Племена Калифорнии. Уошо
Название племени уошо происходит от их самоназвания waashiw (wa•;iw), означающего «люди отсюда» на языке уошо (в литературе колониального периода название записывалось как Wa She Shu).
Лето племя уошо обычно проводило в горах Сьерра-Невада, осень – в горах на востоке, а зиму и весну – в долинах между ними.
Зимой основную часть пищи составляли орехи пиньон, которые заготавливались с осени. В остальные времена года в пищу шли коренья, семена, ягоды и дичь. Мужчины племени охотились на кроликов, сурков, антилоп, горных баранов, в долинах рек и озер на водоплавающую птицу, поскольку реки изобиловали рыбой различных видов, то уошо считались непревзойденными рыбаками, искусно изготавливали снасти и инструменты.
Женщины уошо традиционно занимались корзиноплетением, сбором клубней, грибов, пыльцы растений, насекомых, лекарственных трав, из ингредиентов которых знахари племени делали снадобья, рецепты которых на сегодняшний день утрачены. Профессор Д.Муни отмечал: «Современная фармакология до сих пор не раскрыла секрет изготовления лекарственных препаратов растительного происхождения, использовавшихся в обиходе калифорнийскими аборигенами племени уошо».
Потребности племени удовлетворялись исключительно за счет природных материалов. Орудия труда уошо изготавливали из костей животных, камня, древесины. Одежду шили из выделанных шкур, сшивая каждый раскроенный кусок нитью из стеблей и сухожилий. Особенно ценились одеяла уошо из заячьих и кроличьих шкурок, украшенные бисером. Художественную ценность представляли корзины уошо. Искусство плетения корзин не утрачено и до сих пор профилируется немногочисленными потомками этого народа.
Племенная организация уошо до колонизационного периода представляла собой деление на небольшие семейные группы (кластеры), связанные между собой родственными узами. В течение года эти группы племени перемещались с места на место в зависимости от нахождения того или иного природного ресурса, будь то ягоды, грибы, желуди и т.п.
К осени семейные группы собирались в одно место для концентрации урожая, производства консервов и различного рода заготовок на зиму, которые хранили в специальных плетеных контейнерах. Зимние лагеря уошо образовывали селения, состоящие из конических крытых корой деревьев вигвамов. Весной группы уошо снова разбредались по территории.
Так называемые вожди и религиозные лидеры в племени имели чисто формальную власть. Люди следовали за теми членами общества, которые имели некую квалификацию. Например, умелый переговорщик, провидец, занахарь, охотник-зазыватель (лицо, знающее секреты привлечения дичи на охоте. Его роль сводилось не только к тому, чтобы управлять охотой, но и в умении связываться с потусторонними силами – духами, которые благоприятствовали охоте. – Авт.). Основу мировоззрения уошо, как и всех индейцев Калифорнии, составлял шаманизм.
Язык и культура уошо в значительной степени отличались от лингвистических и культурных особенностей соседствующих с ними северных паюта. Язык уошо – индейский язык-изолят, распространён на границе штатов Калифорния и Невада вдоль сухого русла рек Траки и Карсон, особенно вокруг озера Тахо. Согласно данным переписи 2000 года, насчитывалось 252 носителя языка уошо, однако фактически они составляют лишь несколько десятков. Среди носителей языка насчитывалось 64 ребенка и подростка в возрасте до 17 лет. Язык уошо не связан родством с соседними языками – северным паюта (нумские языки юто-ацтекской семьи), майду (майдуанская семья) и мивок (утийская семья). Не установлено и достоверных связей с другими языками. Нередко язык уошо включается в гипотетическую хоканскую макросемью, но даже это предположение, по мнению отца хоканской гипотезы А.Кребера, может быть верным при условии весьма отдалённого родства с прочими хоканскими языками. Впервые мнение о родстве с хоканскими языками высказал Дж.П.Харрингтон, предположивший родство между уошо и чумашскими языками. Мнение Харрингтона поддержали без обсуждения и другие сторонники хоканской гипотезы. В 1988 году Терренс Кауфман издал труд с новым обзором хоканской гипотезы, где он включает в хоканские языки уошо, однако исключает чумашские. По причине спорности существования хоканской макросемьи язык уошо принято рассматривать как изолят.
Уошо долгое время находились в состоянии войны с паюта, но в конечном итоге между ними наступил долгожданный мир и оба племени стали союзниками. Поскольку уошо в ходе прежних военных столкновений оказались слабее, то паюта около 1860 года навязали им обязательства, выразившиеся в запрете развития конной культуры в течение двух лет. Уошо не должны были разводить лошадей и осваивать верховую езду.
Земли на западе Большого Бассейна, где изначально проживало племя уошо, подверглись интенсивному заселению европейцами, где последние строили животноводческие фермы и лесозаготовительные хозяйства.
Потеряв охотничьи угодья в долинах и лесах, индейцы уошо вынуждены были наниматься рабочими на эти фермы и уходить в города в поисках пропитания.
Вокруг ферм и лесных промысловых зон со временем образовались «индейские колонии», которые не считались резервациями. Согласно Закону о реорганизации индейцев 1934 года, колонии в долине Карсон в штатах Невада и Калифорния признаны на федеральном уровне и получили название «Племя уошо Невады и Калифорнии». В колонии Рино-Спаркс значительную долю населения составляют представители народов паюта и шошонов, уошо – 30% от общего числа индейцев. Отдельные же группы уошо поселились на юго-западе штата Монтана. В целом общая численность народа уошо в США на 2007 год составляет 1500 человек.
Свидетельство о публикации №212040800809
Численность уошо Невады и Калифорнии составляет 1 500 человек.
Нина Степановна Маслова1 29.11.2014 09:22 Заявить о нарушении
Игнат Костян 18.12.2014 09:39 Заявить о нарушении