Гл-6. Агрессия в социальной группе. Ритуальные оск

Агрессия в  социальной группе используется для поддержания образовавшейся иерархии. В основном, это - невербальная и неосознанная агрессия, вызывающая у побеждённого рефлекторное подчинение. Но для возникновения устойчивой реакции подчинения одной агрессивности мало. Нужна соответствующая программа стадного инстинкта, т.е. - нужно быть "альфой" по отношению к  побеждённому. Можно возразить, что, например, подлость, клевета, предательство, искусство оскорбления и прочие интриги, применяемые людьми в борьбе между собой - это работа разумного сознания. Безусловно, эти качества отличают человека от животных. Но наблюдения показывают, что интриги, - вовсе не продукт разума.
Пример.
6-летний лидер в детском саду зашёл в раздевалку, где дети собирались домой. Он был недоволен - всех родители забирали домой, а его оставили на ночь. В руках он держал пластмассовую игрушку. Неожиданно он подошёл к одному из мальчиков и с силой ударил его по плечу. Тот радостно и преданно улыбнулся ему. Мрачно посмотрев на него и не ответив на улыбку, лидер подошёл ко второму и ударил его по голове, третьего и четвёртого - по предплечью. Одних бил сильнее, других - слабее. И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТВЕТ РАДОСТНО УЛЫБАЛСЯ И ПРЕДАННО СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ЛИДЕРА, КАК БУДТО ЕГО ПОХВАЛИЛИ! Я смотрела на него неодобрительно. Неожиданно он повернулся ко мне и пристально посмотрел на меня. Потом подошёл, вырвал у меня из рук книгу, и начал её нервно листать, бросая на меня быстрые косые взгляды. Я смотрела на него с возмущением. В этот момент в раздевалку вошёл мой сын. Лидер оставил книгу и спокойным шагом прошёл мимо моего сына. Зайдя ему а спину, он неожиданно развернулся, подскочил к моему сыну и с разбега, изо всех сил ударил его рукой по спине. Сын повёл плечами и отреагировал так же, как и все остальные: добродушно улыбнулся. Агрессор с  лёгкой победной улыбкой вызывающе посмотрел мне в глаза. Я возмутилась, схватила его за руку и буквально потащила к воспитательнице, потому, что он упирался, тормозя обеими ногами, старался выдернуть руку и кричал: "Отпусти!". Но, как только мы пришли, - он преобразился. Он стал, гордо выпрямившись, с достоинством отнял у меня свою руку и сказал воспитательнице, что мой сын только что его ударил. Потом, взглянув на меня, с пафосом добавил, что это я заставила сына так сделать! Воспитательница вопросительно и недоверчиво посмотрела на меня. Я объяснила ситуацию. Она улыбнулась и сказала, что на него это похоже. И всё. Позднее я часто видела, как она, читая сказку, всегда садилась на его кровать, а он ласкался к ней, и при этом иногда щипал её, демонстрируя своё влияние и её покровительство.
6-летний интриган знал все перечисленные уловки вовсе не из-за своего необычайно развитого разума. РЕБЁНОК - ЗНАЛ, что ему нужно нападать, клеветать, подличать,  - так же, как КУКУШЁНОК,едва вылупившись из яйца, ЗНАЕТ, что ему нужно выбросить из гнезда всех остальных птенцов.
Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ  НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.
Подлость, ложь, клевета, шантаж - в глазах большинства людей вовсе не зло, достойное осуждения, а оружие нападения и защиты, законное право каждого члена коллектива. В обычном коллективе человека никогда не наказывают всеобщим осуждением за подлость, наоборот, уважают. Это ещё раз говорит о том, что это - инстинктивное поведение.
Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
Например.
Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: "Свинья". В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически "критиковала" похожим образом.
Несправедливая агрессия лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения (страдания поражения), а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Такая реакция на агрессию лидера объясняется тем, что стадный инстинкт награждает человека, которого лидер только что ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ членом своей социальной группы, КОМПЛЕКСОМ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты.
Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.
Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство  преданности или охотного послушания.
Формальные лидеры тоже используют в руководстве группой приёмы агрессии, но группа не признаёт за ними этого права, ибо - НЕТ ИНСТИНКТИВНОЙ НАГРАДЫ (как с естественным лидером).
Если в ответ на агрессию лидера у человека не возникает реакции восторженной радости, а  возникает чувство обиды или возмущения, значит, этот лидер либо является формальным лидером (не  инстинктивным), либо что-то мешает возникновению между ними вышеописанных естественных отношений. Человек ощущает себя свободной и независимой личностью, хотя, осознанно подчиняется лидеру. Обычно, инстинктивный лидер малой социальной группы (где нет второго лидера), делает такого человека изгоем.


Рецензии