Риорита. все краски жизни-пролог

                ПРОЛОГ



Распогодилось. Осень во всей красе показывала свой характер. Третий день подряд шел проливной дождь и дороги превратились в огромные лужи, напоминая собой жалкое подобие Венеции. По обочинам расквасилась вязкая глина, делая пейзаж еще более унылым.
В комнате находиться было гораздо приятнее, чем на улице, хотя убранство ее сложно было бы назвать уютным. Рита достала тонкую сигарету и, чиркнув зажигалкой, дымно затянулась.
-Хочешь? - предложила она, протягивая мне свою пачку длинных дамских папирос.
-Не. Бросил, - улыбаюсь я, опираясь туловищем на стол, давая понять, что жажду разговора.
Рита показалась мне не такой, как остальные женщины, которых я встречал. Казалось, в одно время она была простой и ясной, как три рубля но, при всей ее ясности, было в ней что-то необычное, наивное по-детски, словом-не от мира сего, какими бывают художники, или поэты. К слову, она таковой художницей и являлась. Для многих, как и для меня до знакомства с Ритой, художники представляются какими-то особенными людьми, со своим, необычным ритмом и стилем жизни. Они по-своему неповторимо должны одеваться, у них и жилище, по-нашему, - сплошной арт-объект. И в Рите, тоже была своя доля этой странности, вплоть до необычности и нелепости обстоятельств нашего с ней знакомства.
Шел тогда, как и сейчас, проливной дождь. Я, ночной  электричкой, возвращался из долгосрочной командировки. Устал жутко, хотелось поскорее добраться до кровати. Ничего и никого я тогда не замечал в своей усталости и, облокотив голову на окно, уже было хотел задремать. Тут чувствую, что чья-то голова наклоняется мне на плечо. Приподнимаюсь и вижу,-девушка. Беспокоить я ее не решился. Пускай, думаю, спит. Когда проснулся, за окном уже забрезжил рассвет. И вдруг, я понимаю, что безнадежно проспал свою остановку! Незнакомка, все это время уютно дремавшая на моем плече, подняла голову
-Черт! - ругнулась девушка.
-Вы проспали свою станцию?
-Совсем проспала. Ой, что теперь будет! - почему-то без доли сожаления усмехнулась она.
-Важное что-то?
-Уже не важное. Представляете, у меня сегодня свадьба,-улыбнулась она. Но в ее этой светлой улыбке я не увидел никакого сожаления.
-Ну, значит не судьба, - не нашелся я, что сказать.
-А я даже рада, что так вышло, - снова улыбнулась девушка,-а вы? Далеко вам ехать? Где выходите?
-И я проспал,- улыбаюсь
-О, так мы теперь друзья по несчастью!
-Получается, так. Ну что ж, если мы теперь едем в обратном направлении, значит-через час будем в Москве, - без тени сожаления взглянул я на часы, удивляясь самому себе. Я не чувствовал тогда какой-то досады от того, что зря теряю собственное время, к тому же зная, что завтра мне нужно будет на работу. Наверное, как-то легче переживать передряги вдвоем, нежели в одиночку, и я чувствовал себя комфортнее. Мне была интересна эта девушка, с ней было как-то спокойно.
-Давайте знакомиться? Меня Сергей зовут, Сергей Котельников. Я архитектор - (не знаю, зачем ляпнул про работу).
-А я Рита.
-Рита... а полное имя-Маргарита, да?
-Нет. Просто Рита. Так лучше.
-Ну, хорошо, Рита
-Знаете, а мы ведь почти коллеги.
-Да? А чем вы занимаетесь? – заинтересовался я, потому что работа была моим смыслом жизни и существования.
-Я свободный художник.
-Да вы что?! Самая настоящая художница?
-Самая настоящая, - заверила Рита
Час в ее компании пролетел настолько быстро, что мы едва успели спохватиться и выскочить на "Казанском". Прогуляли до самого вечера, даже не думая, как будем возвращаться. Все безрассудство заключалось в том, что мы совершенно не заботились, где будем ночевать, ведь до дома нам обоим путь не ближний. Неожиданно раздался телефонный звонок на мой мобильный.
-Сережа, - услышал я голос жены в трубке, - ты где? У тебя вообще, совесть есть? Где тебя носит? Ты не забыл, что мы сегодня идем к Наташке на денюху? Ты вчера должен был приехать, -затараторила Ксюша.
