Сергий Радонежский

                Воззрением на Святую Троицу
                преодолевать ненавистную миру рознь.

Имя Сергия Р;донежского (рисунок 3) известно каждому на Руси, а носитель его почитается первым среди наших православных святых [1]. Но чем он прославился, по большому счёту никому не известно. Нельзя же, в самом деле, считать достоверным источником информации житие от Епифания Премудрого, тем более правленое. А узнать негде, даже у академика Фоменко.

Ну как же, - возразят некоторые, - он же основал многие монастыри! Но таких подвижников на Руси было множество. Алексий основал в Москве на Яузе Спасо-Андроников монастырь, Савва близ Звенигорода – Савво-Сторожевский, Кирилл - Кирилло-Белозерский, Сильвестр (Воскресенский Обнорский) и т.д., а первый монастырь был на Руси основан Антонием и Феодосием Печерскими в Киеве (Киево-Печерская лавра).
 
Да, но Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву! Благословил? Да загляните в житие святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Руси; оттуда узнаете,  что только благодаря «его чуткому руководству» была выиграна Куликовская битва. Киприан будто бы сделал так, что литовский князь Ягайло, спеша на помощь своему союзнику - хану Мамаю, опоздал на день [2]. И это не всё! Из жития мы узнаем, что Киприан отвратил также и нашествие Тамерлана на Русь, устроив крестный ход с переносом иконы Владимирской Богоматери в Москву [3]. Так что по «житиям» Сергий и в подмётки не годится святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси. Тем не менее, кто сегодня этого митрополита знает, кроме историков церкви? А Сергий чтится народом и до, и после своей смерти Заступником земли Русской. Это потом церковь станет считать Сергия Радонежского преподобным, переиначив его славный титул на свой лад «игумен земли Русской». Наверное, чтобы мы понимали: должность игумена (а по современному монастырского менеджера) равноценна великому титулу «Заступник»….[4] Так что вопрос остаётся открытым.

Как же выйти из подобной ситуации? Гумилёв Л.Н. предпочитал историю рассматривать с высоты «птичьего полёта»: лучше прослеживаются межсистемные связи и контакты. Мы так и сделаем, но сначала воспользуемся методом «психологической достоверности» и присмотримся к знаковым событиям биографии Сергия Радонежского в их церковном изложении.

Когда мальчику Варфоломею было 13 лет, отправил его как-то раз отец искать отбившихся от табуна жеребят. В конце длительных и безуспешных поисков Варфоломей встретил монаха, и на вопрос: Что тебе надобно, чадо? - ответил: Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют. Съев данную монахом просфору, Варфоломей начал бегло читать. Монах ещё якобы сказал: Отрок будет некогда обителью святой Троицы….

Что здесь является психологически недостоверным, не считая трафаретности этого эпизода? Примерно такая схема присутствует в житиях всех будущих святых. Но оставим это на совести авторов «житий» и патериков. А сами зададимся вопросом: Почему создатели мифа - а это, безусловно, миф, - думают, что люди, читающие их опусы, уже с первых страниц не помнят ничего из всего ранее прочитанного? Да испокон веков, со времен становления христианства в народе, встреча с монахом считалась плохой приметой. Монах может унести душу, что, кстати, буквально и изображает памятник в Радонеже [5].
 
В ПВЛ за 1068 год есть такая возмущенная запись: «Это же по диавольскому научению такой приметы держаться: Если кто на пути встретит черноризника или свинью, то возвращается». Но что поделаешь, из песни слово не выбросишь…. Эпос тоже не чествует клир. Вот описание сцены из былины «Илья Муромец», где главный герой «учит» Алёшу Поповича, оскорбившего гостей Ильи на пиру: 
                "Ах ты гой еси, нахал, собака поповская,
                Не тебе меня учить да указывать».
                Как ударил его в плечи богатырские
                Да и раз, другой да во третьих.
                Присогнулся Алёша, поскоробился,
                Будто пьяный напился на честном пиру".

Вы скажете, что с того времени многое изменилось. Нет, не изменилось! Уже в XIX веке мы находим в письме Белинского к Гоголю: «Неужели же, в самом деле, вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов...» [6].
 
Но церковь не оставляет попыток самореабилитации. Недавно клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал произведение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» якобы в соответствии с редакцией Жуковского, где поп заменён на купца. Вот отрывок из «армавирской» редакции:
 
                Жил был купец Кузьма Остолоп
                По прозванью осиновый лоб.
                Пошёл Кузьма по базару
                Посмотреть кой-какого товару.
                Навстречу ему Балда
                Идёт, сам не зная куда [7].

