Проклятье птиц

        Проклятье птиц

Посвящается моему зятю.
Настоящий охотник тот, кто победит в себе инстинкт зверя и не будет убивать безрассудно.

Вот уже несколько лет Сайрана преследовал один и тот же сон: на него и его товарищей набрасывается стая журавлей, бьет крыльями, клюет, сонные охотники в растерянности, Николай стреляет вверх, и стая, курлыча, взлетает. Сайран возвращается с охоты и упрекает жену: «Ничего, скоро избавишься от меня — твоего мужа журавли чуть не заклевали до смерти». И опять, в какой раз, теща предупреждает: «Сынок, прекрати охотиться! Проклянут птицы тебя и твою семью!» 
Мужчина просыпался и долго не мог уснуть. «Что это?» — размышлял он. Предчувствие чего-то недоброго не оставляло. Год назад погиб его десятилетний сын — с мальчиками во время дождя решил укрыться в заброшенной избушке, где хозяева оставили оголенные провода…
Теща считала его виновным в гибели внука.
— Это тебя прокляли птицы — забрали Тимура, — причитала она.
Возможно, были правы родители жены, он не заметил, как с годами между ними возникла стена. А ведь он был любимым зятем, и пристрастился к охоте и к рыбалке благодаря тестю.   
— Охотничий азарт погубит тебя, — предупреждал позже тесть. —  Ты становишься хуже зверя, даже зверь знает меру.
После того, как Сайран получил квартиру, у него появилась возможность месяцами не встречаться с родителями жены. В какой-то степени тесть прав — не может он победить в себе охотничий азарт. Сайран дичь привозил мешками, жена не в состоянии была обработать все тушки, они портились, он злился и отдавал трофеи соседям.
— Зачем, — спрашивала жена, — столько убивать! Тебе мало, что мы потеряли сына!
В такие минуты ему не хотелось возвращаться домой.
— Ты — следующая жертва! — в порыве злости как-то крикнула жена. 
— Нет, это твои родители виновны, они накликали беду, пугали —   проклянут птицы!
Сайран считал, жизнь у него только начинается. И только тяжелые воспоминания о детстве, удручали. Никогда не простит он матери предательства. Подросток навсегда затаил обиду: в семье было пятеро детей, и только его одного она отдала в детдом. Мальчишка просыпался ночью и тихо плакал от обиды. Он не был сиротой, мать жива, отец на фронте. Если бы отца не забрали на фронт, он жил бы дома — среди братьев и сестер.
— Отец, помоги мне! Я хочу домой! — плакал мальчишка.
Никто из близких не пришел к нему на помощь. Сайран долгое время был в недоумении, он не мешал своим родным. Все лето вместе с аульными ребятами бродил в горах в поисках пищи. Иногда травились незнакомой растительностью, а потом научились находить съедобные коренья и травы.
Однажды поймал довольно упитанного зайца — долго не мог забыть вкус сорпы — бульона, который распространялся по всему двору. Соседи, не выдержав, шли к их дому — всех дразнил запах еды. На всю жизнь он запомнил вкус мяса, и когда ему было голодно и одиноко, вспоминал до мелочей тот день, когда гурьбой с друзьями пришли и отдали матери свой трофей. Она сварила много бульона, чтобы хватило соседям и детям, разделила тушу на крошечные куски мяса. Позже, подружившись с ребятами в детдоме, он много раз рассказывал эту историю, смачно, заглатывая слюну, и ребята, слушая, проглатывали слюни, и рассказывали свои истории. Сайран  мечтал: закончится война — родители будут готовить  детям вкусные блюда.          
Их было пятеро друзей, они встретились в детдоме и кровью поклялись дружить до конца жизни, окончили  ФЗО — фабрично- заводскую школу, получили специальность электрика. Впятером отправились в  один  город, устроились на завод, который работал на немецком оборудовании, вывезенном из Германии в виде контрибуции. Вместе жили в общежитии в одной комнате, на их глазах строился город, мечта каждого была получить квартиру, завести семью и стать охотниками. Не так-то просто было осуществить мечту. Мечта стать охотниками с каждым годом становилась навязчивой. Время было трудное, чтобы купить ружье, нужны были большие деньги, а они получали скромную зарплату. Вскоре его назначили бригадиром. Сайран стал встречаться с молоденькой девчонкой, она работала рассыльной в конторе и помогала своим родителям — отдавала им зарплату, чтобы поставить на ноги младших братьев и сестер.
