С другой стороны

Среди множества точек зрения на жизнь человека есть и такая: жизнь – это сон. Придумано даже некоторое количество анекдотов на эту тему. Однако многие из тех, кто считает свою жизнь сном, наверняка не станут бросаться в пропасть, чтобы поскорее проснуться. Анекдоты анекдотами, но гораздо спокойнее относиться к происходящему в данный момент как к реальности. А что _там_ – видно будет. Или не будет.

Когда мы смотрим фильм или читаем книгу, то начинаем, в зависимости от искусства автора и нашей восприимчивости, испытывать определенные эмоции. Чем интенсивнее они ощущаются, тем более реальным кажется происходящее или написанное. Но забыть о том, что вы наблюдатель, а не участник, нельзя. Неожиданный эпизод, тревожный звук или восклицание могут заставить вас на секунду вздрогнуть, но эта секунда пройдет, и факт сидения в кресле _здесь_ быстро и надежно поставит на свое место любые страсти, происходящие _там_.
 
Другое дело – сон. Во сне вы редко осознаете, где находитесь. Когда это случается, вы можете получить в свое распоряжение некоторые новые способности (как символично!), но, как правило, вы совершенно уверены в реальности происходящего – до момента пробуждения. Можно сказать, что именно пробуждение делает сон сном. Именно оно дает нам возможность объявить все, что мы только что пережили, ненастоящим. Правда, порой пользоваться этой возможностью совсем не хочется.

В детстве я очень боялся момента засыпания и, несмотря на многократный опыт этого переживания, побаиваюсь его до сих пор. Представьте, что вы заходите в шахту лифта и вместо ярко освещенного и порой затейливо украшенного, но всегда надежного железного короба, который по вашему желанию едет вверх или вниз, видите под ногами лишь темноту. Вы ложитесь спиной на стеклянный пол и ждете, когда он исчезнет – это не столько метафора, сколько наблюдение. Но при этом с каким неудовольствием вы соглашаетесь вернуться из тамошней бездны, если что-то живое или механическое пытается вытащить вас оттуда преждевременно!

Конечность реальности сна хороша тем,  что она дает возможность полноценно пережить нечто, невозможное наяву, и сохранить воспоминания об этом. При удаче можно «пронести» с собой сколь угодно необычные ощущения, а иногда – и полезные с практической точки зрения знания. Можно смотреть на переживания, случившиеся во сне, свысока, но нельзя отрицать того, что в нем вы испытывали столь же насыщенные эмоции, что и в обычной жизни.
Случалось ли вам, засыпая, обнаружить, что вы серьезно обдумываете вещи, о которых не имеете ни малейшего понятия? Видели ли вы сюжетные сны, в которых вы как будто находитесь внутри четко выстроенного повествования? Как насчет самой избитой темы – полетов? Общения с теми, кого вы не знаете в реальном мире, посещения неизвестных вам мест? Наяву путешествия стоят недешево и занимают куда больше 8 часов. Но было ли все это _на самом деле_ или нет, а если и было, то с _кем_?

Я не знаю, как можно влиять на происходящее во сне. Честно говоря, для меня вопрос, что и от кого там зависит. Были сны, и их довольно много, которые оказали значительное влияние на мою жизнь наяву. Возможно, основная причина моего уважительного отношения к снам как раз в том, что они принесли мне слишком много интересного, чтобы относиться к ним равнодушно (зевает).

Бывали и страшные сны, но далеко не всегда их кошмары подпадали под общеизвестные мрачные стереотипы. Но даже после того, как такой сон выбил меня из колеи, на вопрос «хотел бы ты, чтобы этого не было» я бы упрямо помотал головой. Чудеса, в том числе и происходящие во сне, несложно отогнать подальше, но я совершенно не представляю, как их позвать обратно.

Среди множества точек зрения на сон есть и такая: сон – это переработка и усваивание информации за прошедший день. Некоторые сны вполне соответствуют этому определению, некоторые – не очень, другие совсем не соответствуют, но так ли сильно знание причин, питающих сны, может повлиять на отношение к тому, что там происходит? Действительно ли вы побывали на грани понятного и все еще чувствуете жар с другой стороны, действительно ли вас убивали, дарили вам подарки, показывали что-то, что потом можно описать только глубоким вздохом? Ни да, ни нет. Однако совершенно точно не стоит слишком усердствовать с превращением всего необычного в обычное – в случае успеха результаты могут оказаться катастрофически скучны.


Рецензии