Шпион

Был у нас рабочий, Джапанюк. Николай Джапанюк, Колька. Хороший парень. И вот, почему-то невзлюбил его Гаврила. Как-то говорит мне после работы:
- Ты этого Джапанюка давно знаешь?
- Давно, мы вместе в "учебке" были.
- Так, - говорит Гаврила. - А ты ничего за ним не замечал?
- Замечал. Он любил шоколад после отбоя лопать. Койки в два яруса, моя в аккурат внизу, а Колькина – в аккурат вверху. И вот, когда рота "отобьётся", я замечаю, что он втихаря шоколадку развернёт и под одеялом кушает. Замечал, как же. Только, надо сказать, мы все голодные были, гоняли-то – будь здоров! А взвод – двадцать ртов. Делиться... ну, как тут делиться?!
- Так, - говорит Гаврила. - Это всё ерунда. Я за ним и похуже дела замечаю. Замечаю и ужасаюсь даже. Я, брат, стал за ним замечать, что этот Джапанюк – японский шпион.
- Что ты! - говорю.
- Да, - говорит Гаврила и строго на меня глядит. - А ты не смейся. А то поздно будет.
- Ну, почему ты так решил? - спрашиваю.
- Сначала, понимаешь, фамилия смутила, - рассказывает Гаврила. - Что, думаю, за фамилия странная – Джапанюк? Стал присматриваться к нему повнимательнее.
Я говорю:
- И давно ты, Гаврик, присматриваешься к Кольке?
- Вторую неделю, - говорит. - Столько всего открылось!
Я говорю:
- Ну, расскажи, расскажи.
- Нет, - говорит, - не могу. Даже тебе не могу. Да ты и не поверишь. Смеяться будешь.
Такой вот состоялся разговор. А позавчера подошёл ко мне мастер:
- Ты за Гаврилой присмотри давай-ка. А то он тут подходит на днях: Джапанюк, говорит, Колька, шпик японский. Я его раскрыл, на чистую воду вывел. Буду, мол, сообщать в компетентные органы. Ты же друг ему, или нет? Давай-ка, поговори с ним по дружбе. А то, знаешь, может нехорошее дело получиться.
Я говорю:
- Да вы что, дядя Вася?
А он как закричит:
- Слушай, что тебе говорят, сопляк!
Вот так. Но поговорить с Гаврилой я не успел. Вчера приехали за ним санитары и прямо из цеха увели. Сначала переодеваться, а потом в машину. Два здоровых мужика в халатах.
А сегодня встретился Колька Джапанюк, бледный, чуть не плачет:
- Из-за меня он, из-за меня!
Я говорю:
- Дурак ты, Колька. У него в тридцать седьмом деда взяли, а на другой день и бабушку. Тоже были шпионы. Как и ты. Только немецкие. А ты тут слёзы льёшь.


1987.


Рецензии