Племена Калифорнии. Толова
Толова проживали оседло в восьми селениях. Главенствующее положение в селении занимал старейшина – глава рода, которого выбирали члены нескольких родственных семей. Вокруг старейшин образовывались группы авторитетных мужчин, которые помогали ему выполнять возложенные управленческие функции, заключающиеся в урегулировании родоплеменных споров и обеспечении малоимущих необходимыми средствами для выживания, определении стратегии торговых сделок с соседними племенами, защите селения от внешних врагов.
Жизнеобеспечение толова во многом зависело от речных и морских ресурсов, а также урожая желудей.
Экономическую жизнь племени согласно концепции «престижной экономики», сформулированной в 1936 году американским этнографом Корой Дюбуа, образовывали две области: «производящая» и «престижная».
В исследовании культуры индейцев толова она пришла к выводу, что в первой свободно циркулировали непосредственные средства существования, во второй же господствовало стяжательство, стремление к накоплению ценностей, единственной целью которого было поднять престиж путем раздачи этих ценностей на племенном празднике потлаче (на языке нутка – дар, форма перераспределения личных богатств, возникшая в эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Впервые потлач описан в ХIХ веке у индейцев северо-западного побережья Северной Америки, а затем и у некоторых других народов мира. Поводом для устройства потлача служили традиционные праздники, что придавало ему обрядовую окраску. После обильного угощения и плясок, длившихся несколько дней, устроители потлача (старейшины, вожди, другие лица, иногда в целом родовая община) раздавали приглашенным все свое имущество. Потлач тормозил развитие частной собственности, будучи в то же время своеобразной формой признания социально-экономического неравенства. – Авт.)
Однако, как показывают конкретные научные материалы, характеризующие общественную жизнь толова, сторонники концепции «престижной экономики» строят свои теории на игнорировании, а порой и искажении жизненной практики индейцев.
Во-первых, так называемые «престижные богатства» имели совершенно явные экономические функции. Они играли роль денежных единиц, на которые покупалось все. Во-вторых, часть своих богатств индейцы использовали на расширение производства, стимулировавшееся развитием обмена. Не случайно наиболее ценным богатством считались рабы, а об эксплуатации рабского труда отдельными племенами говорилось выше. Кроме того, богатые члены общины толова приобретали лучшего качества средства производства: лодки, орудия лова и охоты. Правда, об этом использовании индейских богатств на потлачах не возвещали, а демонстрировали лишь сокровища, предназначенные к раздаче. В-третьих, как убедительно свидетельствуют некоторые данные, за стремлением к престижу стояли сугубо материальные интересы. В основе деления общества толова на ранги и статусы лежало неравенство в доступе к основному средству производства – земле, т.е. в правах на пользование кормовыми участками. Притязания общинника на тот или иной ранг и статус означали притязания на право пользования или владения определенными кормовыми участками. Почетное имя знатного члена рода у толова давало в то же время и право на определенные угодья.
А.Кребер по состоянию на 1770 год оценивал численность толова в 1000 человек. Ш.Кук доводил численность толова до 2400. В 1910 году, по данным А.Кребера, численность толова составляла 150 человек.
В настоящее численность толова определяется цифрой около 200 человек, проживающих в двух ранчериях Смит-Ривер и Элк-Валли.
Свидетельство о публикации №212040800803