Правка пушкинского Балды и по Жуковскому-то воспринимается с чувством неловкости, а уж со стороны церковников и вообще по пословице: На воре шапка горит. Но здесь они вовсе, что называется, вляпались. Дело в том, что по словарю Даля скупой, скаредный, корыстный купец – ни что иное как жид, жидюга. А это, в современном понимании, извините, уже попахивает экстремизмом.
 
Обитель на Маковце постепенно приобретает популярность. Слава Сергия доходит даже до Царьграда, в связи с чем существует официальная версия, что Вселенский Патриарх Филофей присылал Сергию с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Сергий с благословления митрополита Киевского и всея Руси Алексия вводит этот устав.
 
Версия явно притянута. Почему? А как Вы считаете, если пришло указание Вселенского Патриарха, и к нему добавилось ещё и благословление митрополита, то смогла бы в Троицкой обители возникнуть оппозиция игумену Сергию по поводу введения устава? Нет, конечно, оппозиционеры тут же попали бы под анафему и статью об отлучении от церкви. А она появилась…. И ещё. Нужно представлять, что собой представляла эта духовная византийская элита. Интернациональная солянка, пропущенная через монастыри Афона, причём тогда особножительского (!) устава (особенности монастырских уставов рассмотрим позже).
 
Значит, вся эта версия о патриарших рекомендациях является поздней придумкой, имеющей целью продемонстрировать якобы менеджерские и селекционные способности церкви в поиске и взращивании талантов, ведь Сергию только что исполнилось 20 лет. На деле же была попытка реализовать принцип: Не можешь управлять процессом, возглавь его.
 
Следующие очень важные вопросы. Какие-то странные иноки были у Сергия Радонежского? Иноки, которые смогли составить конкуренцию лучшим профессиональным поединщикам вражеских армий. На такое не способен чернец, который постится дважды в неделю и ежедневно читает многочасовые молитвы - нужны длительные тренировки и плотная еда! И ещё. Почему 20-ти летний Сергий в 1353 году дал согласие на назначение себя игуменом монастыря и произведение в сан священника (минуя несколько ступеней церковной «святости»: иподьякона, чтеца, дьякона и протодьякона), а в сорок с небольшим - 1375-76 годах - категорически отказался от предложения (исходившее, в том числе, и от князя Дмитрия) стать преемником Алексия на митрополичьем посту, сказав, что от юности не был златоносцем, и даже оскорбился, пригрозив, что уйдёт в дальние скиты, если они будут настаивать? Здесь «психологическая достоверность» не поможет, и ответить на такие вопросы, не поднявшись до необходимых высот «птичьего полёта», мы, пожалуй, не сможем.
 
Известный писатель Сергей Алексеев считает, что историческая периодичность жизни Русской цивилизации равна примерно трём столетиям. Вот и мы вслед за ним отмотаем от года назначения Сергия игуменом 300 лет и посмотрим, что тогда происходило в окружающем нас мире.

В 1054 году Ярослав разделил Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Был дан старт более чем трёхсотлетнему витку  удельщины и дробления, а с ними и гражданским войнам. Вспомним также, что этому событию предшествовала ещё и христианизация населения, последствия которой были сопоставимы с европейской чумой [8]. Русь тогда на треть обезлюдела и стала провинцией Византии. По-видимому, власть Рюриковичей, всё-таки была нелегитимной. Посмотрите, как они настойчиво брачевались с Европой и Византией. Даже Иван III на Софью Палеолог, принцессу уже несуществующего дома Византийских императоров, клюнул. Похоже, только привлечением христианства на свою сторону они и удержались у власти, а может, это и было условием их существования….
   
