Полюби врага своего

Эта фраза всегда приводила меня в смущение. Ум понимает сказанное, и даже соглашается с необходимостью подобного акта – но сердце почему-то щемит.
Можно сделать вид, и привселюдно обнять врага – если сделать это пафосно, получишь огромное самоудовлетворение. Но ведь от этого враг не станет другом….
Почему есть у нас враги? Потому что существуют друзья. Как это ни парадоксально, но монета всегда имеет две стороны, и если кого-то определил в друзья – тут же назначил и потенциального врага. И в друга, и во врага мы вкладываем частицу самого себя – только с разными знаками.
Но тогда возникает вопрос – а можно ли убрать такое разделение? Теоретически – конечно, но ум тут же возмутится – так жизнь станет серой, безвкусной. Даже Ницше писал, что человека можно определить не по тому, кто у него друзья – но кто враги….
И постепенно пришло понимание, что полюбить врага – это значит снять с него ярлык, увидеть такого же человека, как ты сам. А это уже очень непросто, эго тут же бунтовать начнет – ведь я белый и пушистый, а враг мой – он отвратителен! ОН НЕ ТАКОЙ!
Сейчас настоящих врагов практически нет – так, недоброжелатели…. А врага уважали, и когда он уходил – теряли что-то невосполнимое. Кажется, что можно полюбить все человечество – ведь оно абстрактно – но вот с соседом что делать?
Такие вопросы не подлежат интеллектуальному разрешению – но правильный ответ знает сердце. Нужно только найти возможность предоставить ему право голоса.


Рецензии
Попытка любить равно всё человечество приводит к навязыванию соседу своего понимания жизни. Оборотной стороной такой любви неизбежно является агрессия с разной степенью насилия.
У человека есть обязанность-активными действиями защищать гонимых и обижаемых. "Не стой над кровью брата твоего"-т.е. не будь безучастен,когда проливается кровь ближнего. Эта обязанность касается и себя самого,в случае,когда враг нападает на меня,я обязан защищаться.
Есть иерархия любви.
А теперь посмотрим:если человек любит врагов больше,чем себя или друзей,то это мазохизм.
"Кто милостив к злодеям-тот тем самым жесток к праведникам".
Отнюдь не всякая декларация милосердия и любви приводит к истинному милосердию и истинной любви.
Выражение "полюби врага своего" должно быть понято двояко.
С одной стороны,я должен считать,что нападавший должен нести за это ответственность.
С другой стороны,я должен задуматься(в мире нет ничего случайного),почему именно на меня напали-в чём моя вина,в чём мои грехи,за что я наказан.
С уважением.

Борис Шнайдер   02.08.2012 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.