Роберт Роллок. Воскресение Христа

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
Роберт Роллок (1594)

Мтф.28.16-19

Возлюбленные братья, в эти дни мы исследовали рассказ о Воскресении Господа и Его явлении многим и в особенности ученикам Его, как он изложен у евангелиста Иоанна, который настаивает на значительно большем по объему описании Его явлений ученикам, чем остальные, и, если даст Бог, мы закончим здесь изучение Евангелия тем, что рассмотрим историю Воскресения так, как она изложена у остальных евангелистов. Иоанн написал свое Евангелие после всех остальных, и намеренно опустил некоторые вещи, о которых писали другие, желая, чтобы мы обратились к другим евангелистам, чтобы прочитать и исследовать всю историю. Поэтому мы начнем с описания другого явления Христа после Его Воскресения, а именно у Матфея и Марка. Это было явление Господа, совершившееся девять раз: сначала Марии Магдалине, затем другим женщинам, затем двум ученикам, которые шли в Эммаус, затем Симону Петру, затем Иакову, затем Он трижды явился Своим ученикам, собранным вместе, как мы читаем у Иоанна. Последнее явление было, когда Он предстал не только одиннадцати ученикам, но и большому количеству братьев вместе с ними, о котором упоминает и апостол Павел который пишет, что Господь явился «более чем пятистам братий» (1 Кор.15.6). Эти явления были разными по обстоятельствам времени и места. Ученики поклонились Ему, увидев Его, ибо прежде у них были сомнения, а позже, когда Он встретился с ними, Он преподал им поручение проповедовать всем народам. Для апостолов это была такая же встреча, что и при явлении Господа женщинам, ибо Он повелел «встретить Его в Галилее», и в соответствии с этим повелением одиннадцать учеников «пошли в Галилею к горе, где повелел им быть Иисус». Таким образом, эта встреча была в Галилее; ее время не отмечено особо, но вполне вероятно, что Господь дал им указание и о времени, так что все было указано Им. Когда они шли на эту встречу в надежде увидеть Господа, согласно Его обетованию, они не разочаровались в своих надеждах, ибо Господь так же благ, как и Его обещания, и Он действительно явился им. Отметим урок: Господь, Который назначил и установил Своим ученикам встречи и пообещал быть среди них, когда они собираются вместе, не разочаровал их, но Сам явился им, и они пережили это на опыте. Поэтому благочестивые всех времен считают этот день днем своих встреч, ибо тогда Он явился ученикам телесно, здесь Он присутствует иначе и является духовным образом, но не менее реально, чем тогда, и верующие находят Его присутствие не менее могущественным и действенным ныне, чем это было тогда, ибо откуда приходит эта несказанная радость, утешение и покой совести, которые они находят на своих собраниях, если не от присутствия Иисуса? Если бы Он не приходил в наши души Духом Своим, то как бы мы обрели такую могущественную Его работу и такое сладкое движение Духа, изменяющее нас? Легкомысленные и глупые люди, которых не коснулось чувство своего греха, презирают собрания святых и пренебрегают ими, они думают, что таковые бессмысленны и бесполезны, что все это фантазии; но верные находят по опыту, что присутствие Христа на их собраниях настолько мощно и утешительно, что ни язык не может произнести, ни ум человеческий осмыслить это. А ты, что пренебрегаешь этими встречами и отвергаешь их, не найдешь ли в один прекрасный день печальный опыт того, какого утешения ты лишил себя, и если твоя совесть проснется с чувством греха, и ты не найдешь ни радости, ни утешения душе своей в этих встречах, то однажды ты будешь посещать их с большей радостью, чем голодный и жаждущий пойдет туда, где есть еда и питье. 
