Поучение. В среду третьей недели Великого Поста

               
               
          ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО, ДУХ ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ!

Видно празднословие есть порок весьма опасный, что против него столько молитв! Ибо и св. Давид, как вы сами часто слышите, постоянно молится ко Господу, говоря:<< Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устах моих!>> И премудрый сын Сирахов восклицает молитвенно: << Кто даст –ми во уста моя хранилище и на устне мои печать разумну!>>

А у нас братья, напротив! Ничто так мало не хранится как слово, ни что так праздно не расточается, как слово. Те самые, кои могли бы подавать пример благоразумного употребления слова, то есть, люди одаренные отличным умом  и познаниями, не редко первые небрегут о сем и, подают пример противного.
 
Хорошо ли это? Весьма худо уже по тому, что за всякое праздное, тем паче худое слово, по свидетельству самого Господа нашего, надобно будет некогда дать ответ. Нам кажется, что слова наши исчезают в воздухе, а они все напротив, остаются целы, собираются и печатлеются  на день суда и воздаяния.

 Посему человек празднословный собственными устами произносит будущее осуждение на самого себя. Малость ли это? И напрасно бы мы воображали, что когда будут судить нас за слова наши, то таким образом поступят с нами слишком строго. Нет, суд сей правилен и необходим: ибо нам только кажется, что слова наши ничего не значат, и что расточать их безумно есть вещь не важная, между тем, слово человеческое очень важно и очень стоит того, чтобы в нем требовать отчета.

Ибо, что такое наше слово? Явно отпечаток слова Творческого. В Боге слово, и в человеке слово. Правда, что слово в Боге не то, что наше слово, в Боге оно есть самый отпечатленный образ существа его, единородный Сын Божий: но и в нас слово не праздный звук, и в нас оно есть отпечаток и образ нашего духа, так что, если бы собрать все слова наши, то мы увидели бы в них свое собственное изображение. Благоразумно ли не дорожить сим изображением, обременять его чертами отвратительными и марать безжалостно?

Далее, словом человек, видимо и преимущественно отличен от всех тварей, его окружающих. Это главный признак и главное средство нашего владычества над миром, как то и показано в самом начале чрез наречение имен от Прародителя нашего всем животным. Чего не производило слово человеческое в чистом его виде, как оно было у святых Божиих человеков?

 Останавливало солнце, заключало и отверзало небо, воскрешало мертвых. Кто после сего не признает в слове скипетра нашего владычества над миром? Мы не способны еще действовать сим скипетром, не будем, по крайней мере, повергать его в грязь и ломать безрассудно.   У животных малое только и слабое подобие нашего слова,  но, посмотрите, как они берегут его, употребляют не иначе, как по крайней нужде, придет весна, - способные отверзают уста и поют со всеусердием хвалу и славу Создателю, а в прочее время года и они безмолвствуют.

Словом – далее – держится в силе и союз весь род человеческий: это проводник наших взаимных мыслей,  чувств, нужд, радостей и печалей, предприятий и усовершенствований. Словом связуется у нас таинственно прошедшее с настоящим, настоящее с будущим, приходят в тесное сообщение те, кои никогда не видали друг друга. Отымите слово у людей, и все остановится в мире человеческом. Как же покрывать ржавчиною греха, или делать ядовитою златую цепь, связующую все человечество?

Обратите еще внимание на последствия слова человеческого. Всякое слово, изошедшее из уст ваших, никогда уже не возвратится к вам, нет, оно пойдет по умам и устам, по годам и векам, произведет неисчислимое множество мыслей и чувств, деяний и поступков, и разросшись в огромное древо, обремененное всякого рода плодами,  по роду и виду его, сретится с тобою, творцом его, на суде страшном. – Как же не позаботиться о таком плодовитом произведении и произрождать их целыми тысящями безумно?

И в настоящем времени, на самого изрекающего слово, оно не остается без действия. По словам нашим, во-первых, все судят о нас, уста  наши доставляют нам или уважение, или вселяют к нам отвращение и презрение. ,,Премудрый, - замечает древний мудрец, -  в словеси любезна сотворит себе, а умножаяй словеса мерзок будет”.

 Празднословие иногда терпится для развлечения, как держать для сей цели некоторых пернатых, но никогда не заслужит уважения. Если вас слушают, когда вы говорите пустое и не показывают отвращения, то будьте уверены, что сего отвращения нет только на лице слушающих , а в сердце оно у многих. Благоразумно ли же не дорожить тем, от чего зависит наша честь или безчестие, любовь или нерасположение к нам всех и каждого?

Если бы мы вознебрегли мнением о нас других людей за худое употребление нашего языка и слова, то и тогда не уйдем от наказания: ибо празднословие наказывает само себя. Человек празднословный пустеет внутренно: ум его становится мелким, суждение несвязным, виды пустыми, предположения ничтожными или предосудительными.

 Пред взором человека наблюдательного, он бывает похож на глупое дитя, не умеющее молчать. Такой человек не способен ни к чему важному и истинно полезному, как это замечено еще в древности, где мудрецы не принимали к себе и в ученики тех людей, кои продолжительным молчанием не доказали в себе способности к делу
.
Не должно, наконец, опустить без особенного внимания и того, что происходящая от празднословия пустота души и не основательность ума, не останавливаются на одних устах и словах, а по закону природы нашей, переходят в самыя наши действия и жизнь. Премудро заметил св. Иаков, что АЩЕ КТО В СЛОВЕ НЕ СОГРЕШАЕТ, СЕЙ СИЛЕН ОБУЗДАТЬ И ВСЕ ТЕЛО.

Это естественная награда за обуздание языка своего. Привыкший напротив грешить в слове, скоро начнет грешить и в жизни. В самом деле, кто худой Правитель и Судия? Человек празднословный. Кто худой отец, сын, друг? Человек празднословый. Кто худая мать  семейства? Жена празднословная. Где источник пересуд, клевет, ссор? В устах жены празднословной.

По всему этому не дивитесь, братья, что слово Божие так строго преследует празднословие, и угрожает судом за слова не только худые, но и праздные. Это к нашей истиной пользе: ибо слово наше губит нас.
Как же, спросите, должно употреблять слово, чтобы оно не послужило некогда к нашему осуждению?

Употреблять его, во-первых, с крайнею бережливостью, как того требует высокое происхождение слова, великое назначение его в мире, и крайне важные действия его на других людей и на нас самих.
Употреблять во вторых, на предметы того достойные, во славу Божию, на пользу ближних и к нашему усовершенствованию, и никак не употреблять на предметы срамные, на мысли нечестивыя, на чувства зловредныя, не употреблять на ложь и обман, клевету и ябеду, на брань и ссору.

В третьих, наблюдать за употреблением своего слова и по временам требовать у себя отчета в нем, - всего лучше отходя ко сну, ежедневно.
В четвертых, обращаться с молитвою ко Господу, чтобы Он Сам положил хранение устам нашим, сам ограждал нас своею благодатию от духа празднословия, который с такою свирепостью заражает ныне всю вселенную.

 Ибо, если святые Божьи человеки, Давиды, Сирахи, Ефремы не видели в себе самих достаточных сил на сражение с сим обольстительным и зловредным духом: то нам ли ожидать победы над ним без помощи свыше?
В пятых, должно приносить покаяние в словах худых и праздных, и стараться вознаграждать их – всего ближе – посредством благаго употребления того же слова, сознаясь, где можно, прямо в прежнем безрассудном его употреблении.

Когда мы будем поступать таким образом, то слово наше постепенно освободится от всех недостатков и сделается наконец тем, чем быть должно – живоносным отгласом в нас слова Творческаго, светлым отпечатком чистаго существа нашего, могущественным органом нашего владычества над тварями, священною цепью, связующею нас со всем человечеством, верным посредником к сообщению другим того, что в нас есть доброго и к принятию от других, чего не достает нам, - всегдашним орудием и залогом нашего преспеяния  во всяком совершенстве.   
                АМИНЬ.


Рецензии
Надюшка, молодец, что такие мудрые слова у себя поставила,
С любовью, Лена

Елена Редекоп   12.08.2013 19:09     Заявить о нарушении
Давно, Леночка, это было. Из-за поломки ноутбука допечатать тогда не смогла, а сейчас, честно признаюсь, что-то лень одолела. Но когда она пройдет, доделаю все до конца. С улыбкой, твоя Надюшка.

Татьяна Богдан   24.08.2013 06:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.