Шейн Розенталь. Предопределен ли я ко спасению?

ПРЕДОПРЕДЕЛЕН ЛИ Я КО СПАСЕНИЮ?
Лютер и Кальвин об опасности размышлений об избрании помимо Христа

 
В 1524 году Эразм Роттердамский начал свои известные дебаты с Лютером о доброй воле и спасении. Критически настроенный по отношению к сконцентрированному на благодати подходу Лютера, Эразм предупредил, что христиане не должны «с неблагоговейным любопытством взирать на те вещи, которые сокрыты, чтобы не сказать лишнего». В свой список неблагоговейных и лишних дискуссий Эразм включил вопрос о том, решает ли наша воля что-либо в деле вечного спасения. Это утверждение пришлось не по нраву Лютеру, который год спустя опубликовал свою книгу «Рабство воли», направленную против жалоб Эразма. Лютер писал: «Это кардинальный пункт разногласий между нами, вокруг которого разгорается весь спор… Ибо, если я не знаю, что и сколько я могу и должен делать того, что имеет отношение к Богу, я не могу поклоняться и служить Ему, и не могу славить Его, ибо я не знаю, что я могу приписать себе и что Богу».
На протяжении всей книги Лютер говорит о том, что никто не может иметь стойкого осознания благодати Божией, если оно не закреплено в учении об избрании. Он утверждает, например, что человек не может полностью отчаяться в себе самом и своих делах, пока он «имеет хоть малейшее сомнение в том, что он полностью зависит от воли Божией». Суверенная воля Бога в избрании и знание о ней для Лютера есть единственное лекарство, достаточно сильное для того, чтобы убить вирус человеческой гордости. «До тех пор пока кто-либо убежден, что он сам может сделать даже самую малую вещь для своего спасения, он сохраняет некоторую уверенность в себе самом и не отчаивается, и потому не смиряется перед Богом, но предполагает, что есть какое-то место и время и для его дел, посредством которых он сможет достичь спасения».
Но, возможно, это лекарство слишком сильное? Часто, когда христиане начинают серьезно учитывать тот факт, что спасение не в их руках, они начинают сомневаться в том, принадлежат ли они сами к числу избранных Божиих, и доходят до отчаяния в том, что они действительно являются спасенными. Лютер использует для описания этого типа тревоги слово Anfechtungen, потому что он сам в течение некоторого времени боролся с такого рода сомнениями. После неоднократного попадания в ловушку спекуляций на предопределении помимо Христа Лютер откровенно признается: «Я на самом деле дошел до предела, чувствуя, что Бог отверг меня». Но страх Лютера перед предопределением утих после встречи с хорошим советником – Штаупицем, который, как вспоминал реформатор в одну из своих застольных бесед, сказал ему: «Если вы хотите спорить о предопределении, начинайте ранами Христа и кончайте ими. Но если вы будете продолжать дебаты о предопределении иначе, вы потеряете Христа, Слово, Таинства и вообще все». Лютер последовал словам Штаупица, придав им большое значение – а именно, он знал, что все наши мысли, касающиеся избрания и предопределения, должны быть сконцентрированы на Христе.
Снова и снова реформатор возвращается к этому глубокому совету, который он получил тогда, и предупреждает своих читателей «не беспокоиться за то, что многие люди в мире не избраны. Если вы не будете осторожны, эта картина повергнет вас в отчаяние и станет причиной вашего падения». Вместо этого мы должны «взирать на небесный образ Христа, Который ради нас сошел во ад и был оставлен Богом… Так ад побежден, и вы можете убедиться в своем избрании». Только в этом случае избрание благодатью Божией станет для нас доктриной великого утешения и радости. Но даже здесь Лютер предлагает нам слова предостережения. «Ветхий Адам должен умереть, прежде чем вы сможете переварить этот вопрос и пить крепкое вино. Поэтому не пейте его, пока вы еще младенец».
Важным компонентом учения Лютера о предопределении является различие между явленными и скрытыми вещами. На основании Втор.29.29 Лютер постоянно напоминал своим читателям, что «сокрытое Господу, а открытое – нам и детям нашим». Христианину поэтому не следует пытаться искать Бога в Его ослепительном величии, но следует искать Его лишь постольку, поскольку Он являет Себя. Размышлять о предопределении Лютер считал опасным, потому  что это равносильно незаконному проникновению в Божьи тайны, вместо того, чтобы сфокусировать внимание на Христе и нашем избрании в Нем, как покое в истине, явной и открытой Богом. Обратите внимание на то, как Лютер использует это различие в одной из своих проповедей на Иоан.3.16. Обращаясь к людям того рода, которые говорят: «Я большой грешник, и избран ли я вообще?», Лютер отвечает: «Посмотрите на эти слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, чтобы всякий верующий в Него не погиб». Здесь никто не исключен. Сын Божий дан для всех, кто верит, и никто из них не будет потерян». Лютер спорит здесь не с тем, что весь мир избран, а с тем, что предлагаемое обетование не распространяется на всех людей. Хотя у нас нет доступа к списку имен в Книге Жизни Агнца, у нас есть доступ к обетованию, которое Бог возвестил всему миру через провозглашение Евангелия. «Бог дал нам Своего Сына, Иисуса Христа, - пишет Лютер. – Ежедневно мы должны думать о Нем и смотреть на Него. Так мы найдем предопределение Божие и найдем его самым прекрасным».
Различие между явными и скрытыми вещами образует суть всех доводов Лютера в «Рабстве воли». Ссылаясь на Иез.18.21 («Не хочу смерти грешника»), Лютер комментирует: «Поэтому здесь говорится о проповеданной и предложенной милости Божией, а не о сокрытой и ужасающей воле Бога, которая явлена в Его совете о том, кто будет причастником Его благ и предложенной Им милости. Этим не должно интересоваться, но должно лишь почтительно созерцать». С точки зрения явной воли Бога, возвещенной в Евангелии, действительно можно сказать, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2.4). Но с точки зрения тайного избрания Божия мы должны подтвердить также, что никто не может прийти ко Христу, если Отец не даст ему» (Иоан.6.64). «А почему Его величие не удалит этот дефект воли во всех людях и не изменит их – мы не имеем права спрашивать» - пишет Лютер.
Важно отметить сходство взглядов Лютера и Кальвина по этому вопросу. Например, Кальвин пишет: «Может возникнуть вопрос: если Бог не хочет, чтобы кто погиб, то почему же так много людей гибнет?». На это Кальвин отвечает, что «здесь ничего не говорится о сокрытых целях Бога, но только о Его воле, открытой нам в Евангелии. Бог протягивает руку ко всем без различия, но приводит к Себе лишь тех, кого Он благоволил избрать до основания мира». Тех, кто опрометчиво спекулирует на тему, кто предопределен, а кто нет, Кальвин предупреждает, что это «может стать лабиринтом, из которого человеческий разум никогда не сможет выбраться».
Что же Кальвин предлагает нам делать? «Мы не можем найти уверенность в нашем избрании ни в самих себе, ни даже в Боге Отце, если мы будем взирать на Него помимо Сына. Христос – это то зеркало, в котором мы должны и можем без обмана созерцать наше избрание… Если мы находимся в общении со Христом, то имеем доказательства, достаточно ясные и сильные, того, что мы записаны в Книгу Жизни».
Возможно, Эразм действительно был прав в своей критике «неблагоговейного любопытства», которое так часто сопровождает любые дискуссии о предопределении. Как раз здесь Лютер и Кальвин находятся в полном согласии. Но злоупотребление учением о предопределении не является хорошим аргументом в пользу того, чтобы от него отказаться. Скорее, мы просто нуждаемся в осторожности при изложении этой важнейшей библейской доктрины и должны устранить многочисленные причины злоупотреблений. В связи с этим вопросом Кальвин смело утверждает: «Нет доктрины более полезной, если с ней обращаться с надлежащей осторожностью… Если бы люди уклонились от любого другого аргумента, избрание закрывает им уста, так чтобы они не осмелились и не могли претендовать на что-нибудь для себя». Именно об этом Лютер говорил в своем ответе Эразму. И точно так же трезво мы должны думать о прекрасной истине избрания Божьей благодатью сегодня.    
 
