Имеем ли мы свободную волю?

ИМЕЕМ ЛИ МЫ СВОБОДНУЮ ВОЛЮ?
Мэтью Мак-Магон
[http://www.apuritansmind.com/Tracts and
 
Если церкви XXIвека проголосуют по вопросу об участии человека в спасении, подавляющее большинство их будет утверждать, что каждый человек имеет свободную волю и возможность проявить ее, когда ему предлагают Евангелие. Но необходимо при этом разъяснить вопрос: что, по мнению голосующих, представляет собой свободная воля? Обычно нам хотят сказать, что люди до спасения сами по себе имеют потенциал выбрать Христа, чтобы Он мог их спасти. Считается, что у людей есть возможность принять или отвергнуть Евангелие, зависящая от их собственного выбора, и любой  выбор – следовать за Христом или нет – возможен для них по их природе. Потерянные люди, говорят нам, имеют возможность подумать, а затем решить, действительно ли они хотят следовать Евангелию Иисуса Христа.
Согласна ли Библия с теми, кто верит в пропагандистский тезис о свободе, согласно которому все мужчины и женщины сами по себе могут выбирать, спастись или нет? Это фундаментальный вопрос. Многие скажут, что Библия не говорит об этом ясно, раз дискуссия по этому поводу идет уже более 1500 лет. Однако наличие споров как таковое никоим образом не оправдывает заявление, что все эти 1500 лет ведется углубленное изучение проблемы. Тот факт, что лжеучителя разжигают разногласия, отнюдь не гарантирует истинность их претензий. Их появление на сцене истории Церкви лишь оттеняет собой истину, которая гораздо значительнее. Ибо мы знаем, что Библия учит четкому и ясному ответу на этот вопрос, что мы можем знать о нем истину, и знать со всей определенностью.
Каждый человек является свободным моральным агентом. Это я должен заявить с самого начала. Теисты-волюнтаристы, которые настаивают, будто кальвинисты не верят, что все люди суть свободные моральные агенты, просто не понимают, что такое кальвинизм. Они верят в карикатуру. С самого начала я хочу четко и недвусмысленно заявить, что все люди в определенном смысле свободны и что у них есть воля, которая связана с их нравственной жизнью. Говоря это, нужно кое-что уточнить. Теисты-волюнтаристы (то есть те, кто верят, что Бог дал каждому человеку свободную волю, чтобы он мог выбирать по своему усмотрению добро или зло) забывают об одной из наиболее важных доктрин Писания и всех логических следствиях, которые вытекают из этого библейского учения. Я имею в виду учение о грехе и о влияии, которое он оказывает на человеческий род. В Быт.6.5 говорится: «Господь увидел, что велико развращение человеков на земле, и всякое намерение и помышление сердца их зло во всякое время». Это очень ясный стих – и очень важный. Мы грешники, и грех пленяет наши умы полностью. Именно поэтому правильно понятое учение о грехе называется полным падением: его смысл состоит в том, что человек пострадал от греха во всех своих частях, в уме, эмоциях и духе, вследствие грехопадения Адама. Это не значит, что мы совершенно развращены, или так плохи, как только можем быть. Скорее это означает, что мы полностью испорчены в каждом аспекте своего бытия. В таком случае возникает вопрос: если по нашей природе мы всегда греховны, то как мы имеем возможность выбирать то, чего мы терпеть не можем? Многие ли из ваших соседей с нетерпением ждут вас у двери, когда вы придете и расскажете им, что они грешники и находятся на пути в ад, если они не покаются и не уверуют в Иисуса? Как много людей на улице захотят услышать от вас об Иисусе? Скорее всего, они ненавидят Его и готовы будут прогнать вас, если вы будете рассказывать им такие вещи.
