Туареги, их история и государство

1-го апреля 2012 года туареги провозгласили независимость государство под названием Азавад. О чем сообщил Представитель "Национального движения за освобождение Азавада" (НДОА) Мусса Аг Аттахер.
В отличие, к примеру, от независимого Южного Судана, который в момент провозглашения независимости не имел даже названия своей страны (случай для независимого государства исключительный), Азавад никто не признал. А зря.
Азавад — традиционное название проживания туарегов. Их самоназвание «амазиг». Собственно это не самоназвание отдельного народа, а  самоназвание всех берберов. Слово «туарег» — арабское (араб. мн. ч. тавариг, туарег от ед. ч. тарги). Туарегами сами себе они никогда не называют, так как это слово в арабском языке носит уничижительный оттенок, типа «ниггер» в английском или «жид» в русском.   
История туарегов чрезвычайно своеобразна. Их язык, тамашек, относится к берберским. И, что совершенно беспрецедентно для кочевников, у этого языка есть своя письменность. Алфавит тамашек, как и все алфавиты, то есть способы написания, основанные на обозначении звуков графическим символом, произошел от финикийского.
Дело тут вот в чем. Туареги — народ, сложившийся в средние века в Сахаре. Из кого?
Был берберский (то есть семитский как по внешности, так и по языку) народ под названием зенага. Берберы, часть из которых в той или иной степени арабизированы, и по сию бору проживают на территории от Нила и до Атлантического побережья северной Африки. Даже коренное население Канарских островов, гуанчи, были берберами. Берберы занимались сельским хозяйством и у них были города. То есть они были и есть достаточно цивилизованы и имели свою письменность. А до прихода арабов исповедовали христианство главным образом и имели свои государства
И широко пользовались в хозяйственной деятельности чернокожими рабами, привозимыми из регионов южнее Сахары. Народ зенага жил главным образом торговлей. Водил караваны верблюдов по пустыне. А потому научились в как никто этой пустыне выживать. Эти торговцы имели свою письменность и умели считать.
Негров-рабов, как всегда в таких случаях, заставляли говорить на своем языке. И, как всегда в таких случаях, черные рабыни рожали от своих белых хозяев детей.
А потом пришли арабы и берберский мир постепенно деградировал. А оставшиеся без при присмотра и охраны рабы перебили своих белых хозяев. Так иногда случается, в Гаити, к примеру, так тоже случилось. Но рабы оставили язык хозяев, другого рабы уже они просто не знали. С языком осталась и письменность. 
Именно поэтому общественное устройство туарегов очень жестко регламентировано. Весь народ подразделяется на несколько каст. Высшая – аристократия, владеющая верблюдами. Верблюды в пустыне — это все. Эта каста — мулаты, потомки белых хозяев и их черных рабынь. Или победившей элиты рабов и ставшими их женами женщин народа их бывших хозяев.
Существует также прослойка толкователей законов (левиты). Родство у туарегов, как и у евреев, так же передается по женской линии, как и имущество рода. Мать вождя имеет право вето на любые решения сына. Культуру народа сохраняют женщины. Все женщины высших каст с детства изучают азбуку тамашек. В отличие от мужчин, которые могут быть безграмотными, а, если и пользуются письмом, то арабским.
Это произошло вот почему. Когда восстание рабов победило, белые мужчины-рабовладельцы были убиты все. А белые женщины стали женами вождей победивших рабов. Но сохранили культуру и традиции своего народа. Вернее его женской части. Своих черных мужей частью своего народа они никогда не воспринимали и не воспринимают. И считают их своими рабами, а себя их хозяевами. И в душе их мужья с ними согласны, потому что они именно так воспитаны своим матерями. И именно поэтому у туарегов лицо закрывают как раз мужчины. Женщины как раз ходят с открытыми лицами, хотя туареги и мусульмане. Свободный человек ходит с открытым лицом всегда и везде. Прячет лицо тот, кто является чьей-то собственностью.
Низшая каста туарегов верблюдов разводить не имеет права — только коз. Это простые войны. А внизу социальной пирамиды — подчиненная касты ремесленников и рабов. Эти совершенно бесправны, а потому не имеют права иметь оружие.
И остались эти бывшие рабы жить в Сахаре, глубоко познав военные и стратегические материи. Где-то торгуя, где-то грабя. Другого промысла в пустыне просто нет, разведение верблюдов носит сугубо прикладной характер. Даже сегодня туареги продолжают контролировать значительную часть торговли от Египта и Марокко до Нигерии и Буркина-Фасо.
История туарегов отражена и в их национальном эпосе, согласно которому основательница рода Тель Тамашек (туарегов-аристократов)) считается легендарная Тин Хинан – «та, что издалека (пришла)». И которая была, согласно сказаниям, «благородных кровей, прекрасна собой, высокой, с белым цветом кожи, с большими глазами и маленьким изящным носом. И она олицетворяла собой красоту и авторитет».
А у Тин Хинан была черная рабыня Такамат, от которой произошли туарегские плебеи. Так туареги интерпретируют ветхозаветную историю о Саре и Агарь. И, с другой стороны, свою собственную историю. 
А сейчас они, действуя осторожно, но решительно,  еще и создали свое собственное государство. На пути страшного замысла туарегов было встал какой-то простой бесстрашный Малийский милиционэр, еще кто-то. Экономическое сообщество государств Западной Африки (ECOWAS) готово применить силу для сохранения территориальной целостности Мали. Ну, еще бы!
По площади государство туарегов, по логике вещей, будет колоссальным. Его границы — это северо-восток Мали, юго-восток Алжира, запад Нигера, север Буркина-Фасо и юго-запад Ливии. Но, фактически, туареги — это коренное население Сахары от Атлантического побережья и до Судана. Пустыня Сахара разрасталась, а она увеличивается последних три тысячи лет все время. Народы, жившие там до опустынивания, уходили, и на их место приходили пустынники-туареги.
Так что возникновение туарегского государства заденет интересы очень многих. Не зря туарегов называют курдами Африки.


Рецензии