У памятника Пушкину. 19 октября 1911 года -0
Оставшихся в родной стране…
Е.Ш.
«В сентябре месяце 1910 года директором Лицея по высочайшему его императорского величества Государя Императора и ее императорского величества Государыни Императрицы Марии Федоровны избранию, назначен бывший инспектор воспитанников Лицея (1896-1900 г.) генерал-майор Шильдер». (Краткая историческая памятка Императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея. А. А. Рубец. С.-Петербург. 1911).
Должность директора Императорского Александровского Царскосельского Лицея была итоговой на его педагогическом поприще. Лицей входил в число учебных заведений, которые находились под особым наблюдением Императора и покровительством императрицы Марии Фёдоровны.
Управление Лицеем представляла собой сложную структуру, которая включала в себя: Попечителя Лицея, Совет Лицея из бывших лицеистов, Директора, Инспекторов воспитанников и инспекторов классов, Конференцию, состоящую из профессоров и курсовых воспитателей, в количестве 8 человек, под председательством директора, Хозяйственное правление.
В Лицее было 8 классов. Два подготовительных, которые разделялись на младший класс и старший класс. Затем следовали младшие и старшие классы, нумерация которых начиналась с 6 класса, самого младшего. К младшему курсу относились 6,5,4 классы. К старшему курсу, 3, 2, 1.
Для каждого класса были выделены отдельные помещения в Лицее, которые включали в себя большой рекреационный зал, малые рекреационные залы, кроме других классов и других подсобных помещений.
У старших классов, 3-его и 2-го были еще небольшие комнаты на 4-6 человек, которые назывались таким понятным словом для всех поколений «зубриловки». У 1-го выпускного класса, ещё существовала особая комната и называлась она «каменка», в которой хранился камень из фундамента Царскосельского Лицея, и именно этот камень играл большую роль в момент прощания выпускников с Лицеем.
Воспитанники 1-го класса играли особую роль в Лицее. Они сохраняли традиции, поддерживали в воспитанниках лицейский дух. Лицеисты 1-го класса являлись посредниками между лицеистами всех других классов и директором Лицея.
В Историческом очерке Императорского Александровского (б. Царскосельского Лицея), составленном лицеистом LV курса А.М. Яхонтовым, есть проникновенные слова, относящиеся к празднику, столетию Лицея.
«Ко дню столетия была также поднесена Лицею картина «Пушкин, отвечающий на экзамене перед Державиным в 1815 году», нарисованная художником Репиным по особому заказу Пушкинского Лицейского общества в качестве дара Лицею. В речи своей по этому поводу директора В.А. Шильдера было, между прочим, сказано:
«Отныне художественная по исполнению и замыслу картина ваша, живо и ярко напоминающая поэтический полет орлёнка – Пушкина перед старым орлом поэзии – Державиным, да озарит годы учения нашей дорогой молодежи «лучом лицейских ясных дней» и пусть побудит ее «познать и тихий труд и жажду размышлений… и в просвещенье стать с веком на ровне»… « на поприще ума нельзя нам отступать». (ГАРФ, Ф. Р-8091, кмф-20 (Бельгия), 3А-235, ед. хр. 2).
«Несмотря на некоторые трения с лицеистами, Шильдер смог завоевать их доверие и стать их близким другом. В это же время бывший лицеист XXV курса Вырубов выступил с реформаторским предложением, которое имело основной целью возврат к лицейским традициям и к его привилегированному статусу. При поддержке будущего директора А. Соломона этот проект имел немалый успех. Соломон скончался … и оставил после себя Лицей, претерпевшим основательные изменения. После него его место занял Вольф, после него Шильдер…». (ГАРФ, Ф. Р-8091, кмф-20 (Бельгия), 3А-235, ед. хр. 2).
Свидетельство о публикации №212040600396