Воспоминания инженера-9

17. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОБЛИКА КОНФИГУРАЦИИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

Практически в то же самое время, когда я успешно разрешил проблему взвешивания ”Бурана", меня посетила новая "сумасшедшая" идея: конфигурация самолёта зависит от скорости полёта! Идея эта в интуитивном виде "осенила" меня ещё в 1980-ом году, когда я случайно познакомился в журнале "Наука и жизнь" с методикой Френсиса Гальтона, который с помощью специального фотографирования на одну фотопластинку в фас нескольких лиц одной этнической группы получал "обобщённый" портрет представителя этой группы. Прямой аналогии здесь нет, но косвенная аналогия между методом Гальтона и моей методикой существует, хотя бы потому, что именно Гальтон подсказал мне подход к решению проблемы изменения конфигурации самолёта от скорости полёта. Идея рождалась мучительно медленно и только в 1989-ом году мне удалось придать ей удобоваримый статистический характер. Трудности заключались в выборе базового размера самолёта (длина фюзеляжа или размах крыла), а так же в выборе основных, определяющих геометрию самолёта в плане параметров. Первый вариант методики я опубликовал в сборнике НПО "Молния" только в 1990-ом году под названием: ”Основы методологии проведения исследований эволюции облика сложного технического объекта на примере самолёта".

Более продуманную и статистически обоснованную версию удалось сформулировать немного позже на семинаре по системному анализу в МАИ в 1995-ом году после моего выступления с докладом на эту тему и получения положительных рецензий по содержанию доклада удалось "пропечататься" в маёвском сборнике "Системный анализ в технике» (выпуск 5) в июле 2000-го года.

К этому времени у меня зародилась идея снять учебный фильм по теме"конфигурация". Заместитель председателя семинара Б.Г. Худенко посоветовал мне с этой идеей обратиться к проректору МАИ Игорю Александровичу Прохорову. В конце августа 2001-го года я прибыл к Прохорову и обратился к нему с просьбой о возможности субсидирования работ по созданию видеофильма для студентов об эволюции конфигурации самолёта в зависимости от его скорости полёта. Прохоров выслушал меня внимательно, но предложил предварительно проконсультироваться у своего профессионала, начальника кафедры "Проектирование самолётов" Мальчевского Виктора Владимировича. Мальчевский высказался в принципе против идеи конфигурации и против создания подобного фильма: «Мы и без Вас всё знаем и умеем, а Вы берёте и опираетесь на нестандартные параметры, где удлинение крыла, толщина профиля крыла и прочее?" Другими словами, Мальчевский увидел во мне своего конкурента.

Я попытался убедить Мальчевского в том, что моя идея не конкурирует со сложившимся в МАИ порядком и правилами разработки курсовых и дипломных проектов. Идея видеофильма заключалась лишь в том, чтобы на конкретном статистическом материале наглядно показать студентам сущность системного подхода к процессу творчества. Можно сказать, что полученная с помощью моей методики конфигурация самолёта явилась бы нулевым приближением перед началом проектирования, некая подсказка будущего облика самолёта на основе самых общих лётно-технических данных и на основе соответствующего статистического материала по самолётам выбранного типа, а далее бы студент должен был выполнить все работы в соответствии с требованиями науки по курсу "Проектирование самолётов", установленными уважаемой кафедрой МАИ.

Жаловаться на Мальчевского Прохорову и добиваться "правды" я не стал, больше к этой проблеме не возвращался. Очевидно, что если бы я был "талмудистом", то никогда бы не додумался до этой и предыдущих "экзотических" методик.

18. УХОД ИЗ БРИГАДЫ ЗИНЬКОВСКОГО К КОСИНСКОМУ

Я уже говорил, что мне надоели повторные поездки на полигон для взвешивания на микропроцессорном устройстве различных экземпляров "Бурана". Никакого творчества! Сплошное однообразие... Меня переманил к себе в бригаду экономических исследований Юрий Михайлович Косинский, который знал меня по совместной нашей работе в КБ-82 ещё в дни нашей молодости.

Переход из одной бригады в другую был достаточно мучительным. Меня "обрабатывали" хором, Красиков и Зиньковский рисовали радужную перспективу моего будущего, кажется, даже обещали повысить мой оклад, если останусь у Зиньковского, при этих беседах присутствовал и Юрий Михайлович Косинский. Но я всё-таки добился перехода.

В новой бригаде мне вскоре поручили консультировать молодого студента МАИ Алексея Подорожного сначала по вопросам курсового проектирования, а позже и по спецчасти дипломного проекта. Парень оказался очень толковым, быстро освоил проблемы нашей бригады и я смело взял его в соавторы двух статей по экономическим проблемам, которые были опубликованы в трудах первой международной конференции "Человек Земля Космос", организованной по инициативе Лозинского в 1994-ом году.

Защита дипломного проекта Подорожного состоялась на территории НПО "Молния". Подводя итоги дипломной работы, председатель комиссии сказал, обращаясь ко мне:"Почему Вы заставили парня делать и дипломную работу и спецчасть? Достаточно было оформить спецчасть как тему дипломного проекта. Получилась двойная нагрузка для дипломника".

