Per aspera калейдоскоп

                До  четырнадцати  лет  я  постоянно  находилась  в детском  санатории  «Аксай»  и  домой  выписывалась  ежегодно  на  кратковременный  отдых,  поэтому  детство  в  домашних  условиях  помню  в  ярких  картинках,  как  в  калейдоскопе.   
                Вот  я  сижу  на  широком  подоконнике,  рядом  большой  круглый  стол-раскладушка,  искусно  сделанный  отцом.  Девочке  лет  пяти – шести  совсем  не  страшно  на  подоконнике,  ведь  рядом  и  мама,  кроит  мне  платьице.  Мне  хорошо  в  предвкушении  обновки  и  я  пою:  -
                «Называют  меня  некрасивою,
                так  зачем  же  он  ходит  за мной
                и  в  осеннюю  пору  дождливую
                провожает  с  работы  домой?».
                Прохожие,  в  основном  соседи,  на  минуту  останавливаются  послушать,  но  песню  вопросами  не  прерывают.  Они  и  так  знают,  что  я  приехала  домой  на  отдых.  Меня  с  улицы  плохо  видно  за  густой  листвой  сливы,  растущей  в  палисаднике  у  окошка.  Для  меня  же  очень  интересное  занятие  -  сквозь  ажур  листвы  наблюдать  за  жизнью  улицы.  Весело  наклоняю  голову  вверх  и  вниз,  влево  и  вправо,  чтобы  в  разные  дырочки  ажура,  щурясь  от  солнышка,  рассматривать  предметы  и  людей,  спешащих  по  своим  делам.  Не  мешают  даже  три  стройные  березки,  растущие  за  штакетником  вдоль  улицы.
                Улица  наша  носит  имя  Шопена,  я  горжусь  таким  названием,  потому  что  знаю,  благодаря  Аксайскому  баянисту  дяде  Коле,  что  Фредерик  Шопен  -  великий  польский  композитор.  Об  этом  я  с  каким-то  непонятным  смешанным  чувством  обиды  и  удовлетворения  сообщаю  своим  друзьям – мальчишкам  в  ответ  на  их  веселые  рассказы  о  приключениях  на  соседней  улице,  ведь  они  бегают  без  меня  и  много  чего  интересного  видят.

                Вот  я  на  пятой  точке  ползком  вниз  по  улице  направляюсь  к  своей  подружке  Нине.  Это  далеко,  через  четыре  двора,  но  расстояние  меня  не  пугает,  вниз  ползти  легко,  а  мама  предусмотрительно  нашила  на  заднюю  часть  штанов  брезентовые  заплатки.  Ползала  я  очень  быстро,  выставив  левую  ногу  вперед,  правую  ногу,  согнув  в  колене,  обнимала  правой  рукой.  Так,  с  помощью  левой  руки  и  правой  ноги,  я  чуть-чуть  приподнимаясь,  подавала  тело  вперед.  Интересно,  что  научившись  ходить,  я  разом  забыла  такой  способ  передвижения  и,  сознательно  пробуя  лет  в  десять,  не  смогла  двигаться,  таким  образом,  даже  по  полу  в  доме.  Оторваться  от  совместной  игры  и,  тем  более,  ползти  вверх,  не  было  никакого  желания.  Мама  приходила  за  мной,  и  домой  я  уже  ехала  на  маминых  ручках.

                Я  сижу  на  травке  под  липой  у  арычка.  Хрустальная  горная  водичка  весело  журчит  и  уносит  течением  кораблики  из  конфетных  оберток  вниз  к  Нине.  Мама  выгнала  к  арыку  гусей  и  уток.  Они  с  радостью  копошатся  в  земле,  пьют  и  пытаются  даже  плавать,  но  что-то  это  у  них  плохо  получается,  наверное,  арык  слишком  узкий.  Один  любопытный  гусь,  вытянув  длинную  шею  в  мою  сторону,  косит  недовольно  на  меня  одним  глазом.  Вид  у  него  воинственный,  пугаюсь  и  зову  на  помощь.  Спасительница-мамочка  тут  как  тут,  на  руках  -  здорово!