-Я задержался. Ну, Зай, сегодня вечером только буду. Сходи одна, начал выкручиваться я.
-Что?! Вечером он будет! А что я Наташке скажу? Да там все будут, а я одна препрусь, как дура? - заквасилась в трубку Ксюша.
-Я устал, в конце - концов. Сходишь одна, не развалишься. Все.
-А на чем я поеду? На такси? - сострила жена, - а может ты там себе бабу завел?
-Ксюш, у тебя что, уже на этой почве совсем крыша едет? - разозлился я на ее, явно зарождающуюся истерику.
-А что?! Что мне еще думать? - совсем разошлась Ксюша.
-Все. Вечером приеду, - нажал я на кнопку отбоя.
На несколько секунд между нами повисла неловкая тишина.
-Ревнивая она у вас? Поезжайте домой, она ждет.
Я засмеялся, - не обращайте внимания. Она постоянно мне устраивает подобные истерики. Живу, как на вулкане.
-А вы ей даете повод?
-Она сама его находит. Вам кажется, я похож на героя-любовника?
-Кто вас знает, - снисходительно улыбнулась Рита, - вы ведь на меня целый день потратили, а домой ехать не хотите, жене врете.
-А вы- то от меня тоже не далеко ушли. Целый день в компании первого встречного, не страшно? А дома, наверное, муж, дети.
-Неа. Ни мужа, ни детей нет. Даже дома своего, и то нет. Я угол снимаю у тетки, в Раменске. Знаете, какая там, в пригороде природа красивая?! И никто не мешает писать.
-Так вы тоже из Раменска? - не без радости удивился я.
-На самом деле я - москвичка. Просто, так сложилось.
-Расскажете?
-Как-нибудь в другой раз.
"А будет ли этот другой раз?" - подумал я, но промолчал.
-Ну, раз уж мы целый день шатаемся вместе по городу, давайте перейдем на «ты»? - предложила Рита.
-Давайте... давай, - засмеялся я.
На город навалились прохладные осенние сумерки. Под нашими ногами скользили мокрые от дождя листья. Нужно было возвращаться домой. В моем кармане снова задребезжал телефон.
-Возьми трубку, наконец, - не унималась Рита,-твоя жена с тобой с ума сойдет. Вот что она сейчас там думает?
-Ну ладно,- нехотя согласился я. Не хотелось возвращаться к повседневности. С Ритой, эта повседневность почти растаяла и, казалось , стоит мне услышать голос Ксюши на том конце провода, выслушать очередную истерику, которую раньше я бы пропустил мимо ушей, как эта давно надоевшая, обыденная и правильная жизнь покатится на меня, словно огромная жестяная бочка.
-Да, Зай, ответил я, как можно более измотанным голосом. Хотелось изобразить усталость, и я нарочно зевнул, чтобы показать ей еще и то, что подозрения и ревность ее, совершенно не обоснованы.
-Сережа, как тебе не стыдно? Ты где шляешься, мать твою?!Уже ночь скоро,-послышался голос уже изрядно выпившей Ксюши.
-Я где? Я с работы домой еду. В электричке.
-Не ври! Ты давно должен был приехать. Котельников, какая же ты сволочь! Вот я как чуяла, не хотела тебя в эту сраную командировку отпускать. Знаю я твою работу!
-Ксюша, ты пьяна. Ложись спать. Я к утру буду дома, тогда и поговорим.
-Да?! Я, значит, пьяная и ничего не соображаю! - заверещала жена, - а ты всю ночь будешь своей "работе"... - нежелая слушать ее пьяной дилеммы, вырубил я мобильник.
-Ну вот. Поссорились из-за меня, - посерьезнела вдруг Рита
-Не обращай внимания. Напилась на дне рождения, и теперь мозги выносит.
-Нет, хватит. Сейчас же едем на вокзал.
-Ты знаешь, а я не хочу домой, - неожиданно высказал я свои мысли.
Мне, действительно, было наплевать на то, что завтра мне на работу, что дома мне не избежать скандала с женой. Хотелось убежать от всего на свете. За это время, что я познакомился с Ритой, где-то далеко в сознании я успел задать себе один вопрос, который не давал мне покоя: "Неужели, я влюбился?" .Но ничего, кроме искренней симпатии, дружеского понимания и тепла я не чувствовал. Да, она была чудесной, но ее не хотелось поцеловать, от одной такой мысли я чувствовал себя уродом, а про большее даже и говорить не стоило. Но что-то теплое и уютное ласкало мою душу, успокаивало. Когда я без утайки, просто так мог заглянуть в ее глубокие и понимающие, золотисто-карего цвета, глаза. С таким другом... да, другом! наверное, было бы очень здорово сидеть у костра с гитарой под вечер, и петь мелодичные бардовские песни, или лежать в постели, скошенным болезнью и видеть такое внимательное озабоченное лицо, теплые руки, из которых любое лекарство будет сладким. Но не более...