Кто-то может сказать: «Я не понимаю, зачем я или еще кто-нибудь должен ненавидеть Христа и Евангелие? Ведь это же хорошая новость!». Но в это-то все и дело. Если вы никогда не ненавидели Евангелие, значит, скорее всего, вы его просто не знаете. Евангелие, будучи хорошей новостью, отвратительно для нас потому, что мы злы и наши желания злы. У нас есть воля, но она всегда пленена и контролируется тем, что мы хотим делать. Например, сейчас я сижу в этом кресле потому, что хочу работать над написанием этой статьи. Если бы я не хотел писать ее, я бы не стал делать этого. Но если у меня действительно есть желание писать этот буклет, значит, оно сильнее любого другого желания, которое есть у меня на данный момент. Если бы я хотел поесть, я бы встал и пошел за стол, но так как я уже обедал, мое желание состоит в том, чтобы не есть, а писать. Все это может показаться тривиальным, так как я говорю не о спасении. Но дело здесь заключается в следующем: мое желание контролирует мою волю. Моя воля является плодом моего желания, а не его причиной. Моя воля и мои действия в конкретных отношениях производны от моего желания, и моя воля не является причиной моих желаний. Я не делаю что-либо, прежде чем хочу сделать это, и обратный порядок невозможен. Желания моего сердца контролируют то, как я думаю и чувствую в данный момент времени. Я хочу сделать что-то прежде, чем я что-то конкретно сделаю. И когда кто-то говорит, что неспасенный человек, у которого каменное сердце и который восстает против Бога и ненавидит Его, способен выбирать то, чего он не хочет, то такие люли просто не понимают, что управляет их волей.
Теист-волюнтарист мог бы быть прав только в том случае, если бы его сердце было нейтральным – то есть не подверженным ничему хорошему или плохому. Но он не видит того, что это невозможно. Ни у кого нет нейтрального сердца – ни у Бога, ни у дьявола, ни у меня или у вас. Если сердце доброе, то оно желает добра. Если сердце злое, то оно желает плохих вещей. Если бы сердце могло быть нейтральным, оно могло бы выбирать добро или зло. Но с этой идеей есть большая проблема. Это Буриданов осел, который стоит между двумя одинаковыми охапками сена, одна справа, а другая слева. Он смотрит то на одну, то на другую. Предположим, осел имеет нейтральное сердце. Так которую охапку он решит и захочет съесть? Ответ: никакую. Поскольку они обе одинаковы и нейтральное сердце не может принять какую-либо сторону, осел никогда не захочет съесть ни одну из охапок и сдохнет с голоду. Реально осел не будет голодать, потому что его воля не нейтральна. Если он голоден, он что-то да съест! Возможно, он съест ту охапку, к которой будет чуть ближе. Но если он стоит между ними, он не будет голодать только потому, что он на самом деле голоден. В таком случае нейтральной свободной воли не существует. Никто не нейтрален, и Библия никогда не говорит ни о ком, что он нейтрален. Библия решительно учит, что люди имеют нечестивое и развратное сердце. Оно лукаво и крайне испорчено, больше, чем мы можем это понять (Быт.6.5, Иер.17.9). Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы: убийства, любодеяния, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мтф.15.19).
Поэтому, когда мы говорим, что кто-то имеет свободную волю в том смысле, что он способен выбирать добро или зло, то это не библейский взгляд. Мы должны сказать: каждый человек обладает волей, которая находится под контролем желаний его сердца, то есть он свободный моральный агент. Если он не спасен, и его желания злы, то он никогда не захочет следовать за Иисусом, потому что он не может и не будет делать этого – он всегда выбирает зло. Бог должен сначала изменить его сердце (Иез.36.26, Иоан.3.3), прежде чем он сможет верить. Ибо когда Дух Божий обрезает его сердце (Рим.2.29), Он дает человеку возможность верить и слышать Евангелие. А так как, обретя новое сердце, человек действительно слышит его, то он верит, спасается и вступает в вечную славу, когда приходит смерть.
Мы никогда не имеем нейтральной свободной воли. Мы всегда рабы чего-то. Прежде чем мы спасены, мы рабы греха. После того, как мы спасены, мы рабы Христа, как и Павел называет себя рабом (doulos) Иисуса Христа (Рим.1.1).   Вестминстерское Исповедание веры (9.3) гласит: «Впав в греховное состояние, человек полностью утратил способность желать духовного добра, сопутствующего спасению. Поэтому естественный человек, будучи по природе своей противником добра и мертвым во грехах, не способен собственными силами ни обратиться, ни даже приготовиться к обращению». Человек не в состоянии делать ничего хорошего, пока он не спасен. Он имеет злое сердце, которое постоянно желает творить зло, и это все, что он выбирает.