 
ОконфликтеЭразмаиЛютерасм.: Gordon Rupp, ed., Luther and Erasmus: Free Will and Salvation (Philadelphia: The Westminster Press, 1969) pp. 39,116-117, 137. О первом письме Эразма Лютеру см. полный текст «Рабства воли». Описание Anfechtungen  уЛютерасм.: Gordon Rupp, The Righteousness of God (London: Hodder & Stoughton, 1953) p. 282 и Ewald M. Plass, What Luther Says (St. Louis: Concordia Publishing House, 1959), p. 456, entry 1348. ДляанализадопущенийЛютерасм.: Timothy Lull, ed., Martin Luther's Basic Theological Writings: "A Sermon on Preparing to Die," 1519, (Minneapolis: Augsburg Fortress, 1989) pp. 644-645; и Luther's Preface to the Letter of St. Paul to the Romans, translated by Brother Andrew Thornton, (St. Anselm Abbey, 1983), (www.iclnet.org/pub/ resources/text/wittenberg/german.bible/rom-eng.txt). См. также Plass, What Luther Says, pp. 455-456. ДискуссияЛютераоВторозаконии: Luther's Works, Vol. 2, (St. Louis: Concordia Publishing House, 1960), page 72 (commentary on Gen. 6:18). ДлядальнейшегочтенияопроповедиЛютеранаИоан.3.16: John Nicholas Lenker, ed., Sermons of Martin Luther: The Church Postils, Vol. 3, "Second Sermon on John 3:16," (Grand Rapids: Baker Books, 1983, originally printed in 1522) pp. 363-364. ДругиецитатыЛютеранаэтутему:  Plass, ed., What Luther Says, Luther's Letter of Aug. 8, 1545, p. 454; Rupp, Luther and Erasmus: Free Will and Salvation, pp. 200, 201-202. ЦитатыизКальвина: Commentary on 2 Peter 3:9; Calvin's The Institutes of the Christian Religion, 3.21.1 and 3.24.5; и Calvin's Commentary on Ephesians 1:4.
 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии