Не диссидент, а борец за единство Отечества
(памяти двух русских писателей)
Русского писателя Бориса Ивановича Черных некоторые представители наших, находящихся под прессом вертикали власти, СМИ, выставляют сторонником этой власти, неким диссидентом-антисоветчиком. Но он на самом деле таковым не являлся
«Я никогда не был антисоветчиком», - объявил в июле 2007 года бывший политзаключённый, русский писатель Борис Иванович Черных, общественности города Свободного на праздновании своего 70-летия. Его исключили из партии за то, что он в письме 15-му съезду комсомола высказал ленинскую мысль о том, что «в ЦК партии нужны представители всех возрастов». Вот что сам Борис Иванович об этом говорил: «Письмо называлось по-ленински «Что делать? Некоторые наболевшие вопросы нашего молодёжного движения». Сравните, у Ленина – « Что делать? Некоторые наболевшие вопросы пролетарского движения». Почти слово в слово! Эпиграф – из Ленина, цитаты – из Ленина. И сама мысль была очень близка к Владимиру Ильичу, потому что это был очень мудрый человек». Черных был уверен в том, что одряхлевшие партократы неизбежно приведут страну Советов к развалу, если они не будут чувствовать, как «им в бок тычет шилом молодёжь, которая не даст старикам зазнаться, заестся, и почивать на лаврах». Он решил и после исключения из партии бороться за предотвращение развала СССР через журналистику и общественную деятельность. С этой целью он создаёт в 1979 году в Иркутске Вампиловское книжное товарищество, названное им в честь своего друга молодости драматурга Александра Вампилова. Но слово порой «разит страшнее пистолета», поэтому в 1982 году книжное товарищество было разогнано, а Черных был арестован.
Его присудили к 5 годам строгого режима, которые он отсидел полностью, сначала в Лефортовской тюрьме, затем на политзоне Урала. После освобождения он опять принялся за старое – спасать СССР от развала, и, по его словам, «всего Ленина прочитал. От корки до корки. Всего!». Он искал в трудах Ленина средство для спасения страны, всё более и более убеждаясь в том, что не форма государственности виновата в приближавшейся катастрофе, а одряхлевшие партократы. Он нашёл и ту цитату из Ленина, которую не смог привести в доказательство своей правоты, когда его исключали из партии «Нам в ЦК нужны представители всех возрастов!». В отличие от некоторых узников уральской зоны политзаключённых, попавших в заключение из других республик СССР, Черных был категорически против развала Союза, а к своему 70-летию ещё более убедился в этом. Отмечая своё 70-летие, он сказал: «На политзоне, где я сидел, были разные представители всех республик. И я им сказал: «Вы тянете СССР к развалу. Вы будете об этом горько сожалеть». И мы пришли к развалу страны, о чём я страшно сожалею. Особенно жалко белорусов...». Да, белорусы та часть русского народа, которая наиболее пострадала во время войны, и они, конечно же, не заслуживали того разъединения, которое ныне выдаётся за «свободу». Не заслуживает разъединения и та часть, которую обозвали украинской «нацией», как и та часть, которую обозвали российской «нацией». Есть русская нация, русский народ, который кто-то с помощью мутантов-предателей, отрекающихся от своих русских корней, разделил на части. Это прекрасно понимал Черных и сетовал на пассивность тех, кто в первую очередь должен был воспротивиться нашему разъединению. Удивительно, но в далёком от Крыма Приамурье он лучше понимал значение Крыма для России, чем сидящие в Кремле правители и заседающие в Госдуме российские парламентарии. В день своего 70-летия русский писатель Борис Черных, принимая поздравления от общественности города Свободного, выступил с осуждением сдачи Крыма и Севастополя Украине. Он привёл в пример действия своей бывшей одноклассницы Иры Штельман, которая вместе с ним заканчивала Свободненскую школу. Став женой одного из командиров кораблей Черноморского флота России, Ира осудила пассивную позицию собственного мужа, по отношению к сдаче Севастополя. Она собрала жён всех командиров кораблей и заявила: «Чем занимаются командиры наших кораблей в Севастополе? Они после службы идут пить холодное пиво. Когда нужно встать и заявить громко: «Мы не отдадим ни Севастополь, ни Крым. Никогда не отдадим! Никому не отдадим! А они пьют пиво. Бабы, если мы не поднимемся, мужики наши пропьют за этим пивом всю историю нашу славную...».
Борис Иванович Черных умер 8 апреля 2012 года, названного Годом российской истории, не дожив до своего 75-летия каких-то три месяца. Но есть надежда, что, благодаря таким как он, Российская история будет продолжаться. Светлая ему память.