                Я  с  нетерпением  на  лавочке  возле  калитки  жду  мальчишек.  Они  побежали  смотреть  открытие  большого  универмага  на  соседней  улице.  Вот  наконец-то  появились  из-за  поворота,  весело  бегут  ко  мне,  высоко  подняв  руки  с  бумажными  лентами  из  неразрезанных  фантиков.  Разноцветные  ленты  напоминают  китайских  воздушных  змеев  с  длинными  хвостами.  Этими  лентами,  оказывается,  была  разукрашена  вся  площадка  у  магазина.  С  интересом  слушаю  сбивчивый  рассказ  друзей,  дорисовываю  в  воображении  яркую  картинку праздника.
                Вдруг  слышу  цоканье,  это  лошадка  везет  тихонько китайца  по  улице,  а  в  телеге  у  него  несметные  сокровища:  ярко  раскрашенные  шарики  из  надутых  резиновых  сосок,  длинные  карандаши  конфет  в  блестящих  обертках,  леденцы  на  палочках,  прыгающие  резиновые  лягушки,  разноцветные  вертушки  на  длинных  палках,  волшебные  калейдоскопы  и  еще  много  разных  дешевых  игрушек.  Они  не  только  продавались  за  копейки  детворе,  но  и  менялись  на  бутылки,  что  было  большой  помощью  родителям  в  освобождении  кладовок  от  пустой  тары.            

                Мы  с  братом  едем  в  трамвае  на  иглоукалывание.  Мне  очень  интересно  рассматривать  пассажиров,  разговаривать  с  кондуктором,  есть  яркий  пряник  в  форме  зайчика.  А  еще  один  я  приберегла  для  мамы,  он  круглый  в  виде  ромашки,  а  по  краю  круга  в сантиметре  от  лепестков  тоненькая  красная  полосочка.  Вкусный!!!
                Приехали.  Богатая  квартира,  где  два  раза  в  неделю  подрабатывает  моя  мама,  замечательна  еще  и  тем,  что  живет  здесь  внучка  писателя,  девочка  моих  лет,  у  которой  много  невиданных  мною  игрушек.  Гуля  всякий  раз  приглашает  меня  поиграть,  и  я  с  интересом  наблюдаю,  как  автоматически  открываются  железные  дверцы  игрушечного  гаража,  и  оттуда  поочередно  выезжают  две  машинки,  побольше   грузовая  и  поменьше  легковушка.  Еще  она  мне  показывает  картонный  красочный  интерьер  кукольной  комнаты,  но  это  уже  не  так  интересно,  я  в  своем  уголке  все  под  тем  же  столом  устроила  своими  руками  куклам  комнату  ничуть  не  хуже.  Потом  из  кабинета  писателя  выходит  старый  доктор  китаец  и  занимается  мной,  а  когда  неприятная  процедура  заканчивается,  мы  вместе  с  мамой  втроем  возвращаемся  домой,  но  уже  в  автобусе  по  другим  улицам,  и  у  меня  есть  возможность  побывать  в  другой  части  города.               

                Помимо  больницы,  мама  пробовала  лечить  меня  и  народными  методами,  она  внимательно  слушала  все  советы,  записывала,  на  ее  взгляд,  подходящие  и  старалась  мне  помочь.  Были  испробованы  и  детская  моча  для  ванночек,  и  прогретый песок,  и  муравьи,  и  солнечные  воздушные  процедуры,  и  уже  упоминающееся  иглоукалывание.  Конечно,  забирая  меня  домой,  она  по  совету  врачей  делала  мне  массаж и  заставляла  делать  зарядку,  а  также  надевала  на  меня  ненавистные  лангеты  и  гипсовую  кроватку.  Через  два  часа  ее  сердце  не  выдерживало,  и  она  сама  же  освобождала  меня  от  пут.  Так  что  лечиться  в  детстве  мне  пришлось  без  перерыва.  Последняя  процедура,  которую  я  уже  помню,  были  хвойные  ванны.  Я  сидела  в  корыте  на  хорошо  распаренной  еловой  лапе.  Стоял  густой  запах  смолы,  мне  стало  дурно.  Все.  На  этом  мое  домашнее  лечение  закончилось  сразу  и навсегда.

