Удача

               

 Колыма. Август 1939 года.
                ...
     Сергей бежал по тайге вот уже вторые сутки...
Спотыкался, падал и вновь находил в себе силы,  чтобы подняться и продолжить путь. Зная, что его будут искать с собаками, он, то и дело заходил в протекающие ручьи и брёл по ним. Потом ложился на берегу, недолго отдыхал, поднимался и шатающейся походкой двигался дальше...
                ...
     Ему дали десять лет лагерей за укрывательство «вредителя»...
А дело было так: Он работал мастером на заводе. Рабочий – молодой паренёк, по неопытности сломал станок. Сергей прикрыл его. Посадили обоих.
     В лагере было тяжело. Всех сидящих по 58 – й статье начальство, отдавало на откуп ворам и рецидивистам.
     Сергей был худощавым молодым человеком из интеллигентной семьи. Вежливость, да извинительная улыбка на лице, делали его объектом постоянных насмешек и издевательств. Понимая, что долго по такой жизни ему не протянуть Сергей решился на побег.
     В тот день они, как всегда, валили лес. Он обрубал топором сучья с поваленных деревьев. Часовые отвлеклись. Сергей, воспользовавшись  этим, спрыгнул в овраг и побежал. Когда его хватились, он был уже далеко...
                ...
     Последний ручей, по которому он шёл, вывел его к реке. Сергей огляделся. Неподалёку, в сотне метров от него находилась чья – то хижина. Прячась за деревьями и кустарниками, беглец, приблизился к ней и затаился. Прошло полчаса   или час... Из хижины никто не выходил. Вконец продрогший, Сергей решился.
- Есть кто?.. – спросил он тихим голосом, открывая дверь.
В ответ - молчание. Он зашёл и осмотрелся.
   При слабом свете, пробивающимся сквозь небольшое запылённое оконце, он увидел плохо сколоченный стол и  несколько ошкуренных пеньков, очевидно используемых, как стулья. В левом углу, рядом с каменным очагом, располагалась лежанка, покрытая соломой и старыми шкурами. Висевшие на стене лотки, говорили ему, что он попал в домик старателей.
    Первым делом беглец разжёг огонь, благо спички были рядом. Долгожданное тепло, сладкой негой разливающееся по телу, напомнило о еде. За эти два дня кроме ягод и старых кедровых орешков он ничего не ел.
    На полках, в берестяных банках были крупы. Поставив котелок на огонь, Сергей, сварил каши и поел. Стало тянуть ко сну...

