Тэба кормилица

Тэба – маленькая, в полторы кошки, существо собачьей породы. Милое, очаровательное и очень умное. Лохматая, белая с чёрными прядями  длинных волос по бокам и на голове. Глаза её закрыты причёской настолько, что вызывает недоумение в способности видеть ими через неё окружающий её мир. Она весьма общительна, добра и этими качествами заслужила внимание к себе, как к члену семьи. Мероприятия, связанные с выездом на Природу, безусловно, без неё не обходятся.

Река Уста в нашей средней полосе России с водным маршрутом на байдарках по местам малолюдным и заброшенным привлекла, однажды, наше внимание. Коллектив в cоставе десяти человек – три байдарки. На одной из байдарок наша любимица – самый весёлый и подвижный член экипажа – Тэба. Днём движемся-сплавляемся по реке, вечером разбиваем лагерь с палатками и после ужина традиционный «вокал» из бардовского репертуара под гитару. Ложимся поздно и также поздно встаём утром, кроме дежурных, которые готовят завтрак. 

Продуктами запасаемся на «Большой земле», поскольку, на маршруте можно рассчитывать только на «подножный корм» - грибы, ягоды и, конечно, рыбу, для чего берётся необходимое рыбацкое снаряжение. Хлебом, как правило, не запасаемся, рассчитывая покупать его в пути. Свежий хлеб всегда и везде, дома ли, на природе, предпочтительней, чем чёрствый залежалый. В походе по реке бывает по-разному: покупаем хлеб в местном деревенском магазине – часто мягкий, душистый, необыкновенно вкусный. Если его нет, то страдаем – его явно не хватает в нашем традиционном туристском рационе. В таких случаях спасает сухой паёк – обычные сухари, заготовленные из хлеба в домашних условиях.

В один из таких переходов этого маршрута по реке Усте мы прошли мимо весьма бедной малонаселённой деревеньки, где хлеб завозили «извне» раз в неделю. Мы остались без хлеба. Взгрустнули, делать нечего – пошли дальше.

Вечер. От бесхлебной деревни отошли километра на полтора-два вниз по течению реки. Темнеет. Надо успеть затемно  расположиться на привал – готовить ужин и разбивать лагерь. Пора – солнышко почти у горизонта. Но мы никак не можем подобрать подходящее место под стоянку. Полчаса назад проплывали замечательные песчаные пляжи с пологим выходом на реку – жаль не остановились. А тут тянется ивняк и берега илистые, мокрые и крутые – не подойдёшь.

Ещё один изгиб реки. На левом берегу неожиданно для нас, а казалось место сов-сем глухое, появляется фигура рыбака с удочкой, сидящего на крутом бережку. Поплавок его, похоже, ныряет над самым омутом. Хорошее место, наверное, для рыбалки. Заходящее солнышко освещает лучами колоритно расположившуюся фигуру рыбака: в руках удочка, рядом на газете закуска и ещё что-то стеклянное продолговатое, посверкивающее. Можно только догадываться - что. Полный комплект для уединённого отдыха на природе. Рыбак не замечает нас, а может, делает вид, что не видит целую флотилию, плывущую мимо него. Он серьёзно занят: одной рукой старательно держит удочку, другой вдохновенно оперирует на импровизированной скатерти из газеты. Эх! Подходящее место для стоянки: высокий чистый берег, есть пологий спуск, по которому хорошо вытаскивать на берег вещи, лодки. Дальше, метров через триста после рыбака, идёт ивняк и слева и справа – там не встанешь: сыро, комары. Но есть небольшой прогал с песчаным крохотным пляжиком – узенькое место для выхода на берег, где вполне можно протиснуться на его крутизну. И здесь, на высоком берегу комаров сдувает лёгкий ветерок.

Решаемся – встаём. На том же берегу, что и рыбак, но чуть дальше от места его дислокации. Расстояние достаточное, чтобы не мешать друг другу. Вынимаем поклажу, вытаскиваем  байдарки на берег, разводим костёр для готовки ужина, разбиваем палатки. Коллектив активно занят разнообразными делами. Наша Тэба обежала поляну и осталась довольной выбором места. Проверив - все ли из членов команды на своих местах, решила прогуляться по огромному полю, простирающемуся рядом - от нашего лагеря и до леса, расположенному в полу-километре от нас. Видимо, ей понадобилось провести разведку с целью безопасности для обитателей лагеря.

Вначале  мы посматривали в сторону собаки, наблюдали – чем это она там занимается. Видели, как она бегала по полю, в некоторых местах затаивалась, потом подпрыгивала вверх и на кого-то падала, шебаршилась – ловила мышей. Потом мы о ней забыли, увлёкшись делами: поставить палатки, развести костёр, на который ставятся котелки. В одном заварить чай, а в другом – что-нибудь вкусненькое приготовить. И для взрослых членов экипажей  и для детей.   

Подошло время ужина. В меню: традиционные макароны с тушёнкой, чай с суха-рями и баранками. К чаю в обязательном порядке выдавалось что-нибудь сладкое, что вызывало всеобщее ликование, особенно у детей: шербет, шоколад, рахат-лукум. Ну, надо же пополнить затраченную энергию на греблю вёслами, да заодно и полакомиться. Макароны в походе не единственное блюдо в нашем рационе. Импровизируем из известных продуктов, которым не нужен холодильник в походе. Крупы для каш самое подходящее средство для утоления голода на свежем воздухе. В походе необходима горячая пища. Она готовится на костре и не только спасает нас от голода и придаёт чувство уверенности в собственные силы, но и создаёт особый романтизм обстановки. Детвора, которая постоянно сопровождает нас в подобных «авантюрных» мероприятиях, по нашим  российским рекам, особенно радостно настроена у костра. А когда к чаю выдают сладости, восторгу нет предела. Удивительно – в городской обстановке нет этой замечательной детской эйфории-радости от такой малости, даже у взрослых.

Хорошая долька сала с деревенским хлебом – верх блаженства для гурманов-походников. Сала, которое в походе не «прокисает» как, например, «докторская» колбаса, было в предостаточном количестве взято нами в поход. Но, увы, хлеба в настоящий момент нет. В предыдущей деревне, где хлеб привозили два раза в неделю, мы попали не в хлебный день. Кусочек сала на сухарике – не лучший вариант. Хотя приходилось и таким бутербродом утолять голод. А на свежем воздухе, да ещё и после энергичной гребле вёслами, такое сочетание вполне отвечало вкусовым запросам даже самых изысканных гурманов.    

Для Тэбы макароны, тем более с запахом тушёнки – деликатес. Но, где же она? Её миска всегда наполняется первой – приоритет самого уважаемого члена экипажа.  Миска на месте, а её хозяйки  нет. Удивительно. Она прекрасно чувствует наступление благоговейного момента этого прекрасного мероприятия и всегда торопит «повара», поскуливая от нетерпения. Кто-то говорит, что видел её последний раз – мелькала около рыбака. Ну, что ж. Тэба - собака общительная, наверное, решила завязать с местными аборигенами знакомство.

Миски наполнены, мы распределяемся по поляне. Голодные после перехода, уминаем за обе щёки. Но чего-то не хватает. Конечно хлеба. Мы русские, наверное, и булки едим с хлебом.

За трапезой мысль – куда девалась наша любимица – не оставляет нас и начинает беспокоить не на шутку. Мы оглядываем пространство луга, где бегала собака; свистим, подзывая её. Безрезультатно. Убежала в лес? Да, нет, не может быть. Тэба умная, общительная, может сбегать куда-нибудь по делам, но не надолго, и, как  правило, обязательно возвращается. Остаётся надеяться на её приверженность своим принципам – возвращаться к хозяину.

Вдруг замечаем некое существо, двигающееся вдоль берега в нашу сторону. С любопытством поворачиваем головы, пытаясь понять, что ЭТО такое. Вроде,  похоже на собаку. Не опознанное живое существо движется в нашу сторону. Оно по размеру больше, чем маленькая Тэба и в нём  нет того изящества, которое свойственно лучшему другу человека - собаке.

 Батюшки! Да это же наша Тэба! Но, что за предмет в её зубах, по размеру чуть меньший её самой? Она рядом. У костра. Села. Кладёт свою ношу на землю. Невероятно – это хлеб! Полбуханки – не откусанные, не отрезанные. Мягкий, душистый, словно только что из печи. Мы раскрыли рты - удивление, шок. Когда пришли в себя, схватили на руки нашу кормилицу, смеясь, ласкали очаровательную псину за её сообразительность и понимание нашей   «драматической» ситуации, связанной с отсутствием хлеба, тормошили её. Девчонки целовали её в нос. Тэба - центр нашего внимания - снисходительно повизгивала, бегала от одного к другому, тыкалась носом в ноги, словно говоря, мол, дескать, я для вас готова на всё, но где мои макароны с тушёнкой, словно вопрошала она..

Похоже, этот хлеб Тэба «стибрила» у рыбака, больше не у кого было позаимствовать. Она посчитала, видимо, что надо делиться по-христиански с ближним. Поскольку мы находились рядом с соседом-рыбаком, нас вполне можно было считать «ближними». А потому её действия мы не стали оценивать как предосудительные – воровство, а себя, её соучастниками. И не решились, из этических соображений, оповещать рыбака о таком подарке для нас. А может этот хлеб не его? Тогда чей, откуда? Эта загадка так и осталась неразрешённой на тот момент, какие только предположения мы не строили.

Полбуханки оказались совсем нетронутыми. Хлеб по-деревенски вкусный. Его слегка подержали над жаром костра и с удовольствием съели. С салом. Тэбу каждый из нас угощал сладостями, выданными нам к чаю нашим походным завхозом. Ей ничего не жалели из нашего походного пайка.

Для нас так и осталось загадкой это необычайное явление – поступок собаки. Осознанный? Или случайный? А может быть всё же закономерный? Но в чём? Ведь не могла же собака понять нашей проблемы, когда мы вслух обсуждая, сожалели, что остались без хлеба.

Наша дискуссия на эту тему затянулась до поздней ночи. Только Тэба не принимала участие в ней. Она давно уже спала под пологом палатки после обильного для неё ужина, философски не обращая внимания на такие «пустяки»:
- Чего тут спорить! Каждый вносит свой вклад в общее дело. Я тоже.
               
     Рисунок автора.             РУЛЕВОЙ


Рецензии