                Вечер.  Отец  у  радиоприемника  слушает  репортаж  о  футбольном  матче.  Бабушка,  мама  и  я  сидим  на  крылечке.  Кажется,  впервые  мама  сидит  просто  так,  ничего  не  делая.  Она только  что  полола  грядки  с  клубникой  в  саду.  Но  тут  разразился  такой  сильный  ливень,  что  бедный  наш  Волчок  скуля  забился  в  будку,  боясь  налетевшей  внезапно  грозы.  Я,  как  зачарованная  смотрю  на  неистовые  стрелы  молний  и  испытываю  жуткий  восторг.  Мне,  как  и  Волчку,  страшно,  но  оторваться  от  грандиозного  зрелища  нет  сил.  Изрядно  погрохотав,  небо  просветлело  и  почти  под  занавес  ночи,  кажется,  совсем  недалеко  повисла  яркая  радуга.
                Сказочная  картинка  держалась  недолго,  вечер  стремительно  наступал.  Мама  унесла  меня  в  кровать,  перекрестила  на  сон  грядущий,  посидела  со  мной  немного.  Только-только  в  доме  воцарилась  довольно  ранняя  в  это  время  тишина,  дождь  сбил  весь  распорядок,  как  мы  услышали  стук  в  калитку  и  звонкий  лай  Волчка.  Это  отец  моего  дружка  Сашки  прибежал  за  нами,  чтобы  позвать  нас  посмотреть  по  телевизору  классную  комедию  «Волга – Волга».  Родители,  взяв  меня  вместе  с  одеялом  в  охапку,  побежали  к  соседям.  Так  было  не  раз,  мы  дружили  с  соседями,  и  совместные  просмотры  фильмов  по  телевизору  были  не  редки,  пока  телевизоры  не  появились  у  всех.  Добрые  старые  времена.  Улица  была  очень  дружной,  все  строились  в  одно  время,  все  друг  другу  помогали.

                В  очередной  раз  приезжаю  из  Аксая.  Первое,  что  бросается  в  глаза  при  подходе  к  дому  -  голубые  наличники  окон  родного  дома,  над  окнами  на  голубом  фоне  по  три  красные  звездочки.  Это  воплощение  отцовской  задумки  очень  украшало  наш  домик  и  отличало  его  от  соседних.  Ряд  из  берез  и  лип  параллельно  дому  тоже  был  только  нашей  особенностью.  Радостный  собачий  лай  слышен  еще  издали.  Волчок  так   скачет,  что  невозможно  пройти  минут  десять.  Мама  дает  ему  проявить  свою  радость,  потом  прикрикнув  на  него  строго,  мы,  наконец,  проходим  в  дом.  Мне  тогда  было  не понятно,  как  Волчок  мог  не  забывать  меня,  не  видя  почти  год.  Так  же  радостно  он  встречал  моих  братьев,  возвращавшихся  один  за  другим  из  армии,  а  служили  они  по  три  года.  Верный  наш  пес  со  щенячьего  возраста  прожил  с  нами  четырнадцать  лет  и  был  равноправным  членом  большой  семьи,  хотя  и  жил  в  будке.  Дружил  он  и  с  моими  маленькими  племянниками,  которые  прятались  от  бабушки,  провинившись  в  чем-то,  в  его  будке.


Рецензии
Прекрасно, Таня! Прочёл с большим удовольствием и наслаждаясь интересной, яркой, искренней прозой! Спасибо! С уважением,

Алексей Абель   16.11.2013 18:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Алеша! Там есть продолжение, если Вам понравилось. С теплом, Таня

Татьяна Башкирцева   16.11.2013 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.