Вообще говоря, христианство ни в одной стране не имело, и не будет иметь успеха как религия, если, конечно, под ней понимать связь с Богом - Творцом. История это подтверждала многократно. Основы христианства зиждутся не на божественных канонах мирообразования, а на низменных, и потому самых действенных положениях (от слова ложь), так сказать, на гране искуса. Например, с помощью шулерских лозунгов: «Кесарево кесарю, а Божие Богу», и «Всякая власть от Бога» [9] христианская церковь вытащила из рукава даже не козырную карту, а джокер, с помощь которой смогла переманивать на свою сторону большинство национальной элиты. Трагично, но именно элита не выдерживает искуса богатством и властью. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей» [10]. Именно с помощью этих прозелитов «золотого тельца», а также варяжских «ревнителей порядка» [11] и миссионеров – так называемых просветителей, братьев Солунских (Кирилла и Мефодия) [12] удалось разрушить союз земель и городов древней Гардарики [13]. Апофеозом деятельности этой триады стало раздробление страны на удельные княжества, размером с деревню.
Волхвы, во избежание дальнейшего кровопролития и физического уничтожения населения (инициированного исключительно этой так называемой элитой), ушли из активной жизни [14]. Начался стихийный отток населения из обжитого центра на окраины. Основным направлением движения был северо-восток в сторону Владимира и Суздаля. Но с середины XII века и с юго-востока стали приходить слухи о появлении в евразийских степях какого-то государства с «христианским» царём, отцом Иоанном. Слухи так бы и остались слухами, однако…. Мы к этому вернёмся чуть позже. А пока обратим взгляд на Европу – эту колыбель христианской экспансии.
 
В том же 1054 году официально, взаимными анафемами, христианские церкви Рима и Константинополя оформили свой развод. А в 1204 году под предлогом помощи Византии в деле освобождения от мусульман Иерусалима – святой земли - крестоносцы 4-го крестового похода взяли Константинополь и пытались создать на месте Византии Латинскую Империю. Не совсем удачно для латинян, однако после этих событий Византия стала своеобразной федерацией, лоскутным государством, и окончательно исчезло в 1453 году взятием турками-османами Константинополя.
 
Таким образом, главным политиком с начала XII века на европейской арене становится католицизм. И он направил свои взоры на Русскую равнину. Были созданы два ордена Ливонский и Тевтонский. Последний под лозунгом «помогать - защищать – лечить» оказал «эффективную помощь» местным языческим племенам пруссов и др. в деле перехода в иное бытиё, после чего, скоординировав свои действия с ливонцами и папой, начал готовиться к походу на северную Русь. И тут неожиданно из евразийских степей в Европе появляется небольшое, но высокопрофессиональное ордынское войско, руководимое Батыем (1241-1242гг.). Оно разделилось на отряды, прошло через Польшу, Венгрию и Чехию (заметим: все страны – «папистские»!) и, разгромив «цвет» среднеевропейского рыцарства, беспрепятственно дошло до Аппенин  (резиденции папы), остановившись рядом с Венецией. Правители Европы были в панике. Один король-крестоносец – Людовик Французский – готовился принять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию. Другой – император Фридрих II – отправил даже посольство к Батыю, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства. Однако неожиданно ордынское войско ушло назад в Орду. Официальная история гласит, что только наличие в тылу у Батыя русских княжеств остановило это нашествие ордынцев на Европу. Мы же представляем читателю самому сделать психологически достоверный вывод об этом событии. Добавим лишь, что одновременно с походом Батыя, а может быть отца Иоанна(?) - отец по-русски – батя, - на севере Александр Невский - будущий побратим Сартака (сына Батыя) - разгромил на Чудском озере объединённое войско тевтонского и ливонского орденов.

Вернёмся в XIV век. На Русской равнине в то время действовали три видимых игрока: Орда, Литва и множество разрозненных княжеств северо-восточной Руси, зависимых административно от Орды и идеологически от Византии.
В 1363 году Ольгерд Литовский громит ордынцев и присоединяет к Литве территории по Днепру, Днестру и Бугу. В Киеве сажает своего сына Владимира. В 1368 году подчиняет Смоленское княжество. В том же году жжёт посады Москвы, потом в 1370 году - ещё раз…. Но почему это оказалось возможным? А потому, что с 1359 по 1380 год в Орде была Великая замятня, когда на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов. Мамай, как наиболее сильный военачальник, стал контролировать земли к западу от Волги, а в Поволжье и на Востоке, сидели легитимные, но слабые ханы (в чём крайне были заинтересованы купеческие волжские города).
 
То есть на Русской равнине уже практически не осталось ничего русского. Юго-западные земли были еще Даниилом Галицким перетянуты за обещанный королевский титул к католикам, правда неудачно, и после смерти князя они распались на отдельные населённые пункты.
 
Западные славяне частично были уничтожены, частично инвертировались в католическую Европу, но как второсортная провинция.
Новгород в борьбе с Ганзейским союзом, Генуей и Венецией потерял своё торговое могущество.
 