                ...
     Солнце находилось далеко за полдень, когда он проснулся.
Силы, и вместе с ними желание жить, вернулись к нему. Он быстро поел и вышел из хижины, желая осмотреть окрестности.
    Первым делом спустился к реке, водная гладь которой делила тайгу на две половины и уходила в сторону моря. Сергей присел на корточки, зачерпнул в ладони воду и умылся. Прямо перед ним что – то блеснуло. Он протянул руку. Это была маленькая крупица золота.
    Вдруг поняв всё, Сергей побежал в избушку, принёс лоток и стал промывать речной песок.
   Не имея навыка, руководствуясь лишь общими сведениями, он не сразу добился успеха. Когда, казалось бы, уже всё было сделано, и показывались первые крупинки, он, делая неосторожное движение, смывал золото в реку.
    Но, обладая живым умом, он всё – же приспособился и результат не замедлил сказаться. За четыре часа работы было добыто несколько грамм золотого песка. Довольный собой Сергей поднялся наверх, открыл дверь хижины и обомлел. На него смотрело четыре пары глаз.
    - Здравствуй,  гость, неведомый! – увидев его изумление, воскликнул, высокий бородач. – Поздоровайся с хозяевами.
    - Здравствуйте... – тихо кивнул головой Сергей. -  А вы кто?
   Вопрос был глупым и неуместным, но бородач, очевидно старший, ответил:
    - Мы, - старательная артель. – А ты?
    - Я... я это... – Сергей замялся. – Охотник я!
   Мужики засмеялись.
    - Ага, охотник! Без ружья и в лагерной робе, - бородач подошёл поближе. -  А я думаю, чего это охрана с собаками по посёлку шастает? – Увидев испуг в глазах беглеца, бородач поспешил его успокоить. – Да ты не бойся. Мы не «урки», мы честные старатели. Это что у тебя... золото?
      Сергей раскрыл ладонь:
      - Да вот, попробовал немного...
    Мужики обступили его со всех сторон.
        - Иван, гляди, тут граммов на десять! – обратился один из артельщиков к старшему. – И ты говоришь, парень, что первый раз мыл?
        - Да... – ответил Сергей.
        - Новичкам везёт. Мы такое четверо за день имеем. Тебя как зовут?
        - Сергеем.
        - Вот что, Серёжа, оставайся с нами, -  похлопал его по плечу бригадир. – Кашу ты варил?
        - Я.
        - Тогда тебе цены нет. Садись, чай пить будем...
                ...
     Две недели Сергей жил со старателями. Мыл золото и варил обед, когда была его очередь.
        - Ты как будто рождён быть старателем, - говорил ему бригадир, когда он, в очередной раз добывал золота больше, чем другие.
     Несмотря на то, что внешне они смотрелись как одна семья, Сергей чувствовал, что внутренне каждый из новых товарищей не считает его за человека. И это его тяготило. В один из дней он обратился к бригадиру:
     - Иван, ты бы выделил мне долю. Мне дальше идти надо...
     - Куда?! Тебя схватят в первом же посёлке. Да и золото ты сам нигде не сплавишь. Оставайся до конца сезона, а там видно будет.
        - Мне на большую землю надо. Отпусти, Иван, - взмолился Сергей.
        - Нет! – бригадир мотнул головой. – Пойми, это для твоего же блага. И хватит об этом. Пошли работать!
                ...
     С той поры Сергея больше не оставляли одного. Ему стоило больших трудов потихоньку воровать припасы и припрятывать их в лесу. Через три дня, на рассвете он ушёл, прихватив с собой топор и лоток. Пройдя вдоль реки километров двадцать, он остановился.
      Первым делом соорудил подобие шалаша из веток. На второй день пошёл к реке, выбрал место и стал мыть. Пять дней он работал как одержимый, прерываясь лишь для того, чтобы согреть замёрзшие пальцы и подкрепиться. Он выбрал удачное место и вскоре, в его холщовом мешочке блестело грамм сто золотого песка.
       - Хорошо! Здорово! Какой я молодец! – приговаривал он вслух, не отдавая себе отчёта в том, что он будет делать со всем этим богатством.
    На шестой день, спускаясь к реке, он споткнулся и упал в воду. Рука его произвольно захватила со дна что – то большое. Ругаясь, сам на себя, он поднял руку и замер от изумления. То, что он, не видя, посчитал за камень, оказалось золотым самородком.
    Мокрый и грязный он с восхищением смотрел на ладонь:
       - Ё – моё! Вот это да! Ну, Серёга, ты даёшь!
  Он промыл слиток в воде, и тот засверкал на солнце ярко – жёлтым цветом.
      - Да здесь грамм четыреста... не меньше, - Сергей слегка подкинул слиток, ещё раз ощутив его приятную тяжесть. – Теперь ты, Серёга, будешь богатым и свободным, - сказал он сам  себе и стал подниматься наверх.
      - Хороший камушек нашёл, Сергей! – голос, появившийся будто из ниоткуда, заставил его вздрогнуть.
    Он оглянулся и увидел поднимающихся вслед за ним мужиков – артельщиков.
      - Что же ты, дружок, ушёл и товарищей не предупредил, - Иван подошёл поближе и взглянул на беглеца взглядом не сулящим ничего хорошего. – Я думал, ну всё – пропал Сергей! А потом гляжу, лотка одного не хватает, и понял, здесь ты... неподалёку.   
     - Я вам ничего не должен! – зло ответил Сергей, пряча руку.
     - Да как сказать, - усмехнулся бригадир. – Мы тебя кормили – поили, от властей оберегали...
   - Я вам ничего не должен! – повторил беглец, делая шаг назад.
     - Отдай золотишко, доходяга, и будешь жить! – злобно выкрикнул кто – то из артельщиков.
     Понимая, что так просто от них не отделаться, Сергей сунул слиток за пазуху и, подобрав лежащий рядом сук, замахал им с неожиданной яростью:
       - Лучше уйдите, мужики!
     Первые двое из нападавших, получили по удару; один в плечо, другой в голову. Злобно ругаясь, они отползли в сторону. Сергей бросился на  остальных и тут раздался выстрел. Сергей, как будто замер на бегу. Высоко занесённая дубина вывалилась из рук, и он мешком осел на землю...
       - Ты... ты убил его! – крикнул молодой артельщик бригадиру.
       - А что мне было делать? – Иван вытащил из ружья дымящуюся гильзу и положил в карман. Потом нагнулся к убитому. – Нет, -  сказал он, забирая слиток, - что ни говорите, а ему везло...  И запомните, мы его никогда не видели. Пошли!


Рецензии