Рыбакам - любителям

 ИХТИОЛОГИЯ ( лекция для рыбаков – любителей )

Ихтиология – это наука о жизни подводных обитателей. Вас, рыбаков – любителей,  интересует прежде всего вопрос – какие рыбы живут в реках, озерах, протоках, канавах и прудах на территории нашей области. А главное – как их поймать. Это первый вопрос, который всегда задают мне рыбаки – любители во время лекции.
Сразу отвечу, что существует очень много способов ловли рыбы, о которых мы и поговорим во время лекции. Но если вы решили ловить рыбу, то в самом начале надо знать, какие рыбы живут в наших водоемах.
Но позвольте мне в самом начале небольшое отступление, но тоже имеющее прямое отношение к ловле рыбы.
Моя жена и я сам очень любим уху из речной рыбы – ерша. Вы никогда не ели ухи из ерша? Жаль. Вы тогда просто не испытали настоящего наслаждения. Вкуснее ухи не бывает. Простите, я немного отвлекся от темы лекции.
Продолжаем. Чтобы кого – либо или что – либо поймать под водой в нашей области, надо прежде всего знать, а кто же у нас , точнее, под водой, живет?
- Ерши!  Вы сказали – ерши?  Правильное замечание. Это самая распространенная рыба в нашей области. Это знает каждый, уважающий себя, рыбак. Ёрш живет и плавает везде – в озере, в большой и малой реке, протоке, в канаве, на мели и на глубине. Можно даже сказать так: где нет ерша – там нет рыбы.   А какая из ерша уха – одно удовольствие. Не может быть, что бы вы – рыбаки – любители никогда не ели ухи из ершей. Простите. Я опять отвлекся от темы.
Плавают у нас и другие рыбы:  как, например, щука, окунь, сорога, судак, стерлядь, налим,  сёмга.
 Что можно сказать о щуке? Она, также, как и человек, тоже ловит ершей и кушает их. Но ёрш очень умная рыба. Если он видит щуку, то сразу же поворачивается к ней хвостом и выставляет свои колючки. Попробуй ка съешь его?  Не зря рыбаки говорят: Как щука не востра, а не ест ерша с хвоста. Так и отходит, не солоно хлебавши. А ей очень хочется съесть ерша, потому что он очень вкусный. Поэтому, если ей удается его поймать, то она в начале разворачивает его головой навстречу, а потом уже и кушает.
. Извините меня, но я никогда не поверю, чтобы вы, рыбаки – любители, никогда не ели ухи  из ерша. Постоянно едите?  Ну конечно, как я мог сомневаться?  Не зря же сказано: Кто ерша не едал – на рыбалке не бывал. Простите, я опять отвлекся от темы лекции.
Окунь. Ну кто же не знает окуня, этого хищника?  Что можно сказать об окуне? Окунь, так же, как и щука, любит нападать на маленьких ершей. Но на большого ерша он никогда не нападет. Большой ёрш бывает больше окуня. Например,  Патракеевский Ёрш – всем ершам ёрш. Да он сам прогонит окуня куда подальше от своих мест. Кроме того, большого ерша никак не сравнить с окунем. Он намного вкуснее окуня. К тому же , в нем очень много икры.
- Вы никогда не ели ершовой икры? Вы много потеряли. Это – такая вкуснятина, лучше, чем от сёмги. Непременно попробуйте. Простите, я опять отвлекся от темы.
Плавает в наших водоемах и сорога. Иначе её называют плотвой. Это стайная рыба. Гоняются эти стаи по реке, как футболисты на поле.  То туда, то сюда. Попробуй их поймать. Не то, что ёрш.
Ёрш – он и в Африке ёрш. Я точно не знаю, если там наш, архангельский.  ёрш. Скорее всего, что пока его там нет.  Но если он туда попадет, то всем африканским крокодилам тут же придет конец.
Сядешь, бывало, на лодочку, да заплывешь на какую либо ямку на реке, да закинешь удочку. Никто не клюет, а Ёрш тут как тут. Наловишь его,  сколько хочешь и идешь варить уху.