Алексей оказался очень выдержанным человеком и на меня не обиделся. Вскоре после получения диплома Алексей стал штатным сотрудником нашей бригады. Я составил поэтапный план его работы над новой методикой, связанной с вероятностными характеристиками экономических процессов. По этому плану Подорожный должен был вначале разработать методику, потом составить компьютерную программу и в заключение выпустить соответствующий подробный отчёт. Каково же было моё удивление, когда Алексей выполнил всю планируемую поэтапную работу полностью за один присест! И методика, и программа, и текстовая часть отчёта с графиками были сделаны одновременно, всё оказалось в "одном флаконе”, как принято сейчас говорить в рекламах.

Подорожный, наверняка, мог бы стать быстро кандидатом технических наук, очень талантливый молодой специалист... Но, в нашей стране началась перестройка и инженерная перспектива развития Алексея пропала. Сначала прекратились работы по "Бурану", а потом и по всем другим техническим проектам.

Подорожный был вынужден уйти на работу в автосервис, тем более, что он решил жениться и ему срочно потребовалась квартира. Вскоре после его ухода от нас, я ему позвонил и узнал, что он женился и получил от новой фирмы обещанное жильё. По-человечески я доволен успехами Алексея в быту, но Страна в его лице потеряла талантливого инженера, который мог бы принести огромную пользу в развитии авиационно-космической отрасли...

19. РАБОТА В УПРАВЕ "СЕВЕРНОЕ ТУШИНО", ОХРАННАЯ СЛУЖБА

Видя происходящий упадок фирмы (закрытие работ по теме ”Буран”), я оформил свой уход на пенсию, и устроился в Управу "Северное Тушино" вечерним дежурным на телефоне. Главой Управы в это время был, ранее работавший на "Молнии"инженером-конструктором, Николай Филиппович Ерофеев.

К новой работе круглосуточного дежурного на телефоне я привыкал с большим трудом. На "пост" заступал с шести вечера и до восьми часов утра следующего дня, потом отдыхал два дня. Обязанности были простые: отвечать на телефонные звонки жителей города. Я всегда записывал телефон звонившего и, когда соответствующая служба принимала заявку, сообщал звонившему о том, что неисправность будет устранена в такое-то время. Узнав об этом, жители обязательно мне говорили: "Большое Вам спасибо!". Вот такой у нашего народа необычный менталитет!

В соответствии с распоряжением Главы Управы, ежедневно дежурные по Дирекциям Единого Заказчика (ДЕЗ), а их в» Северном Тушино" было около десяти, передавали по телефону количество заявок, полученных от населения с просьбой устранить выявленные неисправности: по электричеству, газу, воде (горячей и холодной) и по отоплению. В силу особенности своего характера я не мог молча пройти мимо такого изобилия статистического материала. Я разработал форму учёта информации от ДЕЗов. Передал на утверждение Ерофееву, он передал помощнику Коняеву, а тот Первому заму Сергею Калатину... Статистику, полученную мной и другими дежурными, я выписывал из журнала регистрации в разработанную форму с одновременным ранжированием ДЕЗов по суммарному количеству обнаруженных неисправностей, а внутри каждого ДЕЗа неисправности ранжировал по их видам. По каждому месяцу подводил итоги своеобразного соревнования наших Диезов. Мне хотелось в дальнейшим улучшить методику путём учёта количества домов, обслуживаемых каждым ДЕЗом, а лучше дойти до учёта количества квартир или даже суммарной жилой площади, приходящейся на каждую службу, чтобы оценка работы наших ДЕЗов стала более объективной и статистически достоверной.

Указанную статистику я вёл ежедневно в течение восьми месяцев, но Ерофееву мои изыскания почему-то не понравились и он запретил ДЕЗам передавать в Управу такую информацию. Я обратился за помощью к Первому заместителю Ерофеева, к Калатину Сергею Зосимовичу, с просьбой поддержать мою идею оценки работы ДЕЗов. А он сходу спросил меня:

"Зачем?". "Чтобы показать Лужкову" – ответил я. Калатин возразил: "А если Лужков меня уволит?". На этом всё кончилось. А Калатина вскоре молча уволил сам Ерофеев...

В Управе "Северное Тушино" я проработал с 1994-го года до 2000-го года до получения инвалидности из-за проблем с сосудами ног после первой же операции. Примерно около года нигде не работал и не подрабатывал.

Немного оправился и в 2001-ом году устроился в охранную службу "сиреневого дома", Смольная, 24. Принимал меня на работу начальник охранной службы Валентин Константинович Костюнин, генерал в отставке.

С его одобрения я ввёл в охранную службу обычай поздравлять сослуживцев с юбилейными датами дней рождений поздравительными стихами. Поздравления состояли из двух частей: прозаического и стихотворного. Каждому юбиляру покупалась адресная папка, на лицевой стороне которой был указан "золотыми" металлическими цифрами его возраст.

Кроме юбилейных поздравлений я написал краткие стихотворные портреты почти на всех сотрудников охраны, писал поздравительные стихи к праздникам: в день Красной Армии, к Новому году и др. Пробовал сочинять что-то вроде эпиграмм на сотрудников, пробовал сочинять даже песни и гимны. Я понял в самом конце работы над своими трудами, которые я назвал "воспоминания инженера", что как ни пиши, как ни старайся, вся жизнь моя уже давно описана в стихах!

Поэтому, кроме уже написанной прозы, я приведу стихи, посвящённые юбилейным датам окончания МАИ моими однокурсниками-выпускниками первого факультета.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

http://www.proza.ru/2012/04/14/1443


Рецензии