Уникальная местность в Эгейском море

 
       В Эгейском море есть остров, занимающий особое положение в истории человеческой цивилизации и признанный Юнеско памятником Всемирного культурного наследия. Его называют "Розой Эгейского моря", "Каменной розой", и хранит он в своей памяти множество знаменитых имён античности и средневековья.
       Эту уникальную местность со следами пребывания на ней выдающихся философов, ораторов и политических деятелей посещают ежегодно более миллиона туристов. Они стремятся попасть на остров, земля которого хранит отпечатки ступней прославленных личностей античности с призрачными тенями их удивительных судеб. На Родосе древние учёные спорили о нравах, мироустройстве, тирании, о том, как надо устроить человеческое общество, чтобы все жили счастливо.

       * * *
 
       На острове Родос остались следы гениального философа и математика Пифагора Самосского (около 580 г. до н. э. – 497 г. до н. э.). По преданию, на Родосе он доказал свою известную теорему: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Когда приезжал Пифагор на этот солнечный остров и какие планы вынашивал, осталось тайной в истории античности. Можно предположить, что случилось это событие после его возвращения из долгих странствий. Он прожил около восьмидесяти лет (по другой версии около ста) и значительную часть своей жизни провёл у жрецов Египта, Вавилона и Индии, перенимая их знания, а затем перебрался в город Кротон в Южной Италии и организовал Пифагорейский союз - общину единомышленников религиозно-философского учения о числовом управлении миром.
       Он повёл за собой людей, не забывая прославлять своё величие. Это, вероятно, и привело пифагорейцев к трагедии. Там, где он останавливался, вспыхивали бунты – не все принимали его учение, намного опередившее античное время.
       В его правилах, понятных и простым людям, требовалось избегать лжи и хитрости, отсекать болезнь от тела, избавлять душу от невежества, утробу - от роскоши, общество от смуты, семью - от ссоры и всё, что есть, - от неумеренности.
       Отцом Пифагора был ювелир-камнерез из города Тира. Он приплыл, по преданию, на остров Самос для торговли, когда год выдался неурожайным, и заслужил уважение его граждан благотворительной раздачей хлеба. За это ему даровали гражданство и греческое имя Мнесарх. Здесь он женился на знатной красавице Партениде (Парфениде) и был очень счастлив в браке. Во время пребывания в Дельфах вместе с женой Мнесарх попросил оракула предсказать, будет ли удачным его плавание в Финикию. Пифия напророчила ему не только большую прибыль, но и рождение сына, который принесёт  «… роду людскому величайшую пользу на все времена». По её совету супруги отправились на родину Мнесарха Финикию, и там, в Сидоне, около 570 года до н.э. появился на свет их третий мальчик, названный в честь предсказательницы  Пифагором. Отец не жалел денег на образование сына и нанимал лучших учителей. Был среди них и философ Ферекид Сиросский, ученик Питтака, одного из семи мудрецов Греции. Изречения о благочестии, воспитании, самообладании и переселении душ навсегда  запали в детскую память Пифагора и стали путеводной звездой его жизни. В двадцатилетнем возрасте  третий сын Мнесарха покинул Самос, чтобы поучиться у мудрецов Милета – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, а затем отправился за знаниями в Египет. У египетских и халдейских жрецов Пифагор изучал  начало Вселенной и теорию чисел, в храмах Вавилона познакомился с тайнами происхождения религий и понял, что они ведут к единой Истине.
       В возрасте  пятидесяти четырех лет Пифагор вернулся на Самос  и решил создать общество, чтобы поделиться полученными знаниями. Он был противником тирании и не остался на родном острове, где закрывались школы, хотя там жили его престарелая мать  и брат. Сначала Пифагор посетил Дельфы и задержался  на год, передавая свои знания жрецам и посвящая их в тайны оккультизма. Затем он отправился в Великую Грецию (колонизованную Италию) и с разрешения сената города Кротона основал школу, намереваясь создать научно-религиозное общество единомышленников. 
       Пифагор и его последователи  считали, что числа могут обладать нравственной силой, и математические начала являются истоком мировой гармонии с разными её видами, в которой и заключается закон мироздания. Астрономические наблюдения подтверждали мысли пифагорейцев, что небесные явления, связанные с  изменениями земной жизни, происходят с математической точностью и в определённые циклы.
       Пифагор был уважаемым человеком в Кротоне – автором италийских законов, но не все принимали его идеи и нравственность. Он презирал богатство и роскошь, но ходили слухи, что у него золотое бедро – видимо, ему очень хотелось походить на богоподобное существо. Ошибка Пифагора оказалась для его единомышленников в Кротоне страшнее преступления: он оскорбил богача Килона и отказался, якобы, принять в своё сообщество его сына, чем навлёк их гнев. Страсти человеческие довольно часто отнимают жизни у тех, кто блещет умом, но не состоянием, забывая об осторожности. Все ученики гениального философа-математика за исключением двух пифагорейцев сгорели в огне пожарища, устроенного мстительным Килоном и его людьми. Однако учение Пифагора не было забыто, как хотелось его недругам, и было очень популярно в эпоху Возрождения. Отрывки его сочинений дошли и до наших дней, восхищая мудростью мыслей о воспитании, государстве и природе, хотя находятся и скептики, считающие  математику лженаукой.

        * * *

       На острове «Каменная роза» прозвучали впервые, по преданию, слова знаменитой клятвы врача Гиппократа,  выдающегося реформатора медицины. Но осталось  тайной, что побудило знаменитого медика обратиться на Родосе к этике, хотя в наше время, возмущающее безнравственным и продажным поведением лекарей, догадаться об этом нетрудно.
       Гиппократ родился около 460 года до н. э. и  происходил из рода Асклепиадов – династии врачей на острове Кос, начавшейся с великого врача гомеровского времени Асклепия, бога врачевания, и передававшей медицинские знания от отца к сыну. По традиции основу медицинского образования он получил от своего родителя Гераклида, но огромное желание новых научных познаний и совершенствования лечебной практики увлекли молодого Гиппократа в путешествия по городам и странам. По преданию, жители   города Абдеры пригласили знаменитого врача полечить философа Демокрита, постоянно над ними смеявшегося, и в его лице Гиппократ приобрёл верного друга и единомышленника.
       Этике врача он придавал особое значение и кроме "Наставлений" («Клятвы») написал ещё несколько сочинений на эту тему: «О благоприличном поведении», «Закон», «О враче». Через века пронеслось напоминание Гиппократа медикам всех стран: «Первая заповедь врача: не навреди». В наше время молодые лекари дают "Клятву врача", однако порочные устремления к наживе не только не изжили себя, но стали ещё изощрённее и циничнее: искусственно создаются очереди, производятся поборы под видом благотворительности, на ненужные услуги, рекламируются дорогие лекарственные препараты, не приносящие никакой пользы больным... 

       * * *
 
       Согласно мифологии остров «Каменная роза» - кусочек суши в Эгейском море с протяжённостью береговой линии 220 километров - вынес на руках из морских глубин бог Солнца Гелиос. В 408 году до н. э. в его северной части был основан город Родос, ставший столицей. После распада огромной империи Александра Македонского остров пытался в 305 году до н. э. поработить его соотечественник Деметрий I Полиоркет со своим сорокатысячным войском. Целый год он продержал в осаде столицу, но вынужден был отступить из-за приближения к берегам Родоса флота египетского царя Птолемея I Сотера, заключившего с жителями договор о торговле. Обрадованные островитяне в честь неожиданного освобождения решили на деньги, вырученные от продажи осадных орудий, брошенных македонской армией, поставить статую бога Солнца Гелиоса.
       Родосский скульптор и литейщик Харес, потративший около двенадцати лет своей жизни над созданием гигантского памятника у входа в гавань столицы с постепенным его возвышением при помощи земляного холма, вошёл в историю культурного наследия античности как автор одного из семи чудес света. Ваятель создал на белом мраморном постаменте 37-метрового бронзового колосса с факелом над головой, но возвышалась гигантская статуя над Родосом всего лишь около шестидесяти лет. Сильное землетрясение в 222 году до н. э., повалило её на землю. Разрушенный памятник пролежал у входа в гавань больше тысячи лет, поражая жителей и гостей столицы своими огромными размерами, пока остров не захватили арабы и не продали обломки этого чуда.

       * * *

       Приходили, должно быть, посмотреть на поваленного Колосса Родосского и ученики школы философа Посидония. С разницей в два года учились у него и у профессора риторики Аполлония Молона будущие выдающиеся политические деятели Рима Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) и Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н. э.), выделяясь позднее среди правящего консулата блестящим владением речи и эрудицией.
       Видел разрушенную статую и родившийся здесь известный философ Андроник Родосский. Выходец с этого острова прославился, как первый издатель трудов Аристотеля и его ученика Теофраста. Он возглавил философскую Перипатетическую школу в Афинах, став одиннадцатым схолархом. Застыла тайна его жизни на Родосе в первом веке до новой эры, и прославился Андроник, как основатель нового направления в философии - «метафизики».
       Уроженец сирийского города Апамея  грек Посидоний в молодом возрасте перебрался в Афины и стал учеником философа Панеция (Панэтия Родосского). Почему он оказался на Родосе, осталось тайной античности. В сорок лет Посидоний основал учебное заведение на острове и так расположил к себе население, что получил гражданство и был направлен послом в Рим к вождю народной партии Гаю Марию. На берегу Родоса выдающийся греческий учёный наблюдал появление на горизонте второй по яркости после Сириуса звезды Канопуса, когда определял размеры земного шара. С поразительной точностью для своего времени Посидоний Родосский высчитал расстояние в земных радиусах от Земли до Луны и от Земли до Солнца. С профессором Аполлонием Молоном и учениками обсуждал он на Родосе вопросы риторики, правильного поведения в обществе и исследовал историю народонаселения, критикуя  идеи превосходства нации и мирового господства.
       Здесь на занятиях в античном театре звучали пламенные речи по совершенствованию Римского права и государственного управления. После пятнадцати лет преподавания Посидонием математики, астрономии и философии стоицизма, соединённого с платонизмом, к нему приехал  будущий знаменитый римский оратор и писатель Марк Туллий Цицерон. Он не только стал учеником и последователем выдающегося учёного, но и верным другом до конца его жизни. Идеи Посидония о правильном поведении в обществе Марк Тулий Цицерон приводил в своих сочинениях:
       «... Соблюдай же справедливость и благочестие; велико их значение в отношениях к родителям и близким, но наиболее велико в отношении к отчизне. Такая жизнь — путь к небесам и в этот сонм людей, уже проживших свою жизнь и населяющих по своем освобождении от тела то место, которое ты видишь».
       «Что такое государство, как не общий правопорядок?» - спрашивал Марк Туллий Цицерон и  развивал мысль о пределах добра и зла, – «… не может быть счастливым государство, если в нём происходит мятеж, или дом, если ссорятся его хозяева, а уж тем более… душа, не согласная с самой собой и противоречащая самой себе! Охваченная беспрестанными противоречивыми и борющимися друг с другом мыслями и желаниями, она не способна обрести ни спокойствие, ни вдохновение»...
       Справедливость и благочестие - велико их значение во все времена и для всех народов...


Рецензии