Вы не знаете, как варить уху из ерша? Я вас научу. Не зря же я сегодня перед вами. Есть много кулинарных рецептов, но я , из – за недостатка времени, остановлюсь пока на одном:
1. Помыть ершей от песка, если вы по неосторожности его запачкали.
2. Извлечь ножичком из него икру.
3. Снять пенку с кипящей воды.
4.Положить картошечки, луковицу, перцу – черного горошку, лавровый листочек.
5. Посолить и варить 25 – 30 минут. И всё. Уха готова! А как вкусно!
Простите, я всё отвлекаюсь от темы лекции.
Плавают у нас еще и лещи. Живут, бог знает, где. Зимой в ямы забираются . Летом, после нереста, бродят по одиночке, ищут на дне всяких червячков. Всего боятся. К лодке никогда не подойдут, только если на большой глубине. Ко всему принюхиваются, ищут что то приятное на вкус  Такие капризные, не то что ёрш.
Ёрш – очень смелая рыба. Только спустишь наживку – он сразу – хвать её в рот. Тут, рыбак, не зевай. Если сразу его не вытащишь, он наживку вместе с крючком проглотит. Не забудьте перед ухой вытащить наживку у него изо рта. А иначе сварите уху вместе с наживкой.  Правда, уха от наживки не портится.
Вы не пробовали? Я вам подскажу. Есть второй способ варки ухи из ершей.
1. Промыть, как обычно. И не чистить, для экономии времени.
2. Положить ершей в кастрюлю или в котелок и сварить бульон.
3. Бульон процедить через марлю или через сито.
4. Дальше варить, как обычно, по первому варианту.
Однако, я опять отвлекся. Простите.
Какие еще есть у нас рыбы? Да ! Судак. Пришел, не известно как и неизвестно  откуда. Настоящий разбойник. Нападает на мелкую рыбешку - плотвичек, уклеек, и не дает им вырасти. Мечется по всей реке. Всех гоняет, как тренер футболистов.
 Не то , что Ёрш Ершович – Иван Петрович.
Тот спокойно плавает под перекатом, где течение потише,  да лопает икру разных рыбёшек. Такой любитель икры. Поэтому он такой вкусный. Судак с ним не сравнится.
Встречается еще одна рыба – налим. Живет на дне и прячется под камнями, корягами, бревнами. Любит холод и сам всегда холодный, скользкий и извивается, как змея. Кушает всякую дрянь, да к тому же, и маленького ёршика может съесть.
Ёрш – полная ему противоположность. Распустит свои колючки и плавает везде, где хочет. Где рыбак – там и ёрш. А как питается! Вы ему позавидуете. Его меню – как в хорошем ресторане - для олигарха . Икринки разных рыб. Икра красная, черная,  серая,  зеленая.  Мотыльки – вместо устриц. Червячки да опарыши – вместо креветок. Сам бы ел. Настоящий гурман. А какой он живучий! Принесешь домой с зимней рыбалки. Вывалишь из ящика на блюдо, а он живой, трепыхается. Хоть в ресторан неси, на продажу. А глаза, как огоньки горят.
Кстати. Вам не приходилось делать из ершей котлеты? Боитесь уколоться или подавиться? Не бойтесь. Я вас научу. Берёте ножницы. Отстригаете колючки. И в мясорубку. Потом смешиваете с панировочными сухариками, посолите, поперчите и с маслицем на сковородку. 15-20 минут – и готово. Вкуснятина. И жевать не надо. Сама в желудок проскакивает.
Да! Чуть не забыл. Бывает ещё в наших реках рыба стерлядь и сёмга. Но я их не ем, потому что не ловлю. Очень хлопотно. К тому же, инспектора их стерегут. Зачем стерегут?  Кто хочет – тот поймает. А я не ловлю, потому что на удочку они не ловятся.
Не то, что ёрш.  Ёрш - наша  главная  рыба. Ловите ерша – не пожалеете. 
Извините. Время моё закончилось. Позвольте вам пожелать удачи и , как говорят рыбаки:
НЕ ГОЛОВЫ И НЕ ХВОСТА.   БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ


Рецензии