Слово о русском мате

     Мат, как часть человеческой речи, побуждает нас вернуться в те затерянные в веках до потопные времена, когда эта речь у рода человеческого образовалась.  Наши далёкие предки удивлялись возникающему новому средству коммуникации ничуть не меньше того жителя  современной деревни Колбаса  Кыштовского  района Новосибирской области, впервые в жизни увидевшего компьютер со всеми его коммуникативными способностями.  И далеко не зря  ещё лет 50 назад моя бабушка  Параскева крестила ящик радио, не обнаружив в нём никого говорящего.  И мою бабушку, и наших начинающих говорить дремучих предков сближает непосредственно-наивное понимание окружающей их действительности, я бы сказал, мифологичность их миропонимания.
     Обретая такое сокровище, как человеческая речь,  люди древности в силу своего полного непонимания, как  это путём незначительного сотрясания воздуха можно донести в соседнее стойбище весть о рождении сына с шестью пальцами у местного шамана, придавали  речи человеческой  надмирный, сакральный смысл, наделяли её потаённой магической силой.  Они приняли, как  непререкаемую истину, возможность существования речи как самостоятельного божественного феномена, живущего по своим законом и обладающего своею силой.  Слово, оказывается, могло помочь, излечить, а так же покалечить или даже убить! Поэтому со словом им приходилось обращаться аккуратно, бережно и с опаской. А слова жили отдельной своей жизнью, таинственной и опасной. 
     Слова прятались от людей, скрывались в самых неожиданных местах, но люди их всё равно находили. То найдут «акацию» в соседней лощине, то «рыбу» в озере за кривой горой, и  даже находили «пещеру»  -  удобную, с двумя выходами и с родником в дальнем углу. Вот так люди стали понимать, что то, что не названо, что не имеет имени – НЕ СУЩЕСТВУЕТ.  А вот стоит назвать – и обратная картина.  Вспомним Книгу Бытия и тот факт в ней, что Бог после создания и скотов, и гадов, поручил Адаму дать им имена. Одним словом, люди утвердились в  мнении, что при помощи слова можно манипулировать окружающим миром. И началось!!!  Шаманские камлания, тайные знания, открытые повседневные и секретные настоящие родовые имена – всё это, как и многое другое, появилось на свет в результате наделения человеческого языка мистической силой. 
     И где-то во всей этой чехарде образовалась привычка небезобидная наносить ближнему своему урон тоже с помощью слов. Вот есть у моего недруга уязвимые места, которыми он сильно дорожит,-   а я возьму и назову их громко и прилюдно! И они как бы укоренятся в этой яви в своей полной незащищённости.  Вот и пусть мой соперник помучается! Вот так и считали – назовёшь что-то по имени, и оно    теряет часть своей, так сказать, безопасности.  И сейчас ещё встречаются женщины, для которых назвать мужской половой член по имени – горе горькое и мука мучительная, «Он» - вот тот максимум, на который они способны. Вот отсюда и  растут ноги современного мата с употреблением в качестве существительных и прилагательных родовых названий половых органов, как мужских, так и женских.
     Но есть и другой вид мата, который,  в отличие от первого, субстанционального, я называю матом отглагольным. Это на нём и пошлют, и сделают любовником, и породнятся через маму или папу.  Этот мат имеет другое происхождение и гораздо моложе по порождению. Вот именно этот мат и называют «грязным». Этот мат динамичен в своей сути  и направлен на одно – оскорбить соперника до самого не могу! Такого ему наговорить, чтобы уж точно никакого пути назад, к примирению не было.   Прибегая к этому мату, человек   бился ни на жизнь, а на смерть, матерясь так, он как  бы становился к врагу лицом, а  спиной к бездонной пропасти, отрезая все пути к отступлению. Да и каком примирении могла идти речь, если человек о вашей матушке такое сказал, и о батюшке этакое промолвил – а, значит, и СДЕЛАЛ!   
      Вот это самое «сказал – значит, сделал» является ярким примером архаичности мышления любого народа и русского в частности. Вот отсюда и легенды о русском, якобы семиэтажном, мате. Вся беда (или радость – кому что) наша в том, что мышление русского народа в глубине своей остаётся архаичным и, следовательно,  мифологическим.     Русский человек подсознательно воспринимает все эти нелицеприятные обозначения и посылы БУКВАЛЬНО, без всяких там скидок на цивилизованность, и может за слово и в  морду дать, и нож в бок воткнуть, если сильно уж обидится! А мог бы и в суд за какое-нибудь «да пошёл ты на…», и деньжат срубить так, ни за что. Но это вам не Америка, а Россия, и материться в ней будут до тех пор, пока в последней деревушке вай-фай не установят, пока люди не перестанут на тротуар харкать, пока все  будут после туалета руки мыть, ну, в общем, ещё  долго…


Рецензии
Бросил материться в 6-ом классе, поэтому лет до 30 не мог связывать длинных предложений, поскольку не мог найти замену привычным связывающим словесным формам. Лет к 50 стал разговаривать на нормальном "гражданском" языке.

Михаил Майтрин   26.11.2017 17:33     Заявить о нарушении