Начало

Кто скажет, лёгкая ли работа у милиционера? Служить в милицию не каждый пойдёт. Одни посчитают это слишком тяжёлой профессией, другие к делу милиции относятся с презрением. А кто берётся за это осознанно, так, чтобы по-настоящему, с отдачей для народа и государства, тот промолчит, потому что знает, чего стоит каждый рабочий день милиционера. Промолчит не от того, что сказать нечего. Вот уж у кого историй-то целый мешок, так это у милиционера. Направлений деятельности у милиции много, в каждой должности свои трудности. Ну, а если доведётся оказаться участковым уполномоченным, то за время службы придётся примерить на себя роли сотрудников всех служб.

Я устроился на работу в милицию сразу, как вернулся из армии. Тогда мне только исполнилось двадцать лет. Энергичный, большинству незнакомый, ничем не известный молодой человек. Городок, в котором я начал свою милицейскую карьеру, невелик. Типовой, ничем не отличается от многих других городов, разбросанных по всей нашей России, да и народу-то в нём не так чтобы очень много – тысяч тридцать пять, не больше. Это не областной центр, но вот что отличает его от иных городов: здесь в одном месте располагаются сразу и научно-исследовательский центр, и областная психиатрическая больница. А это ко многому обязывает – на события городок мой не скупится и даёт почву каждому жителю для своей собственной, уникальной, незабываемой истории, порой совершенно невероятной.

Я решился взять на себя роль рассказчика и представить вам только те случаи из милицейской службы, которые мне самому показались интересными. Как у меня это получится – судить вам.

Начинал я службу с должности участкового уполномоченного. Как и следует, за мной закрепили наставником старшего участкового уполномоченного с очень редкой фамилией – Иванов. Майор милиции, умудрённый опытом сотрудник, мужик внушительных размеров – ростом далеко за метр девяносто, плечистый и крепкий, про таких говорят – косая сажень в плечах. Подвигов за свою милицейскую карьеру совершил немало. Человек серьёзный, справедливый, не без чувства юмора, умеет пошутить. За ним закрепилось в народе прозвище – Дядя Стёпа, и тут сыграла роль не только его внешность, но и имя. Звали его Степан Васильевич. Едва со мной познакомившись, он сразу стал меня опекать, учить уму–разуму, как та курица цыплёнка, и так у него всё это гладко получалось и ненавязчиво – педагог натуральный.

– Ты молодой, неопытный пока, сразу тебе участок никто не даст, так что некоторое время походишь со мной, посмотришь, как я работаю. К людям приглядывайся, искренне интересуйся своей профессией, проявляй инициативу, но вперёд меня не лезь. Как только тебе покажется, что ты готов самостоятельно работать, скажи мне, и я тебя проверю.

Прошлись мы вместе по его участку, я следил за каждым шагом Степана Васильевича, слушал, как он разговаривает с людьми, с потерпевшими и правонарушителями, с несмышлёными подростками и недавно освободившимися из мест лишения свободы матёрыми уголовниками. Обратил внимание на то, что у всех он вызывает уважение и доверие, разговаривает спокойно, выдержанно, и с каждым знает, о чём побеседовать.

На третий день я сказал, что, в принципе, всё понятно, пообщаюсь с людьми и тоже буду владеть оперативной обстановкой на участке. Тогда Степан Васильевич дал мне образцы материалов по разным заявлениям и сказал, что сегодня я остаюсь в отделе, и буду, изучая документы, осваивать делопроизводство участкового.

– Я понимаю, что ты рвёшься в бой, но это ты ещё успеешь. Я не могу направить тебя работать по заявлениям без определённого багажа знаний. И вот, чтобы не травмировать граждан, да и тебя не бросать на произвол судьбы, даю задание на сегодня: изучишь эти материалы, а после по их примеру расследуешь дело о пропавшем Колобке. Тебе сказку о Колобке читали в детстве?

– Конечно, читали! – ответил я и сначала подумал, что он шутит.

– Ну, вот и отлично, сюжет знакомый, персонажи тоже. Оформишь, как полагается, приду, проверю. Справишься, с этой задачей, значит можно тебя допускать и до серьёзных дел. А если плохо будет получаться, то ты у меня по всему сборнику детских сказок расследования проводить будешь.

До обеда я досконально изучил образцы материалов, вчитываясь в протоколы, объяснения, постановления… даже в глазах зарябило от прочитанного. А обилие протокольных оборотов, как мне показалось, заставили меня забыть нормальную человеческую речь.  Наскоро пообедав, я раскрыл книжку со сказками – ну, держись, Колобок!

