72. прикостёрные разговоры

72.   ПРИКОСТЁРНЫЕ РАЗГОВОРЫ


 – Женщины, конечно, ничего в рыбалке не понимают, хотя некоторые пытаются, – сказал Сергей – терпения у них не хватает, чтобы на поплавок смотреть, когда рыба не клюёт. Им конечный результат подавай, да и то… То карась мелкий, то окунь колючий… И, вообще, женщина с удочкой как-то «не смотрится».
 – Да, да, – поддакнул Петя и подбросил в затухающий костёр несколько сосновых сучьев. Костёр снова разгорелся, и от него потянуло дымком в мою сторону.
 Я показал огню фигу. Дым послушно перенаправился к Сергею, затем иссяк, и нас накатилась волна того невыразимого комфорта, который ощущается только в походе, прекрасно сочетаясь с вечерней усталостью, пейзажем и сытостью после обильного ужина.
Мы были частью этого пейзажа и сознавали это. Сосны над яром. Ровная полянка, палатка, костёр, мы и звёзды над головой. Внизу река Березина гонит свои переплетающиеся струи к очередному повороту.
 Я плыл по Березине впервые, и она мне нравилась. У наших белорусских рек характеры разные. У Щары, например, вода туговатая. У Нёмана течение массивное, мощное. А у Березины – лёгкое. Чуть-чуть вёслами поддашь – и байдарка летит, как стрела. Рыбалка вот только пока не так хороша, как хотелось бы.
   Сергей словно прочёл мои мысли, и сказал: – Красивая река! И рыбы здесь полно. Жаль, что не ловится! В прошлом году я здесь на турслёте был. Все тогда снастей набрали, но тоже ничего не ловилось. А какие здесь лини водятся! Кабаны! Из одного на двадцать человек уху сварили.
– Постой, постой! – сказал Петя. – Ты же говорил, что не ловилось.
– У одного «словилось»… – улыбнулся Сергей. – Я тогда такой розыгрыш раскрутил!.. Понимаешь, там самой удачливой оказалась жена Василия – маленькую плотвицу поймала на удочку. А что с такой рыбёшкой делать? Васе все советуют: «На живца лови!»
Переделал он спиннинг под удочку-щупаковку. Снял блесну, нацепил грузило, поплавок подходящий нашёл… А жена ему свой улов не отдаёт, говорит: – Это я поймала!
И гордость у неё такая в голосе – как будто подвиг совершила.
 Пока он жену уговаривал – плотвица сдохла. Он очень даже рассердился: – Эх, ты! – говорит, – жмотина! Да на этого живца можно было бы большую щуку поймать!
  Но тут один «знаток» сказал, что щука и на дохлого живца ловится. Дрогнуло тогда женское сердце. Отдала она свою добычу.

   Забросил Вася живца в заводь и ушёл вместе со всеми в волейбол играть. А я решил ещё поспиннинговать немного. Дошёл до другой заводи за излукой, а там навстречу два местных подростка идут с корзиной. Остановились посмотреть, как я блесну бросаю, а в корзине у них что-то трепыхается.
– Что поймали? – спрашиваю.
– Линей!
– На удочку?
– Руками!
– Покажите!.. – а там четыре крупных линя… – Продайте, – говорю.
– Нам самим надо!
– Обжорство – это порок! – говорю. – В таком возрасте нельзя много есть. По магазинной цене возьму. Одного… А?

   Короче говоря, возвращаюсь я с этим линём в лагерь, а на берегу уже никого нет. Отчего же не пошутить! Вытащил я из воды этого живца-неживца, снял с тройника, и тут у меня проблема возникла: крючок-тройник большой, а вместо пасти у линя – ротик маленький. Едва-едва удалось нахрапом крючок туда запихнуть. Выпроводил я линя подальше от берега, вставил удилище в куст, закрепил точно так же, как было, и тоже пошёл в волейбол играть.
Через некоторое время прибегает Васина жена и кричит: – Вася! Вася! На моего живца большая щука попалась! Весь куст трясётся!
   Все волейболисты ринулись к берегу. Действительно трясётся. И этот Вася сам тоже весь трясётся! Подматывает леску и кричит: – Подсак! Где подсак?
Принесли подсак. Достали рыбину и отнесли подальше от воды.
Смотрят, смотрят... Шум, гам: – Ух, ты! Молодец! Вот это, да!
И вдруг – пауза, и кто-то тихим голосом: – Так это же линь!
Общее изумление: – Не может быть! Но, факт!
Враждебный выпад (одного скептика): – Линь – травоядный! Не может он на живца… Он не хищный…
И тут же нашёлся «знаток», который взял и сказал: – Это, если мелкий, то не хищный. А крупный – ещё какой хищный!
После этих слов все укоризненно посмотрели на «оппортуниста». А Васина жена даже с гневом. Ещё бы! Ведь прямо на её глазах так клюнуло, что куст согнулся.
И никому из них невдомёк, что если бы линь был действительно хищным, то таким ротиком он живца даже укусить не смог бы… Эх, рыбаки, рыбаки! Одно название!..

   Сергей замолчал и, поворошив угли, добавил: – А линь здоровый был! Как кабан! Уха, конечно, получилась не такая вкусная, как из ершей, зато на всех хватило. Вася себя весь вечер именинником чувствовал…
– А ты, что же? Так и не сознался? – спросил я
– А зачем? То есть, сначала хотел, а потом передумал. Пускай люди радуются! Васина жена затем полгода взахлёб всем знакомым про эту удачу рассказывала, а он, как Киса Воробьянинов, только смущённо подтверждал: – Да, уж…
    Мы ещё довольно долго трепались о том, да о сём, а когда начал моросить дождик, натянули над палаткой тент и пошли спать. Засыпая, я подумал, что неплохо было бы завтра достойную щуку поймать. Так оно и случилось.


***


Рецензии