Племена Калифорнии. Пайюта

Пайюта, P(a)iute – термин, распространяется на два индейских племени: северных пайюта (Калифорния, Невада и Орегон) и южных пайюта (Аризона, Юго-Восточная Калифорния, Невада и Юта). Оба племени говорят на языках, принадлежащих к нумской ветви юто-ацтекской языковой семьи.
Иногда термин «пайюта» зарубежные этнологи распространяют на соседние с паюта  племена баннок, моно, тимбиша и кавайису, которые также говорят на близкородственных нумских языках.
Происхождение названия «пайют» (Paiute) неясно. Некоторые антропологи интерпретируют название как «водные юта» или «подлинные юта». Северные пайюта называли себя «нума» или «нуму» (отсюда нумские языки); южные пайюта – «nuwuvi». Оба эти термина означают «люди». Северных пайюта в литературе еще иногда называют Paviotso.
Ранние испанские колонизаторы называли южных пайюта словом «Payuchi» (с северными пайютами испанцы не контактировали), а англо-американские поселенцы оба племени называли «копателями» (за их привычку искать и выкапывать съедобные коренья), что в настоящее время считается оскорблением.
Антропологами паюта характеризовались мирными трудолюбивыми людьми. Хотя северные паюта были довольно-таки воинственным  народом и принимали участие в войне на стороне племени баннок в 1878 году.               
Между различными племенными группами паюта никогда не существовало политической согласованности, т.е. единого племенного образования. Они никогда не признавали такой категории племенного лидера, как верховный вождь.
На протяжении истории паюта старались поддерживать мирные отношения с англоамериканцами, однако в 60-х годах ХIХ века они несколько раз вступали в вооруженные столкновения с белыми шахтерами, которые добывали в их землях полезные ископаемые.
С разрушением племенного уклада паюта нанимались разнорабочими на фермы и рудники, использовались на строительных работах. Наряду с этими занятиями паюта вели активную охоту, рыбную ловлю и промышляли собирательством. Продукты привычного для них уклада продавали или выменивали на одежду.
Мужчины паюта носили замшевые рубашки и набедренники из кусков оленьей дубленой кожи. Позднее, как полагают исследователи, в мужском костюме паюта появился прообраз штанов. Они не походили на штаны европейского покроя, но и не являлись тем, что мы называем индейскими легиннами. Женщины паюта ходили обнаженными до пояса, а нижнюю часть тела скрывали под коротким платьем из дубленой кожи. В холодную пору пайюта обворачивали тела одеялами из меха кролика либо длинными дублеными плащами. Женщины носили длинные распущенные на спину волосы, среднюю часть которых окрашивали в красный цвет. Мужские прически отличались большим разнообразием.
Паюта один из тех индейских народов которые сочетали в себе ценности европейской цивилизации и своей патриархальной общины. Следуя европейской моде в одежде, они продолжали тем самым строить вигвамы и типи, используя привычную индейскую утварь в обиходе.
К началу ХIХ века общая численность паюта, проживавших в резервациях Аризоны, Невады, Калифорнии, составляла 3700 человек. В настоящее время точную цифру проживающих в США представителей этого народа установить не представляется возможным, ибо мало кто из индейцев резерваций тех регионов ассоциирует себя с паюта из-за утраты в ходе ассимиляции генетической наследственности.


Рецензии