Теперь, когда Господь явился им, что они делают и как себя ведут? Сказано, что увидев Его, они поклонились Ему. Что заставило их пасть ниц и поклониться Ему? Что они увидели? Не вопрос, что они узрели Его славное величие. По всей вероятности, Он являл Свою славу еще в большей степени и раньше. Но видя Его славу, с одной стороны, и их собственное недостоинство, с другой, когда  Он приблизился к ним, они смиренно пали и поклонились Ему. Такое поведение их учит нас, что где бы ни присутствовал Господь славы, Ему должно поклониться со смирением, ибо Его присутствие требует того. Но ты скажешь: если я не вижу Его, как я могу поклониться Ему? Апостолы видели Его славное присутствие воочию, потому они поклонились Ему, а для нас, живущих сейчас, после Его вознесения на небо, когда мы не видим Его, как можно воистину поклониться Ему? Но я отвечу тебе: истинно, ты увидишь Его сейчас не глазами твоего тела, но глазами души твоей; ты увидишь Его глазами веры, ты увидишь Его в Слове и таинствах, сначала Распятого, а затем Прославленного. И если ты не поклонишься Ему, когда Он присутствует здесь в Своем Слове и Таинствах, то ты не поклонился бы Ему, даже если бы увидел Его лицом к лицу. Мирские люди, которые не поклонятся Ему теперь, когда они видят Его в зеркале Евангелия, никогда не поклонятся Ему в Царстве Небесном. Думаешь ли ты о том, что Господь видит тебя, присутствуя в Своем Слове? Что имеет в виду Павел, когда говорит: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор.14.24-25). Что может заставить чуждого человека сделать такое признание? Не что иное, как славный свет Евангелия, сияющий в душах, когда Сам Христос предлагает нам дар, видимый очами веры. Верующие в этот день на опыте находят в своих встречах то же присутствие Господа, и потому Он является нам, когда мы готовы поклониться Ему со страхом и благоговением, чтобы услышать Слово, и подготавливаем наши сердца, чтобы получить Святого Духа, Которого Господь обещал через проповедь Его Слова всем Своим избранным. Опять же, поведение апостолов учит нас, какова сила и мощь славного присутствия Христа. Его присутствие могущественно смиряет и склоняет пред Ним и душу и тело. Это побудило Павла сказать, что «пред Именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2.20).  Отец превознес Его на такие высоты, что Его присутствие действенно и могущественно для всей твари, так что она либо сладко и охотно поклонится Ему со всем смирением, либо будет принуждена к этому силой и окажет Ему послушание вольно или невольно. Это величие заставляет святых на земле, когда они говорят и слышат о Нем, благоговейно и смиренно склониться пред Ним телом и душой. И, напротив, видение и чувство этого величия вселяет в дьявола и его ангелов такой страх и ужас, которые нельзя выразить словами. Это величие повергает злых и гордых, когда они слышат о Нем, из тщеславия в трепет и страх.
Евангелист Матфей отмечает, что несмотря на то, что все поклонились Ему, некоторые по-прежнему сомневались. Но в чем были эти сомнения тех, кто уже поклонились Ему? Что двигало их недоумением? Видимо, то же, что и теперь вводит в сомнение тех, кто все же поклоняется Ему: в какой бы чрезвычайной и непривычной славе явился им Иисус, они не могут подумать, что она столь велика и прекрасна. И конечно же, слава Господу, что Он воссел на небесах одесную Отца, и что Он так велик и прекрасен, что если бы нам было позволено увидеть Его телесными очами, что невозможно, ибо таково растление нашей природы – то мы могли бы усомниться, что это Тот же Христос, Который был так унижен на земле и о Котором мы слышали в Евангелии. Кроме этой причины, трудность с верой в Воскресение также способствовала их сомнениям:  на самом деле нет статей нашей веры, которые более противоречили бы природе и в которые было бы труднее поверить, чем телесное воскресение из мертвых. Природе никогда не удастся убедить нас, что труп, который стал жертвой червей и превратился в прах и пепел, может подняться снова к жизни. Но как бы ни было трудно в это поверить, нет ничего более необходимого для нас и дающего большее утешение. И поэтому Господь, чтобы дать ученикам большую уверенность и убеждение, приложил к этому большие усилия и в течение сорока дней после Своего Воскресения Он оставался на земле, и являлся Своим ученикам и многим другим верующим, чтобы всякие сомнения могли быть удалены, а их радость и утешение стали как можно больше.
Теперь даже усомнившиеся ученики могли узреть расположение Божия сердца. Ибо даже лучшие духовные упражнения всегда отчасти сопровождаются  сомнениями, нуждами и немощами, поклонение Богу испытывает сомнения, молитва – затруднения и колебания ума, размышление отвлекается от Бога и духовных вещей на вещи плотские и земные, слышание Слова всегда сопряжено с некоторой частью неприятия, вера смешана с неверностью, так что, прежде чем мы сможем прийти в значительную меру благодати, мы должны стремиться к этому и бороться со многими духовными недугами, и преодолевать большие труды и искушения, так что даже лучшие дела лучших людей не принесут им радости, если Господь войдет в суд с ними. Вы слышали, как повели себя ученики, теперь посмотрим, как Господь отвечал им. Сначала Он приблизился к ним, а затем вступил в разговор, ибо сказано: «пришел Иисус и сказал им»; Он подошел к ним отчасти для того, чтобы забрать у них все поводы для сомнений, отчасти, чтобы наставить их с большей пользой, чем  Он мог наставлять их прежде, чтобы Его учение могло быть самым мощным и плодотворным, ибо Он приблизился к ним телесно и позволил увидеть Себя телесными очами, но в то же время приблизился и внутри их Духом Своим, Который укрепил и сблизил с Ним их души, ибо таково дело Господа – когда Он определил, чтобы Его Слово было действенным и мощным в душе любого человека, Он приближает его Духом Своим; если же, напротив, у Него нет цели, чтобы Его Слово действовало в сердце, Он не входит в душу изнутри, но держится вдали, и дает ей только явление Своей силы и славы внешне и издалека.
За этим следует общение Господа со Своими учениками, где Он дает им поручения идти и проповедовать миру, крестя верующих. Но прежде, чем Он дает им это поручение, Он говорит о его основаниях, а именно о власти, которую Он имеет: дана Мне вся власть на Небе и на земле; ибо нужно было, чтобы апостолы знали обо всей Его бесконечной силе и власти, которые Он дает им, чтобы их дела, свершения и апостольство были обоснованны, и они могли бы радостно, охотно, свободным сердцем и устами исполнять свое поручение и нести свою весть, будучи уверены, что Тот, Кто есть Господь неба и земли, будет их защитником и опорой. Отметим здесь, братья, что это служение Евангелия есть именно служение Церкви Божией, но не господство, и да будем мы почитать любое мирское притязание здесь самым низким и презренным, ибо пока оно основано на такой власти, которая далеко превосходит все силы всех царей и монархов земли, и воля Господа такова, что и сами служители, и люди, которые слушают их, должны постоянно созерцать и видеть эту таинственную и бесконечную власть, на которое основано это служение; а потому пусть служители бодро и мужественно исполняют свое призвание, а люди, которые слушают их, не обижаются на простоту внешней формы их служения, и не измеряют величие и славу Евангелия внешней формой, которую они видят, но лишь бесконечной таинственной силой Господа, что лежит в его основе. Далее должно быть отмечено, что Он говорит: дана Мне всякая власть, и не только на небесах, но и на земле. Он соединяет их вместе ради утешения апостолов, которых Он направляет, а также служителей, которые должны следовать за ними до конца мира, ибо, когда Он говорит, что вся власть дана Ему на земле, эти слова служат для поощрения апостолов и всех служителей Церкви искренне и радостно исполнять свое призвание до тех пор, пока они остаются здесь на земле, и Он укрепляет их тем, что бесконечная сила, которую Господь Иисус имеет на земле, даст им смело и мужественно бороться против нападок сатаны, соблазнов греха, страхов и ужасов, преследований и гонений и всех дел этого неблагодарного мира, будучи уверенными, что Его всемогущество на земле будет охранять и защищать их призвание, пока Господь пребудет с ними.  Опять же, когда Он говорит, что вся власть дана Ему на небе, Он стремится успокоить апостолов и служителей в надежде награды, ибо после того, как они исполнят все обязанности своего призвания, перенесут все трудности и преодолеют все искушения, они войдут в Царство Небесное, где они успокоятся от трудов своих и будут наслаждаться присутствием Господа, своего Царя, всю вечность. «Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех людей» (1 Кор.15.19), и это означает, что если власть Иисуса Христа, которая есть наш покой и надежный якорь, простирается не далее пределов этой жизни, то наше положение среди людей есть самое несчастное. Но прежде чем мы оставим эти слова, рассмотрим, что это за власть, о которой он говорит, и на чем основано апостольство. Мы сможем понять это лучше, если уясним, что есть двоякая власть Господа Иисуса Христа, Сына Божия: власть наследия и власть искупления. Первую Он имеет как Бог Сын, равный Отцу до основания мира, и об этом Он говорит в Своей молитве Отцу перед Своими страданиями: «Отче, прославь Меня у Тебя Самого то славою, которую Я имел у Тебя до основания мира» (Иоан.17.5). Другую власть Сын Божий, Иисус Христос приобрел Себе для нашего дела, когда Он совлекся Своего достоинства, обрел образ раба, смирил Себя и стал послушным даже до смерти, и смерти крестной, ибо Господь превознес Его высоко и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено на небе, на земле и в преисподней (Фил.2.6). Здесь апостол говорит о той власти, которую Он как Посредник приобрел Своим совершенным послушанием во всем, и эта власть, обретенная Им через послушание в нашей плоти, согласно Евангелию, продолжается в служении Церкви, и этой властью продолжается спасение мира; ибо власть наследия, которую Сын Божий имеет с Отцом от вечности, помимо власти Христа, приобретенной Им Его послушанием никогда не принесет грешникам жизнь и спасение. 
Теперь перейдем к тому, как Он посылает апостолов, говоря: Итак, идите, научите все народы, крестя их. В этих словах Он дает им поручение и учреждает их апостольское служение, и повелевает им идти ко всем народам, учить и крестить их, ибо здесь Он отчетливо устанавливает три дела их призвания. Во-первых, они должны идти ко всем народам, не ограничиваясь только землей Израиля, как раньше; во-вторых, они должны проповедовать Евангелие; в-третьих, они должны крестить, то есть запечатлевать крещением Евангелие, которому они учили прежде. Но к кому они должны идти, кому проповедовать и кого крестить? Не только евреев, но все народы; и Марк говорит: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, как если бы Христос сказал: Моя власть распространяется на все народы и всю тварь, и потому это Мое Евангелие и ваше служение, в котором Моя сила будет явлена и возвещена всем, и так оно распространится на все творение. Эти слова Господа дают нам многие уроки для нашего наставления. Во-первых, здесь мы можем узнать, что апостольское служение, которое Он поручает Своим ученикам, не есть почесть, но это трудное и мучительное призвание, ибо им приказано идти в мир, чтобы проповедовать Евангелие всей твари. Папа, кардиналы и епископы хвастались и хвастаются, что они являются преемниками апостолов; они утверждают это как почесть для себя, а между тем они отказываются принимать на себя боль и муку ради спасения людей, как апостолы; они предпочитают жить в плотской безопасности и чувственности, в удовольствиях и развлечениях, и обманом собирать к себе мирские вещи, возлагая дело проповеди на священников, как если бы Евангелие было для них тяжким бременем или тем, чего следует стыдиться; ну так пусть они и дальше хвастаются своим «апостольским преемством»! Далее, эти слова позволяют нам видеть, что есть две части служения, ибо Господь дает Своим апостолам поручение проповедовать Евангелие и крестить; поэтому служителям заповедана проповедь Слова и служение таинств. Мы не слышим здесь ничего о совершении жертвы, кровавой или бескровной, как и о священстве, и вопрос, есть ли такая вещь вообще, ибо она была бы упомянута, если бы составляла проблему такой важности и потому была необходимой; но то, что говорит папа и его клевреты, создает впечатление, что Господь вообще ввел нас в заблуждение или оставил эту тему в молчании, ничего не сообщив о ней апостолам; но глупость и тщеславие думать, что Христос, Который однажды принес Себя в искупительную жертву для искупления мира, может предоставить сейчас Церкви дело совершать эту жертву. Господь положил Своей смертью конец жертвам, и у апостолов и нынешних служителей нет священства, но только проповедь Слова, которой они предлагают души мужчин и женщин как приношение Господу. Долой же дьявольскую жертву, которой папство и его духовенство обманывает мир, заявляя людям, что оно ежедневно приносит в жертву Христа как искупительную жертву Отцу за грехи живых и мертвых! Нет, теперь не существует искупительной жертвы, предоставленной Церкви, ибо Жертва, которую Господь один раз принес на кресте, является достаточной и совершенной для того, чтобы Он взял на Себя грехи мира.  В-третьих, эти слова учат нас, что эти две вещи, составляющие апостольское служение, проповедь и крещение, не совершаются разными людьми, но одними и теми же. Таким образом, тому, кто посвящен на проповедь, предписано крестить, и тот, кто не может проповедовать, не имеет ни силы, ни власти, предоставленной ему от Господа, чтобы крестить, и если он крестил, не имея повеления Господа, то Он сделал не повелеваемое Им, а потому это не таинство, но профанация святого крещения. Крещение младенцев, совершаемое частными лицами или тем более женщинами, не совершается ни в порядке Господа, ни по Его повелению. В-четвертых, из этих слов мы можем узнать, в каком порядке должно совершаться служение крещения, а именно: сначала должно быть возвещено Слово, завет благодати и Благая весть о спасении должны открыться нам, а затем должно совершиться крещение, запечатлевающее то же Слово и завет, до этого проповеданные. Для чего крещение, если сначала не проповедано Слово? Крещение есть печать, но для чего она, если нечего запечатлевать? И потому оно не должно совершаться, если ему не предшествует Слово. Если проповедь завета благодати не предшествует крещению, то оно есть не что иное, как мертвая и бесполезная церемония. Теперь, во Чье Имя должно совершаться крещение? Господь говорит: во имя Отца, Сына и Святого Духа, то есть властью Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, мы должны знать, что власть и действенность крещения не зависит ни от власти служителя, который крестит, ни от силы слов, произнесенных им в крещении, хотя такую власть и действенность паписты ошибочно приписывают этим словам, но вся сила и действенность крещения зависит только от силы Божией. И потому обязанность того, кто крестится – поднять глаза и сердце к небу и ждать благословения и действенности крещения только от Бога.   Далее должно отметить, что говорится не просто «крестить во имя Божие», но Господь говорит явно: крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа.  Поэтому обязанность того, кто крестился, не довольствоваться смутным понятием о Боге, но видеть славное величие и таинственную истину Трех Лиц Троицы, различных в Одном Боге, ибо вера являет четкое и ясное знание и понимание этого величия Бога; ибо тот, кто по-настоящему и искренне верит в Бога и понимает свою веру, знает по опыту, что все благое сначала истекает от Отца как Источника всякой благодати и доброты, через Сына как Посредника, через Которого всякая благодать передается людям, и Святым Духом, Который мощно и действенно работает Божией благодатью в сердцах. Наконец, мы видим здесь простые и ясные имена Трех Лиц Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Во всем Ветхом Завете мы не найдем этого простого и ясного различия Трех Лиц Божества. Здесь же мы узнаем, что Иисус Христос, Сын Божий, принес в мир новое знание Бога, прежде всего четко назвав Отца, Сына и Святого Духа. Это правда, что Бог был и прежде известен в Лицах Троицы, в некотором виде они были открыты отцам, жившим в Ветхом Завете прежде, чем Христос явился во плоти, но в главном это знание Трех Лиц Божества явилось после воскресения Христа из мертвых и Его прославления, ибо Христос прославлен от невидимого Бога и есть сияние славы и образ Его Лица. И от Христа прославленного исходит действенное проявление Святого Духа в душах избранных Его. Все здесь направлено на то, чтобы каждый мог иметь это ясное и отчетливое знание Бога как Трех Лиц Троицы, исходящее от Царства Христа и Его славы. Сему же Богу в Трех Лицах, Отцу, Сыну и Святому Духу, вся хвала, честь и слава во веки веков. Аминь. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии