Рассказ 67. О мудрости и богатстве

   Дорогие мои дети, сегодня я хочу рассказать вам об одном человеке, вошедшем в историю Израильского государства, как самый  мудрый правитель Израиля всех времен. Имя Соломон означает в переводе – Мирный. Соломон сын царя Давида и его любимой жены Вирсавии стал третьим царем Израиля.  В предыдущем рассказе подробно описано,как это происходило.
   Когда юному Соломону явился Сам Господь Бог во сне и сказал: «Проси, что дать тебе», Соломон ответил так: «Господи Боже мой, Ты поставил меня царём вместо отца моего Давида, но я так молод; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Это понравилось Господу, и Он обещал: «За то, что ты не просил себе долгой жизни, богатства, душ врагов твоих, но просил себе разума, — вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не будет. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу».
   Соломону Бог позволил царствовать больше 40 лет над Израилем, по легенде он стал царем в 977 г. и умер около 937 г. до н.э. При нем не было войн, государство Израиль расширялось, строились новые города, Израиль становился сильным экономически, процветала торговля с соседними государствами, строились рудники и копи, велась  добыча ископаемых меди и золота.  Государство (и сам царь)  становилось самым богатым государством мира на то время. Но главным делом Соломона стала постройка Храма в Иерусалиме. Его отец Давид приготовил для постройки храма  все необходимое: подробно был начертан и описан проект храма, были приобретены  необходимые материалы и собраны средства, но осуществить этот проект предстояло именно Соломону. И он взялся за дело...  Проект  был выполнен в течение 7 лет и Первый Храм в Иерусалиме был построен. Теперь поклоняться Единому Богу израильтяне должны были только в одном месте, чтобы множество святилищ и обрядов не привело к «размыванию» веры древнего Израиля на множество местных культов, как у языческих народов. На церемонии освящения Храма Соломон произнёс молитву, которая предсказала дальнейшую судьбу Израиля. Но главное, она объяснила, в чём заключается самая суть храмового богослужения в Ветхом Завете: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, но услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на небесах и помилуй. Воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих. Если и иноплеменник придёт из земли далёкой помолиться у храма сего, услышь с неба, чтобы все народы земли знали имя Твоё. Когда выйдет народ Твой на войну и будет молиться Господу, тогда сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и отведут их в чужую землю, и обратятся они к Тебе всем сердцем своим в земле врагов, тогда услышь с неба молитву их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чём он согрешил пред Тобою. Ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, Владыка Господи!». 
     Соломон был - не просто царь, он, как и его отец Давид, является автором  нескольких книг Ветхого Завета, по крайней мере, так гласит предание, а именно: в молодости Соломон написал "Песнь песней", в зрелом возрасте — книгу "Притчей", а в старости — книгу "Екклесиаста". Премудрости Соломона не сходят с уст очень многих людей из разных стран даже сегодня. Это Божьи премудрости, запечатленные и сохраненные на страницах Библии. Они охватывают все стороны жизни человека.
     Вместе с тем, много ошибок совершил царь Соломон при своем правлении. Одна из них – это нарушение  заповедей, изложенных в книге Второзаконие (17:17): "и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно".
     Зта заповедь была нарушена царем многократно. У царя было очень много жен, целый гарем дочерей  разных языческих народов, окружавших Израиль. Первой его женой стала дочь египетского фараона, дабы Египет не угрожал Израилю. Ублажая жен, Соломон  начал возводить капища для их богов, и сам иногда участвовал в языческих  жертвоприношениях. Это было уже слишком. Ради царя Давида, Господь сохранял жизнь Соломона, но после его смерти, при его сыне Ровоаме государство Израиль распалось из-за восстания народа, по причине увеличением новым царем непосильных налогов.
    Ровоам сохранил власть только над своим родным племенем — коленом Иуды, занимавшим южную часть Палестины. Северные племена объединились в новом царстве, назвав его Израильским. Так началась долгая история двух царств одного народа, которым уже никогда не суждено было воссоединиться.
    Дорогие мои, я хочу остановиться на одной очень важной для жизни человека теме, затронутой царем Соломоном в книге Притчей – это тема богатства. Многие люди сейчас на земле не мыслят своей жизни без накоплений, без желания разбогатеть. Однако богатство для человека- это мудрость Божья, благоразумие. В Библии говорится:"Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее, потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе". Мудрость – самое большое богатство на земле, если это мудрость от Бога. Мудрость – это страх пред Господом делать злое. В книге Притчей Бог говорит через Соломона: "Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу. У Меня совет и правда; Я разум, у Меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;  мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня;  богатство и слава у Меня, сокровище непогибающее и правда;  плоды Мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от Меня больше, нежели от отборного серебра... Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат". И, наконец:"Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий".
   Хочется закончить этот рассказ такой молитвой из Притч царя Соломона(30:8) : "суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,  дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе(напрасно)".


*)картина художника Табачника Юрия
 


Рецензии