Однажды невеста пригласила его к родителям в гости. Отец — бывший фронтовик, инвалид третьей группы, не имел возможности устроиться на хорошую работу, семья жила бедно. Сайран понравился будущему тестю и тот предложил:
— Если есть намерение жениться — переезжай в наш дом. 
Юноша обрадовался и ответил согласием. Он устал жить в общежитии и мечтал о домашнем уюте. Родители жены устроили небольшую вечеринку, он пригласил друзей. Тесть, узнав, что зять мечтает о ружье, отдал ему свое, как свадебный порядок. К большой радости друзей тесть оказался заядлым охотником и до войны кормил семью и подкармливал соседей своими трофеями.
Сайран быстро переселился в дом тестя, у него не было ни вещей, ни амбиций. У всех народов позором считается, если зять идет в примаки, но ему, познавшему предательство родной матери и семьи, было все равно. Он верил в свое будущее. Родители жены полюбили его. Тесть учил стрелять, вместе делали дроби, начиняли патроны — готовились к охоте. У тестя была гончая собака, до войны она ходила с хозяином на охоту. Собака чувствовала: хозяин собирается на охоту, и радостно повизгивала.
Пришла зима. Вечерами тесть делился премудростями охоты: надо подождать, чтобы выпало много снега, по скрипу определял наст: утоптался, осталось немного — к этому времени и зайцы наберут жирок, и у лисиц появится красивая с подшерстком шкура.
На охоту они отправились на санях — тесть сам их сделал, у него были золотые руки. Сайран радовался, как ребенок, не мог сдержать эмоции. Он рассказал тестю, как мечтал охотиться, про зайца, про вкус мяса, который на всю жизнь запомнился ему. У тестя повлажнели глаза, он обещал зятю сделать из него настоящего охотника и обещание выполнил.
Тесть научил многому: терпеливо сидеть и ждать прилет птиц, по следам находить зверя. Учил всему, что знал, и зять не подвел — оказался достойным учеником, все схватывал на лету. Но до тестя ему было далеко, с годами и мастерство пришло. Рука тестя еще не оправилась от ранения, гноилась, весной и осенью воспалялась, из раны выходили осколки, но, увидев азарт зятя, он не мог удержаться, стрелял, забывая про рану.
С тех пор отношения между ними стали, как между отцом и сыном. Они вместе сделали пристройку к дому: достроили две комнаты, куда он поселился с детьми. После войны страна вставала с колен, и народ улучшал свои условия жизни. Вначале друзья завидовали ему, а потом приобрели ружья и стали одной компанией охотиться.
Сайран отлично стрелял, охотно делился с друзьями своими знаниями. Дружба их стала крепче, они приобрели мотоциклы, и, вступив в общество охотников, стали профессионалами. С годами и друзья стали хорошими стрелками, а он, единственный из них, стал мастером спорта по стрельбе, только азарт с умом не дружил. Они мешками привозили отстрелянную дичь и зверей. У них не было жалости, они не хотели вникать, какой урон приносят природе.
Большие трофеи не радовали  родных, они мрачнели при виде отстрелянных мешками птиц и зверей. Тесть неоднократно упрекал его в жестокости.
— Отстреляй, сколько надо семье, не губи птиц и зверей понапрасну, — взывал к совести тесть. 
Вскоре Сайран получил квартиру в одном доме с друзьями. Отношения между ним и тестем уже не были такими теплыми, как раньше, зять винил тещу. Она все время ругала его, и пугала проклятьем зверей и птиц. Рассказанный сон с журавлями не на шутку напугал женщину, и она со слезами просила его не охотиться — боялась за внуков.
Через несколько лет  после женитьбы его разыскали родственники, и мать умоляла приехать в родной аул, просила прощения, но он в детстве дал клятву: никогда не прощать её. Когда теща услышала его слова, попросила покаяться.
— Не от хорошей жизни мать отдала тебя в детдом, откажись от своей клятвы, — требовала она. 
С каждым годом улучшалось благополучие его семьи, он стоял в  очереди на машину и мечтал, купив машину, уехать охотиться в другие края.
Однажды он поехал в Алмату на соревнования и собрался заехать к матери в Талды–Курган, но передумал. Об этом он признался  жене, теща, услышав, предупредила:
—Зачем обижаешь мать, отольются тебе ее слезы, ты должен исполнить сыновний долг, увидеть мать, попросить прощение.
На что он ответил:
— Это она должна у меня просить прощение!
— Плохо кончишь, — пригрозила теща.
Каждый год весной он с друзьями отправлялся на охоту в Кургальджино, весной  на озеро прилетали фламинго. Они были потрясены красотой этих птиц. Фламинго прилетали огромной стаей, грациозные, нежные на тонких стройных ножках, издали казались сказочными растениями. Как будто соперничали с алой зарей на синем небе. Вот где много было птиц!
В Восточном Казахстане на него чуть не набросилась рысь. Ему повезло, краем глаза увидел зверя. Рысь готовилась к прыжку с дерева прямо над ним, он выстрелил и попал в голову, не допрыгнув, она упала. Он стоял ошарашенный, холодный пот струился по его телу. Зверь оказался красив — крупная самка  умерла, оскалив рот. Слюна, смешавшись с кровью, медленно вытекала розовой пенистой струйкой изо рта. Это был второй случай, когда он столкнулся со смертью. И чувствовал, в третий раз навряд ли повезет.
Он сильно любил сына. Это был умный красивый мальчик, белокожий с круглыми глазами, он радостно и заливисто смеялся. Так и остался его памяти в детской кофточке-матроске. В то утро Тимур рассказал матери сон, что у него выпал зуб, и крови не было, обычно никогда не рассказывал свои сны, а этот оказался вещим. В тот день мальчика убило током, как и во сне не было крови.
Он понимал, теща была права: проклятье птиц начало сбываться. Как раненый зверь кричал, увидев навсегда уснувшего сына. Не мог простить себя. Напившись, пришел к теще и на улице, при соседях, встав на колени, стал рыдать и просить ее:
— Ты такая мудрая, помоги мне, что нужно сделать, как вернуть сына! 
Вся улица рыдала вместе с ним. Он отказался от охоты, когда узнал, что жена забеременела, и верил, снова родится сын, но родилась дочь, и всё пошло по-прежнему.
Однажды сосед по дому попросил отвезти его в ближайший аул. Сайран был добрым мужчиной, согласился помочь, знал, как тяжело без транспорта. Возвращаясь, спешил на работу, в четыре часа ему предстояло идти во вторую смену, за рулем закурил. Сколько раз жена умоляла его не закуривать за рулем, однажды они с семьей чуть не погибли. Мотоцикл ударился о большой валун, перевернулся и Сайран оказался под ним. Мотоцикл передавил его нижнюю часть тела. Он умирал, и тут увидел, как над ним собирается стая птиц, и прошептал: 
— Вы пришли за мной!
— Когда он выехал, — рассказывал сосед, — я обратил внимание, мотоцикл виляет, а он будто руками птиц отгоняет. 
Позже было много разговоров, никто никогда раньше в их ауле не видел такого количества птиц, которые стаями появились на месте гибели Сайрана.
               


 


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, Дария.
Поучительный : недопустимо истреблять
все живое на Земле. Хороший человек
превратился в ненасытного зверя и по-
лучил по заслугам.
Закон бумеранга еще никто не отменял:
жизнь это постоянно подтверждает.

С уважением!

Фаина Нестерова   22.07.2018 07:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.