У теистов-волюнтаристов есть и другая проблема. Их богословие никогда не является последовательным. Вы можете спросить у тех, кто верит в свободную волю, имели ли они ее, прежде чем спастись. Они скажут, что да. Если вы спросите их, свободны ли они после спасения, они по-прежнему скажут, что да – чтобы быть последовательными. Но это и создает проблему. Если вы до спасения были свободны, выбирать следовать за Иисусом или нет, то как насчет времени после спасения? Можете ли вы свободно выбрать уйти от Христа? Можете ли вы свободно отвергнуть спасение и после того, как возродились? Может ли сила Креста Христова свести на нет вашу так называемую свободу? Если такие люди последовательны, они должны ответить «да». Если они не согласны, то все, что надо сделать - это показать им, что свободы воли нет ни до спасения, ни после. Но их богословие сильно пострадает, если мы зададим следующий вопрос: а как после вхождения на небо? Там тоже есть свобода воли? Чтобы быть последовательными, они тоже должны ответить «да». Значит, человек может свободно покинуть небо? На такой вопрос они, видимо, с содроганием ответят, что нет. Вы видите проблему? Когда Бог лишает нас свободы? Ведь это должно произойти в определенный момент. Если устойчивость нашего спасения реальна, свободная воля должна быть стерта из нас. В противном случае слова Павла: «Тот, Кто начал в вас доброе дело, будет продолжать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1.6) – были бы неправдой. Мы могли бы сказать иначе: вы, которые свободно начали работать над собой и уверовали во Христа, мы надеемся, устоите в этом до конца, иначе отпадете и погибнете»! Это не лучшее утешение и большая несправедливость по отношению к совершенному делу Христову. Или возьмем слова Иисуса в Иоан.10.28: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Такие слова могут подтвердить безопасность верующих, потому что они показывают силу Христову и силу Его спасения, а не нашей свободной воли. Если волюнтаризм прав, вы должны вырезать из Библии эти тексты и сотни других.
Есть постоянное возражение. Люди говорят: но я же чувствую, что я свободен! Наш субъективный опыт и чувства, конечно, никогда не гарантируют библейской истины. Некоторые считают, что предложение Евангелия не было бы искренним, если бы люди не были свободны к выбору. Но это не логично. Бог никогда не подгоняет Свои повеления к нашим нуждам. Его требование для нас всегда одинаково: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев.19.2). Бог знает, что в нашем падшем состоянии мы не можем быть святыми, но Он по-прежнему требует от нас святости. То, что люди не имеют духовной возможности поверить в Евангелие, не делает призыв Бога недействительным. Хотя люди не могут верить, для них это не уважительная причина. Бог призывает людей к Себе, хотя они и не могут верить без Его суверенного вмешательства.
Многие из вас, прочитав этот буклет, отбросят его и уйдут, говоря: «Я в это не верю». Но тем самым вы уже докажете, что я прав. Ваша воля взята в плен вашими желаниями. Вы не хотите слушать библейские истины, представленные здесь, и тем самым подтверждаете их правоту. Вы выбираете неверие из вашего желания держаться своей «свободной воли».
Я согласен, что мы являемся свободными агентами и имеем волю, но она в плену желаний нашего сердца. Мы свободны в выборе определенных вещей, но не способны самостоятельно выбирать расположение и намерения наших сердец. Если люди не возрождены или потеряны, они всегда будут выбирать зло. Если они рождены свыше, они смогут выбрать добро. Христианский опыт – это война плоти и духа. Верующий находится в постоянной готовности предоставить свою волю Христу. Но все люди, добрые или злые, свободно выбирают то, что исходит из их сердец. Их вода течет из источника их характера.
Я готов поощрить вас к усердию, хоть это и редко делается ныне. Если вы не верите в то, о чем я говорю, то я призываю вас тщательно изучать Писание, чтобы Святой Дух открыл вам истину о свободе воли.  В Деян.17.11 говорится, что верийцы приняли весть с большим рвением и ежедневно разбирали Писания, чтобы убедиться, что то, о чем говорил Павел, было правдой. Это было нечто большее, чем периодическое изучение текста. Верийцы были особо одарены усердием в его изучении. Они были искусны в учебе, и я молюсь, чтобы вы были такими же. Без исследования мы никогда не поймем того, что открывает нам Бог. Я призываю вас читать трактаты на эту тему: «Рабство воли» Лютера, «Рабство и освобождение воли» Кальвина, «Свободу воли» Эдвардса. Каждый из них окажет вам значительную помощь в понимании этой темы. Между этими тремя работами и непогрешимым свидетельством Библии нет никаких противоречий в вопросе о человеческой воле.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии