Кубанская охота. Первый владелец охоты

Владелец Кубанской охоты великий князь Пётр Николаевич

Ущелье Уруштена настолько глубоко и тесно вверх по течению до первого своего колена, что, даже находясь на продолжении его направления, мы все же не видели дна этой пропасти и только слышали грохот потока в преисподней.
В.А. Шильдер

     Великий князь Пётр Николаевич родился 10(22) января 1864 года в семье великого князя Николая Николаевича и  был младшим ребёнком и сыном в семье. Как и все великие князя получил военное образование, и это образование было им получено именно по традиции, а не по призванию.  Он начал военную службу в 1884 году в лейб-гвардии Драгунском полку. И следует ометить, что вначале его карьера складывалась неплохо и это служило к радости отца военного по своему призванию и образу жизни.
 
      Но к сожалению он был болен, и очень серьезно, что отражалось и на его военной службе и на его других увлечениях. По причине своей болезни, туберкулеза, Петр Михайлович стал длительное время проводить за границей. По характеру своему великий князь Петр Николаевич был спокойный, уравновешенный, сосредоточенный и молчаливый, совсем не военный человек по своему характеру и устремлениям.Но какие бы ен были его личные устремления, военную службу у енго никто ен отнимал, и он был обязан ан ней состоять.
 
     А вот брат же Петра Николаевича великий князь Николай Николаевич оказался созданным для военной службы. И именно великий князь Николай Николаевич сделал в армии блестящую карьеру, он отличался энергией и боевой храбростью.
 
«Великий князь Николай Николаевич родился 19 ноября 1856 года. У него был только один брат, великий князь Петр Николаевич, здравствующий и доныне. Наружные отношения их были неодинаковы: Петр Николаевич боготворил брата, нежно о нем заботился и не покидал его во время войны ни в Ставке, ни на Кавказе. Что касается Николая Николаевича, то, если можно так выразиться, он  «позволял себя любить», все же нуждаясь, по-видимому в моральном одобрении своих поступков братом. Любовь Петра Николаевича к своему брату была глубоко трогательной и вместе с тем образцовой в том именно смысле, что никогда и нигде Петр Николаевич не позволял себе вмешиваться в официальную служебную жизнь своего брата, оставаясь его «личным другом лишь в области внутренней», т.е. именно там, где великий князь более всего мог чувствовать свою изолированность. В этом смысле Петр Николаевич обладал удивительным тактом, вызывавшим к нему уважение всех тех, кто его знал, в особенности во время мировой войны».
(Ю.Н. Данилов. Великий князь Николай Николаевич. М., «Вече». 2008).

     Так рассказывает об отношениях братьев великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича Юрий Никифорович Данилов, который хорошо по военной службе знал великих князей братьев, так как  занимал должность обер-квартирмейстера  Генерального штаба. И находился в штабе вместе с начала войны. 

     Великий князь Петр Николаевич в должности генерал-инспектора инженерных войск во время войны немало сделал для успешных действий наших войск, хотя война сопровождалась сложилась для русской армии очень тяжелыми боями. Во время Первой мировой войны Петр Николаевич находился при штабе своего брата Николая Николаевича Младшего, который был сначала Верховным Главнокомандующим, а затем получил назначение на Кавказ.
 
«При Верховном Главнокомандующем состояли: его родной брат великий князь Петр Николаевич и князь генерал-адъютант Дмитрий Борисович Голицын. Оба  — кристально чистые люди: высоко благородные, честные, доброжелательные и добродушные  — праведники в миру. Они были интимными и верными друзьями Верховного Главнокомандующего, не могшими вредить никому. К сожалению, как отставшие от военного дела, они не могли быть советниками в военных вопросах. Великий князь Петр Николаевич когда-то занимался военно-инженерным делом, но в последние годы весь свой досуг он отдавал живописи и церковному зодчеству: по его проектам выстроено несколько церквей, в том числе  — Мукденская. Князь Голицын перед войной заведовал царской охотой».

     «Во главе штаба Верховного Главнокомандующего стоял Начальник Штаба генерал-адъютант Янушкевич, в начале 1915 года произведенный в генералы от инфантерии».
 (Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954. militera.lib.ru).
      
     Главным призванием Петра Николаевича являлись живопись и архитектура. Он занимался этим с большим интересом. И даже достиг больших успехов не просто как любитель, но и как настоящий профессионал.
 
     Уровень его как живописца был таким высоким, что позволяло Петру Николаевичу участвовать в профессиональных выставках. Так в  1913 году он принял участие в выставках Императорской Академии художеств, которые проходили в  Санкт-Петербурге. В это время большой популяность пользовались и картины пейзащиста академика живописи Андрея Шильдера.
 
     В области архитектуры великий князь Петр Николаевич приобрёл серьезные и обширные знания, но особенно увлекался церковным зодчеством. По его проекту велось строительство храма-памятника русским-воинам, павшим в кампанию 1904—1905 годов в Мукдене. В 1896 году в киевской Покровской обители, основанной его матерью Александрой Петровной (в инокинях Анастасией), во время визита императора Николая II был заложен собор во имя святого Николая по эскизам великого князя Петра Николаевича.
 
     В 1895-1897 годы для семьи великого князя Петра Николаевича строился дворец Дюльбер. Архитектурные мотивы дворца были вынесены самим великим князем Петром Николаевичем из Египта, где он жил длительное время по причине своей болезни. Великий князь Петр Николаевич сам разработал эскизы будущего дворца.  Для воплощения идей такого необычного сооружения был выбран профессиональный русский архитектор Николай Краснов.
   
     Николай Краснов родился 23 ноября (6 декабря) 1864 года в подмосковном селе Хонятино.  В возрасте 12 лет, имея выдающиеся способности, Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем получил  «право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий».

         При всей своей изящности дворец был выстроен, как настоящая крепость. И это, как показало время, тоже было целесообразно. Над высотой и толщиной стен подсмеивались, как о том вспоминает великий князь Александр Михайлович, владелец соседнего «Ай-Тюдора», также детища Краснова.

     После октября 1917 года именно дворец Дюльбер сыграет большую роль в спасении Романовых находящихся в Крыму.


Рецензии