В кабинет забежал молодой лейтенант и, заглянув через моё плечо в книгу, широко улыбнулся:

– Вижу, дядя Стёпа тебе пропажу «Колобка» расследовать поручил? Ничего, мне в своё время пришлось у него расследовать «Курочку Рябу», «Трёх поросят» и «Меленку». Тут секрет вот в чём: пиши обо всём на полном серьёзе. В жизни к тебе будут обращаться с заявлениями разные люди, в том числе и больные, – знаешь, какое у нас тут учреждение поблизости? Нельзя допускать в работе с ними никаких шуток и насмешек. Браться нужно за любое дело со всей серьёзностью, даже если тебе ситуация покажется очень смешной и все вокруг будут смеяться, помни, что на тебя смотрят люди и судить о тебе станут именно так, как ты себя поведёшь. Если посмеёшься над одним человеком, пренебрежительно отнесёшься к другому, нагрубишь третьему, то с населением у тебя начнутся реальные проблемы, и тут уж удачи тебе не видать – потеряв доверие людей, можно смело уходить из милиции  и о возвращении даже не помышлять. Ладно, не буду тебе мешать, трудись. Желаю удачи!

Он улыбнулся ещё раз и вышел из кабинета... Да, нелегко далось мне первое расследование, но учитель попался хороший. В течение дня майор Иванов не раз заходил в кабинет, смотрел, что я делаю, давал советы, как правильно поставить вопросы, какие использовать термины при написании документов, кого ещё необходимо опросить для полноты собранного материала. И вот, долгожданный результат расследования – постановление. Его я написал сам, без подсказок.


«Дело о пропавшем Колобке»

«В одной из окрестных деревень проживали в браке мужчина и женщина преклонного возраста. Начало их совместной жизни протекало в достатке, но по выходу на пенсию они стали испытывать нехватку в продуктах питания. По дошедшим до нас сведениям достоверно известно, что благосостояние их пришло в упадок, кроме ветхой недвижимости и надворных построек ничего не осталось. В летний период, в дневное время, находясь у себя дома, мужчина попросил свою жену приготовить ему на обед пирог из сдобного теста. На эту просьбу жена ответила ему прямым отказом, указав на их нищенское положение, но при этом дала понять мужу, что если тот подскажет, где взять продукты, она всё-таки исполнит его просьбу. Выше упомянутый мужчина объяснил, как из пыли и нечистот, собранных на полу в надворных постройках можно изготовить пригодное для употребления в пищу блюдо, предварительно подвергнув его термической обработке в обыкновенной домашней печи. Женщина, чтобы угодить своему мужу, так и поступила. Наводя тщательный порядок и влажную уборку в складских помещениях и надворных постройках, она собрала небольшое количество пыльной массы неизвестного происхождения. Смешав все ингредиенты, согласно «Поваренной книге», она получила небольшой вязкий замес цвета «мокрый асфальт». Придав ему форму шара, имевшего в сечении диаметр около пятнадцати сантиметров, что по массе составило один килограмм, женщина поместила данный шар в раскалённую печь. Пройдя сорокаминутную  термическую обработку, шар поменял свои цветовые качества. В воздухе появился запах хорошо прогретой земли и песка, что давало повод прекратить дальнейшее накаливание в печи вышеупомянутого шара. Вынув шар из печи, женщина передала его мужу. Мужчина отказался принимать в пищу шар, которому не существует аналогов в природе, сославшись на то, что температура данного тела значительно превышает  допустимую для немедленного употребления в пищу. Дав вышеуказанному предмету название «КОЛОБОК», чтобы шар принял комнатную температуру, мужчина пристроил его на подоконнике и вместе с женой ушёл в другую комнату. Шар, оставшись без присмотра, обдуваемый ветром с улицы и облучаемый солнечной энергией, вновь поменял свои физические свойства. Сделав немыслимый скачок в своём эволюционном развитии, стал предметом одушевлённым, имеющим два глаза, два ушных отверстия, нос и ротовую полость. В нём появились признаки зарождающегося интеллекта. «КОЛОБОК» обрёл дар речи и, подозревая, что в дальнейшем он будет передан в лабораторию для изучения и опытов, принял решение о немедленной эвакуации. Покинув пределы данного дома, он методом перекатывания скрылся в лесном массиве. В лесу «КОЛОБОК» установил несколько визуальных контактов с животными, при этом, издеваясь в циничной форме над жителями леса, демонстрировал своё интеллектуальное превосходство и местоположение на эволюционной лестнице. В этих превосходствах усомнилась только лиса, которая в ходе дискуссии, не сдержав эмоций, уничтожила шар путём поедания».

Наставник мой почитал дело, закрыл его и задал мне вопрос:

– То есть, получается, у тебя сам Колобок и виноват, что его съели?

– Ну, конечно же, сам. Там и объяснения свидетелей прилагаются.

– Что ж, изрядно поработал! Чувствуется, что ты человек не без понимания. Будет из тебя толк! Пишешь складно, последовательно, я бы тебе задал ещё несколько расследований, так, чтобы насладиться моментом прочтения, но, есть дела и реальные, вот за них теперь и возьмись!

Он дал мне несколько адресов с фамилиями граждан и отправил брать с них объяснения по принятым заявлениям.


Рецензии
Ну, что вам сказать, братья? Для начала неплохо: повествование складное, читать можно:).

Валентин Воробьев   09.12.2013 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентин! С уважением, Александр.

Александр Руслан Карасёвы   09.12.2013 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.