-Ты это, давай не придумывай. Я не хочу становиться поводом вашего скандала. Тем более у тебя и так из-за меня проблемы, - решила урезонить меня Рита.
-Нет, ты не поняла. Мне осточертели ее истерики на почве ревности. Ладно, что-нибудь придумаю,- вздохнул я смотря на часы, - на работу мне... уже через девять часов.
Через два с половиной часа были в Раменске. Я проводил Риту до ее подъезда, и она предложила мне остаться, до работы, у нее.
И вот, мы сидим за измазанным ее акварелями столом, в плохо освещенной комнате. Повсюду смятые "несостоявшиеся" шедевры и еще много всякого барахла. В углу, что напротив нас, валяется черствый кусок хлеба, на котором, шевеля усами, сидит внушительных размеров таракан.
"Мерзость" - думаю я, "как же она во всем этом живет..."
Времени у меня хоть отбавляй, и я, облокотившись туловищем и подперев руками голову, всем своим видом вызывая ее на откровенный разговор, усаживаюсь напротив.
-Я сразу поняла, что ты именно тот, кому я могу все рассказать, - угадывает она мое желание, - у тебя глаза честного человека.
-Да? Никогда бы не подумал, - рассеянно отвечаю я опуская голову, чтобы как можно избежать ее глаз. Жалость неожиданно подступила и встала поперек горла. В ее глазах как-то незаметно пропала та веселость. Это был полный тяжести пережитого, тоскливый, глубокий и такой откровенный взгляд.
Жаль, что бумага не может сейчас передать в полной степени того взгляда, и вы не увидите сидящую за столом девушку, с глазами много повидавшей на своем веку женщины.
-Знаешь,- начала она, - у  меня с детства все было "не как у людей", начиная с имени.
-Разве у тебя плохое имя, - вдруг вставил я.
-Не говори ничего, пожалуйста. Просто слушай и знай, что я рассказываю тебе это только потому, что надеюсь больше тебя не увидеть. Наверняка, после того, когда все обо мне узнаешь, ты сам не захочешь меня больше видеть. Если ты меня еще раз прервешь, я заглохну и потом из меня клешнями не вытянешь, так что, лови момент.
-Молчу. Извини.
-Так вот. Знаешь, почему я назвалась просто Ритой и никак иначе? Да потому, что все вокруг начиная с имени и кончая Москвой, моим родным городом, с которым связано и плохое и хорошее, лица, запахи... Все это напоминает мне о прошлой жизни! По-настоящему меня зовут Риорита. Ты думаешь легко жить с именем, которое придумала мне моя мать, будучи пьяной. Я всю свою детскую жизнь прожила с ней, а она, сколько себя помню, только раз пять была трезвой. Когда меня с мамой только выписали из роддома, уже тогда я стала для нее обузой. Ведь ей небыло восемнадцати, когда она, переспав с одноклассником, оказалась беременной мною. Тот парень не захотел на ней жениться и обвинил в разгульстве. Но не прошло и двух лет, как он женился на другой девушке, а мама осталась со мной на руках и без образования. Вот тогда-то она и стала выпивать, как рассказывала мне моя тетка, ее родная сестра, у которой я снимаю сейчас угол. С того времени она почти не просыхала, и каждую неделю в нашей квартире собиралась разная шваль. Моим именем стало название любимой ее композиции, которая периодически вставлялась в патефон, во время застолий.
-Рио-Рита. Пассадоболь, - усмехнулась девушка.
Я слушал ее, опустив голову, неперебивая. Скоро в моем сознании стали вырисовываться целые картины из ее жизни. Речь ее то затихала, то наоборот оживлялась, окрашиваясь то в ностальгический, то в неприязненный оттенок. Временами она срывалась на слезы, ее как будто прорывало. Но я не мог и не смел  поднять своей головы, чтобы ее успокоить. Я боялся, что эти картины улетучатся, и я не смогу их принять так, как нужно. И не знал я, смогу ли я принять эту правду, но слушал.


Рецензии