Орда окончательно ассимилировалась: население евразийских степей, при любых начальных условиях, всегда очень быстро приобретало азиато-тюркские черты. Это свойство всех пограничных областей Евразии: юг - многолюднее.   
Только на северо-востоке ещё теплилась русская жизнь. Ходили слухи, что это Иван Калита, каким-то образом исхитрившись, сумел отхватить деньги разгромленного ордена тамплиеров, чем и обеспечил приток населения в Северную Русь. Но это было только население, а не народ! Ему для пробуждения, как в пушкинской сказке о спящей царевне и семи богатырях, был нужен королевич Елисей... Вот теперь мы и вернёмся к деятельности 20-ти летнего игумена Сергия Радонежского.

Выше мы затронули тему о монашеских уставах. Рассмотрим сейчас её подробнее. Первичным и основным смыслом существования монахов по всем вероучительным законам считалось и считается спасение ими собственной души посредством поста, молитв, смирения страстей и умерщвление плоти. Этим они всегда и занимались, уйдя из мира.
 
Во времена Сергия Радонежского в знаменитых Афонских монастырях властвовал монашеский устав особножительного типа (что сохранилось и по настоящее времени, правда, только в скитах). Каждый поселенец имел собственную келью, еду, одежду и свои средства. В монастырях общежитийного устава наоборот - монахи все необходимые еду, одежду, обувь и прочее получают от монастыря. Труд монахов безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю.
 
Первый монастырь общежитийного устава был основан в IV веке Пахомием Великим, отшельником, в прошлом римском солдатом в 318 году (Южный Египет). Первый русский монастырь общежитийного устава создал Феодосий Печерский. Но этот устав не прижился в Киевской Руси. По этому поводу известный православный историк Голубинский писал: «Преподобный Сергий Радонежский восстановил у нас истинное монашество, но и после него не было так, чтобы монашество это осталось у нас навсегда. И после него, как после Феодосия, оно падало, а если после падений снова поднималось, то уже не достигало высоты, на которой было поставлено им» [15].

О каких таких высотах общежитийного Сергиева монашества говорит историк? С формальной стороны современный общежитийный устав полностью соответствует положениям устава Пахомия Великого. Но у Сергия было не совсем так.
Буддистские, да и христианские монахи, считая, что осуществляют молитвенную практику не только за себя, но и за мирян тоже, живут подаянием последних. Сергий же запретил принимать подаяния и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. В то же время Сергий не отказывал пожертвованиям. Постепенно с ростом его славы; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Дальше процесс монастырской колонизации пойдёт уже по нарастающей. Отшельники действовали весьма эффективно (было построено более 70 монастырей). Кстати Сергий их направлял не в какие-то необжитые дебри (это церковный миф!), а, как правило, в стратегически важные точки (в основном - транспортные развязки у слияния рек и на волоках). На месте образовывалась дисциплинированная коммуна, которая немедленно приступала к хозяйственному освоению прилегающих территорий и к обработке сознания местных жителей. Троице-Сергиев монастырь приобрёл значение монастыря-метрополии, окруженного множеством монастырей-колоний, расположенных на великокняжеских и удельных землях северо-востока [16].
 
Вывод очевиден. Из эксперимента с общим житием в Троицком монастыре стало вырастать нечто вроде государства Сергиевых монахов, которое по праву следует называть «Святой Русью» [17]. Конечно, это было не классическое государство, а скорей сетевая структура, узлы которой связывала своеобразная идеология, основанная на общежитийном уставе. Но в этой структуре всё было продумано до мелочей: были и свои органы управления, и своё право, и своя экономика. К середине XV века Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем страны [18].
 
А теперь, вспомните посольство Филофея в Троицу? Тогда возглавить не удалось! Поэтому начались попытки подрыва «Святой Руси» путем дискредитации и Сергия, и его идей в глазах светской власти. Первые прикидки были приурочены к движению стригольников, которые отвергали церковные таинства, иерархию и всё монашество (именно всё, потому что открыто выступать против Сергия было опасно). Представители Русской Церкви в своих посланиях связывали идеологию еретиков с иудеями и с происками латинян [19]. Это движение ещё при жизни Сергия было разгромлено в Новгороде, но сохранилось в городе Пскове, а в начале XV века распространилось и на Москву.
 
В XV веке в Новгороде и Москве появились «жидовствующие». «Новая» ересь достала уже даже до великого князя Ивана III, поскольку пыталась привязаться к сепаратизму Новгорода, и привлекла на свою сторону нестяжателей. Эклектичное, по сути, объединение временно нашло точки соприкосновения в своих составляющих, и под руководством «жидовствующих» нанесла серьёзный удар по официальной церкви (но истинное направление было конечно на «Святую Русь»). Сила удара увеличилась ещё и потому, что идеология общежитийного монастырства, после смерти Сергия достаточно быстро стала разбавляться стяжательством. Иван III тоже вёл свою игру и попытался наложить руку на монастырские земли. Но тогда государство монахов было спасено усилиями Иосифа Волоцкого, утверждавшего, что монастыри могут эффективно выполнять свои социальные и сакральные функции, только если будут богаты [20].
 
В лихолетье «смутного времени» высокодуховные традиции Троицко-Сергиевской лавры ещё были сильны, благодаря чему она сыграла одну из ведущих ролей в восстановлении русской государственности. Монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов (в том числе и финансовым) Второго ополчения Минина и Пожарского [21].
 
«Святая Русь» (хотя, конечно, это была уже не «Святая» и не «Русь») была разгромлена в XVIII веке. При Петре III были подготовлены основные документы по секуляризации, а в 1764 году указом Екатерины II из 953 монастырей, наличествовавших тогда в России, было уничтожено 568 единиц.
 
Так кем же был Сергий? Пушкинским Елисеем?... Может быть! Александр Сергеевич тоже был не прост. Для него, по-видимому, не были тайной за семью печатями следующие слова польского историка и культурного деятеля Мацея Меховского (1457-1523): «Надо знать, что славяне произошли от Иавана, сына Иафета, через Елиса….» [22]. Иначе говоря, мёртвую (или спящую) царевну-народ по Пушкину оживил или пробудил герой, являющийся воплощением первопредка.
 
Но важно ещё другое. Сергий Радонежский, похоже, был первым в мировой истории деятелем, который применил стратегию использования сильнейшей стороны врага для победы над ним. В спортивных единоборствах (особенно восточных) этот приём хорошо известен, однако на столь высоком иерархическом уровне управления (мировоззренческом) он применён, пожалуй, впервые.

Поняв, что прямое противодействие мировоззренческой диверсии, важным инструментом которой, на том этапе, являлось христианство, не принесёт желаемых результатов, Сергий решил для восстановления разрушенной структуры системы «народ» использовать монастыри. Монастыри, которые внешне и формально были бы безупречно христианскими (то есть обеспечивали бы жаждущим спасение собственной души), но внутренне стали бы скрепой, формирующей структуры будущей системы общежития. Задача в общем случае, до Сергия никем не решалась, и даже и не ставилась. На этом поприще Сергий полностью переиграл «инициаторов непрямых действий», что говорит о высочайшем статусе его личности [23].

Но для подъёма населения до уровня чувств народа нужно было какое-то общее дело (но уж конечно не построение Вавилонской башни [24], затеянное в своё время инициаторами в целях воспитания у населения чувства подчинения власти, что-то вроде «Стокгольмского синдрома» [25]), а такое дело, которое бы воспитало любовь к Родине.

Здесь нам поможет анализ Куликовской битвы и её итогов. В официальной истории этого события столько противоречий, что методу психологической достоверности одно раздолье. Например, нам говорят, что в результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. А реальность показывает, что всё наоборот: Куликовская битва притушила гражданскую войну в Орде, Тохтамыш разгромил Мамая, через два года сжёг Москву и заставил её опять платить дань.

Есть также мнение, что Сергий своим благословлением способствовал Куликовской битве, которая обескровила северо-восточную Русь.
Да действительно, положительные политические дивиденды битвы был мизерными, и северо-восточная Русь была обескровлена, но почему много раз ходившие потом на Москву ордынские войска с тех пор стали избегать битвы с русскими в открытом поле? [26]. Я склонен согласиться здесь с Сергеем Алексеевым, который считал, что сбить состояние победной эйфории на Куликовом поле с ордынского войска, уже видевшего перед собой панически отступающие полки князя Дмитрия, могли только войны невиданного до тех времён типа (точнее забытого). Войны, которые врукопашную, как нож в масло, прошли сквозь ордынцев и утопили их в крови. И эти войны были подготовлены где-то в недрах Сергиевой Святой Руси. И этого ордынцы уже не смогли забыть.
 
Сергий Радонежский был мистическим общинником, создателем «Святой Руси» и организатором возрождения русского духа в народе. А кровь, пролитая на Куликове… что ж, она была жертвенной кровью в акте возрождения нации. На Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, тверские, смоленские…, а ушли – снова только русские!

