШЁНОК, едва вылупившись из яйца, ЗНАЕТ, что ему нужно выбросить из гнезда всех остальных птенцов. Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы социального поведения, КОТОРЫХ  НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.
    Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в групповой иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
    Пример. Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: "Свинья". В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту  и сама периодически "критиковала" его похожим образом.
    Несправедливая агрессия естественного лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения, а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Сознательно радоваться оскорблениям невозможно. Очевидно, это - рефлекторная реакция в ответ на агрессию лидера, которая означает, что подчинённый признал агрессора своим лидером, а лидер ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ его членство в своей социальной группе. Вслед за этим у подчинённых возникает КОМПЛЕКС ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного человека энергетику и усиление его психической защиты. Так социальный инстинкт награждает индивидуумов за правильное поведение.
    Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе. Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство  преданности и послушание.
     Формальные лидеры тоже используют в руководстве группой приёмы агрессии, но группа не признаёт за ними этого права, ибо - НЕТ ИНСТИНКТИВНОЙ НАГРАДЫ (как с естественным лидером). Если в ответ на агрессию лидера у человека не возникает реакции восторженной радости, а  возникает чувство обиды или возмущения, значит, этот лидер либо является формальным лидером (не  инстинктивным), либо что-то мешает возникновению между ними вышеописанных естественных отношений. Человек ощущает себя свободной и независимой личностью, хотя, осознанно подчиняется лидеру. Обычно, инстинктивный лидер малой социальной группы (где нет ведущего лидера), делает такого человека изгоем.

         


Рецензии