Немного о его литературном наследии. К 70-летию Бориса Черных в 2007 году вышел в оформлении московского издательства «Европа» двухтомник его избранных произведений. В основном это рассказы, связанные с вечной проблемой – противостояние власти и народа. Герои его рассказов советского периода, будь то мальчик Серёжа в рассказе «Маленький портной» или казачка Дарья, в «Мазурке», жертвы этого противостояния, отличаются необыкновенной жизненной стойкостью. Его герои, несмотря на выпавшие им испытания, надеются на то, что жизнь их изменится к лучшему. Надеялся на это и Черных. Но, что изменилось с приходом к власти «реформаторов»? Через три года после выхода на волю с Пермских лагерей бывший политзаключённый основывает в Ярославле литературную газету русской провинции «Очарованный странник», сразу ставшей лучшей литературной газетой России. В мае 1996 года был убит спонсор этой газеты предприниматель Виктор Поваляев, и газета из-за финансовых трудностей через полгода закрылась. В последнем номере газеты Черных опубликовал очерк «Старый русский», посвящённый памяти спонсора газеты. В нём он делает предположение о том, что убийство Поваляева, было связано с курсом газеты, направленной «против нуворишей, прихвативших власть в государстве». Потому и сделан был «роковой выстрел, оборвавший жизнь Поваляева, … в три часа пополудни на правительственной автотрассе Шереметьево-Москва, где телекамерами просматривается каждый метр дороги. Следствие, естественно, не ведётся».
После закрытия "Очарованного странника" по предложению губернатора Амурской области Белоногова, Черных переезжает на свою малую родину в Приамурье, где основывает историко-культурную газету Дальнего Востока под названием «Русский берег». Необходимость такой газеты была отмечена сибирскими учёными в издании сибирского отделения РАН: «В начале этого года в Благовещенске по инициативе известного сибирского писателя Б.Черныха вышел первый номер общественно-политической и историко-культурной газеты "Русский берег". … Красной нитью через всю газету проходит идея необходимости преодоления центробежных тенденций и консолидации сибирских и дальневосточных краев, областей и национальных образований в отстаивании их социально-экономических и культурных интересов» (Наука в Сибири №16-17, 8 мая 1998 года). Но уверения Ельцина и Путина о, якобы, существующем приоритете развития Дальнего Востока, мягко говоря, далеки от реальности, и газета от такого «приоритета» и недостатка финансирования закрывается.
В 2008 году на мероприятии, посвящённом 90-летию Солженицина, диссидент Черных вспомнил знаменитые слова главного российского диссидента прошлого века: «Жить не по лжи дано немногим», и перефразируя эти слова сказал: «Не сбылось, Александр Исаевич, жизнь идёт по лжи».
Но Александр Исаевич, рассмотрев то, что происходит в России, почти сразу после возвращения из эмиграции понял – в России «жизнь идёт по лжи». Больше всего его поразило разделение русского народа, и он в своей книге «Как нам обустроить Россию» призывает Власть найти пути к его воссоединению и спасению. В чём он видит средства для спасения России? Он пишет: «Мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, не с изводящих страданий (безуемного пьянства, нищеты, ранних смертей, вырождения детей) – но с ответа: в каких географических границах мы будем лечиться или умирать? А уже потом – о лечении». А какое государство должно находиться в этих границах? «Русь, как называли издавна» то, что «веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов».
В обращении к украинцам и белорусам (Слово к украинцам и белорусам) Солженицын пишет: «Это всё - придуманная недавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, «откуду русская земля стала есть», по летописям Нестора, откуда и засветило нам христианство. …. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как Воссоединение.
В Австрии и в 1848 галичане ещё называли свой национальный совет – «Головна Русска Рада». Но затем в отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искажённый украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить карпатороссов от русской речи, и соблазн полного всеукраинского сепаратизма».
По отношению же к Белоруссии Солженицын отмечает, что «там не распаляли безоглядного сепаратизма». Может, по этой причине прокремлёвские СМИ поддерживают малочисленную белорусскую оппозицию? Но стоит этой оппозиции прийти к власти, как она начнёт раздувать всё тот же «безоглядный сепаратизм», утверждая, что белорусы появились на Земле ещё в позапрошлом тысячелетии.
А вот что пишет Солженицын по поводу наращивания территории Казахстана.
«До 1936 года Казахстан ещё считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он – из южной Сибири, южного Приуралья, да пустынных центральных просторов, с тех пор преображённых и восстроенных русскими».
Отмечая несправедливость изъятия из состава России обширных территорий, где и казахов-то не было, – «где кочевые стада раз в год проходят – то и Казахстан», - Солженицын утверждает, что « и сегодня во всём раздутом Казахстане казахов меньше половины». Но, невзирая на это, Назарбаев превращает Казахстан в государство для казахов, обращая русское население во второсортное меньшинство, и вынуждая русских бежать из обжитой ими родины в обрубок, оставшийся от России.
Перечисляя перенесённые малороссами, великороссами и белорусами общие страдания, Солженицын спрашивает: «Неужели мы этими кровными страданиями не соединены? – и призывает – Братья! Не надо этого жестокого раздела!».
И я с Александром Исаевичем в этом вполне согласен. Светлая ему память.
Свидетельство о публикации №212040700663