Нам ещё осталось поговорить о Живоначальной Троице. Именно так была наречена церковь первой обители, построенной Сергием. Вопрос очень трудный. Христианская Троица, как символ, пониманию нормального человека не доступна. Да и специалисты при разъяснении указанного символа вынуждены применять трансцендентную логику [27]. Не затрагивая богословскую сторону вопроса, рассмотрим генезис библейской  символики Троицы в иконах.
   
Исторические корни библейской Троицы не могут быть оторваны от знаменитой триады египетского пантеона Абидоса, состоявшей из Осириса, Исиды и Хора (или Гор, Осирис и Хатхор- другое имя Исиды). Связь очевидна, поскольку Моисей – создатель письменной Библии – был воспитан при дворе фараона и посвящен «во всю мудрость египетскую».

Сложности начинаются уже с трактовки египетской триады. Понятно, что это не просто дань памяти знаменитым правителям, поскольку изображены всё-таки божественные сущности. Это триада, по идее, должна была бы символизировать главный принцип мироустройства. Однако символы на изображении низкой степени обобщённости: это отец, мать и сын. Если повысить степень обобщения то получится следующий ряд: мужское начало, женское начало и…. Как в таком смысловом ряду назвать сына? Опять мужское начало? Но тогда получается здесь только два, а не три начала. А мы видим три фигуры. Но может быть, под ними надо понимать отцовское, материнское и сыновье начала? В этом случае, как говорят, вызывает интерес: Как эти начала, согласно Древу жизни, смогли образовать весь мир? Неужели как в Библии, где «находчивые» дочки Лота продолжили свой род от подпоенного отца с помощью инцеста (Быт. 19:30-38)? Если так, то, слава богу, что нашим предком был Иафет, а не пращур Лота Сим….
Вот куда может завести столь вольное обращение с символикой. И думается это не наша вина, и не египетских художников, а заказчиков [28].   
Рассмотрим Троицу Ветхого Завета (рисунок 1).
 
Символика этой Троицы более корректна. Конечно, мы тоже видим три символа, но они, хотя бы, обезличены фигурами крылатых ангелов. Здесь другая трудность: если это правильно, то становятся не понятными рассуждения иконоведов и богословов на тему, какой ипостаси принадлежит та или иная фигура? И кто, с какой стороны должен сидеть? И почему каждой фигуре присовокупляют фоновую, цветовую индивидуальность и мизансцену? Значит всё-таки ангельская обезличенность не обеспечивает необходимую полноту символики Троицы? Непонятно также, зачем столь высокую символику нагружают сценами перерезывания горла тельцу-барану и сервировкой стола? Почему на иконах с изображениям Троицы, то есть Трёх Начал, помещены конкретные фигуры Авраама и Сарры? Пусть их имена по исполнению Авраму 99 лет и благословлению стали содержать по две буквы «а» и «р», соответственно (Быт. 17:5-15), но всё-таки это люди и грешные, чтобы им поклоняться в равной степени, как и Троице.
 
Короче говоря, даже безупречная, с точки зрения абсолютного большинства специалистов, по качеству исполнения фреска Феофана Грека не даёт нам желанного удовлетворения. На мой взгляд, неудовлетворённость вызывается исходными данными символики ветхозаветной Троицы. Если жизнь является главным результатом деятельности Бога-Творца, то символы должны содержать принципы живого начала. А вот этого мы не можем рассмотреть на иконе ветхозаветной Троицы. Ведь не жертвой же пробавляется Творец….
               
Иконы Новозаветной Троицы оставляют самое худшее впечатление (рисунок 2). Источником негативной оценки Новозаветной Троицы, является, в том числе, существующий запрет на иконографию Бога Отца. Например, в восточной церкви запрет вынуждал иконописцев иносказательно изображать Первое Лицо Троицы в виде краткой эмблемы - десницы. Существовали варианты изображения Христа в виде агнца [29], Святого Духа в виде голубя и т. д.
 
Перейдём к Троице Рублёва (рисунок 3). Это, пожалуй, единственная из икон, в присутствии которой нужно молиться, но которой можно ещё и любоваться!
Андрей Рублёв начал свой путь иконописца в Троице-Сергиевом монастыре, некоторое время работал с Феофаном Греком. Знаменитую Троицу в «похвалу» Сергию заказал Андрею Рублёву Никон Радонежский, ученик и преемник Сергия [30]. Не исключена возможность, что Андрей начал свою службу ещё при Сергии. В пользу такой версии говорит то обстоятельство, что хотя Троица написана в классической традиции (иначе бы она не была принята), но выполнена с глубоким пониманием «духа Сергия». Не претендуя на исчерпывающую трактовку, перечислим основные моменты, передающие воззрение Сергия Радонежского на Святую Троицу в исполнении Андрея Рублёва:

- минимум используемых средств и максимум символичности канона, убраны лишние фигуры и бытовые сцены;
   
- в Троице Феофана Грека изображение центрального ангела нарушает триединство канона (ангел выше всех). Изображение плоское и фигуры все как бы прикноплены, круг разорван, его даже не замыкают фигуры Авраама и Сарры…. У Рублёва вроде бы в изображении ангелов всё то же самое, но эффект совсем другой. Применение обратной перспективы (впервые!) делает картину объёмной, и мы видим, что на самом деле это изображение круга, чем и достигается триединство в многообразии. Более того, фигуры вместе с чашей образуют (в горизонтальной плоскости) Животворящий крест (крест в круге), хотя формально чаша жертвенная!
 
- все толковники спорят о том, кто есть кто, а Рублёв в своей Троице максимально обезличил ангелов, зато фигурами обозначил их индивидуальность, посмотрите все фигуры показаны в ; оборота (тоже впервые!);

- три фигуры, три положения, три цвета и три фона образуют цифру 12, соответствующую числу знаков круга жизни (Зодиака).
То есть Ветхозаветная Троица по сути преобразована Андреем Рублёвым в Живоначальную Святую Троицу, воззрением на которую мы преодолеем ненавистную рознь мира.

   
Примечания
1. Святой – это древне-языческое звание и христиане, по гордости своей, долго не хотели употреблять этот эпитет, они своих знаковых людей предпочитали называть мучениками [Википедия].
2. По Никоновской летописи и Гумилёву известно, что когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, а некоторые рязанцы в отсутствие своего князя грабили обозы, возвращающиеся в Москву через Рязанскую землю.
3. В «… 1170 году войско Андрея Боголюбского осадило Новгород, уповая на содействие Владимирской иконы богоматери, [которую они взяли с собой]. Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на господа и пресвятую богородицу. Они взяли из церкви Спаса на Ильине улице икону пресвятой богородицы и вознесли ее на городскую стену. Одна из стрел суздальцев попала в святой образ, но икона устояла, хотя и развернулась к городу» [Православный церковный календарь на 1979 год]. Новгород, посчитав это “знамением”, устоял, чем дал повод говорить, что Владимирская икона, уже бывшая «чудотворной», не пересилила Новгородскую, тогда еще «чудотворностью» не обладавшую, что, следовательно, слава «Знамения» в бесславии «Владимирской» [Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Изд.: Лениздат. 1986].
4. Сергий  Радонежский сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы. Документальных известий о том, когда началось почитание Сергия Радонежского как православного святого, и кем оно было установлено - нет. [Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 7. С. 85].
5. Автор памятнику Клыков В.М.
6. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1948.
7. 8. Иванченко А.С. Путями великого россиянина. Санкт-Петербург. 2006, Ляшевский С. «Русь доисторическая: Историко-археологичес-кое исследование», М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, Пузанов В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. – Ижевск: Издательский дом “Удмуртский университет”, 2007.
9. «Бога бойтесь, князя почитайте – рабы мы, во первых, Бога, а потом – господина» [Лука Жидята. Поучение к братии // Златоструй: Древняя Русь X XIII вв. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 152]. «И апостол Павел глаголет: "Всякая душа властям повинуется". Естеством земным подобен есть всякому человеку царь, властью же сана, яко Бог – вещал великий Златоуст. Тем самым противиться власти, значит противиться закону Божьему» [Радзивилловская летопись: Текст. Исследование. Описание миниатюр // РАН. – М.: Глаголъ – СПб.: Искусство, 1994].
10. Жак ле Гофф. История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992.
11. «Земля у нас богата / Порядка в ней лишь нет» Из иронической поэмы «Русская история от Гостомысла до Тимашева 862-1868» Алексея Константиновича Толстого. Иллюстрации В.Порфирьева по публикации в журнале "Стрекоза", 1906 г
12. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил) - братья, славянские первоучители и апостолы, святые не только православной, но и римско-католической церкви (у православных церковных память первого - 14 февраля, второго - 6 апреля, обоих - 11 мая), уроженцы (Кирилл родился в 826 - 827 г., Мефодий - до 820 г.) города Солуни, греки, дети Льва Друнгария, одного из помощников при солунском стратиге (военном генерал-губернаторе),- (http://www.rulex.ru/01111203.htm).
13. Слово Гардарика (древнее скандинавское название Древнерусского государства) созвучно со словом Тартария.
14. Об «уходе» волхвов прямо упоминается в Никоновской летописи 6516 (1008): «…изымаша хитростью некоего славного разбойника, нарицаемого Могута…» и языком былин о Соловье Разбойнике.
15. Евгений Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892; 2-е изд.- М.,1909.
16. Скрынников Р.Г.Святители и власти. Л., 1990.
17. Давыдов Олег. Кровь и Троица. Сергий Радонежский как основоположник русского коммунизма http://www.chaskor.ru/p.php?id=11097.
18. Это дало повод Максиму Греку (Михаилу Триволису) – известному религиозному публицисту, приглашенному в Москву Василием III и близкому к нестяжателям, открыто сомневаться впоследствии в церковной святости Сергия по причинам, что его монастыри, мол, держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства.
19. Википедия.
20. При частых неурожаях Иосифо-Волоколамский монастырь раздавал хлеб тысячам обедневшим крестьян и нищих, спасая их от голодной смерти.
21. Когда встал вопрос о выплате жалования донским казакам, принимавшим активное участие как с той, так и с другой стороны (тогда не только власть имущие искали свой «гешефт»), Пожарскому на помощь пришла лавра. Но поскольку денег в обители уже не было, то Троицкие отправили казакам церковное облачение, вышитое золотом и жемчугами под залог на тысячу рублей, с обещанием выкупить в скором времени. Послали вместе с тем и воззвание, расхваливая их доблести и мужество. Казаки читали писание, когда же увидели церковные вещи, которые им предлагали в уплату за службу, то устыдившись, возвратили всё и отправили в Обитель двух атаманов с наказами: «Мы всё по прошению Троицы сделаем, какой бы скорби и бед не пришлось бы нам терпеть, всё выстрадаем, а отсюда не уйдем, не взявши Москвы и не отомстивши врагам пролития христианской крови».  22. Достаточное распространение получила версия Мосоха (Мешеха) – сыне Иафета. Как правило имя Мосоха используют ещё и для отделения московитов от других славян, считая их потомками Рифата, внука Иафета от Гомера.
23. Сергей Алексеев тоже считает: Подвиг преподобного Сергия Радонежского в его нехарактерных для инока действиях, направленных на собирание нации [Алексеев С.Т. Россия: Мы и Мир. М.: АСТ Москва. 2008].
24. Вавилонским столпотворением наши волхвы назвали действия инициаторов по созданию письменности, позволившей образовать искусственные языки (72 языка) и институт тайных (именно тайных, а не сакральных) знаний.
25. Стокгольмский синдром - термин популярной психологии, защитно-подсознательная травматическая связь, взаимная или односторонняя симпатия, возникающая между жертвой и агрессором в процессе захвата и применения (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном итоге отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели [Википедия].
26. Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках. М.: «Молодая гвардия», 1988.
27. Здесь возможно мы имеем дело с целенаправленной закольцованностью рассуждений. Изначально в христианской иконографике существовал запрет на изображение Всевышнего. А наиболее вероятной версией, объясняющей причину запрета, является трансцендентность вводимого образа.
28. Во избежание недоразумений, здесь необходимо сказать следующее: Я оцениваю только художественную изобразительность и символику сюжета, и совершенно не хочу говорить о вдохновении веры, которую могут испытывать в присутствии иконы адепты, исповедующие те или иные вероучения. Известно, что меломаны могут заставить себя слышать своё любимое музыкальное произведение даже в грохоте корабельного мотора, но я предпочёл бы, всё-таки, оркестровое исполнение.
29. Изображение Спасителя в образе агнца было запрещено 88-м правилом VI Вселенского Собора.
30. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.


Рецензии
Не могу оценить все детали повествования, хотя высказанная точка зрения занимательна, - но, во всяком случае, фигура Сергия Радонежского во многом необычна и ее каноническая трактовка, которая бытует повсеместно, не способствует прояснению ситуации, - подобно окладу на иконе, за которым икону-то и не разглядишь.
В общем, было интересно. Спасибо. Всего доброго.


Ирина Воропаева   06.04.2016 21:42     Заявить о нарушении