Гл. 14. Первые века жизни евреев в рассеянии

Глава 14. Первые века жизни евреев в рассеянии (до экспансии мусульман)

Куда ушли евреи, покинув родину

Главный поток евреев, покинувших Иудею, направился на восток в Вавилон.

Другой поток еврейской эмиграции шел через Египет, вдоль африканского побережья до Марокко, где евреи перешли на Пиренейский полуостров в Испанию. Евреи поселились также в Южной Франции и в прирейнских городах.

В материковой Греции наиболее крупной общиной считалась константинопольская, после нее - салоникская. Еврейские общины были в Кастории, Фивах, Коринфе. Много евреев жило также в Малой Азии, особенно на побережье. В конце VIII в. есть упоминания о евреях в Синапе, Амисе и Амастриде. Евреи жили также во Фригии, то есть в Центральной Анатолии. Значительными центрами еврейского населения являлись острова Родос и Кипр.

Некоторые евреи осели на территории Армении. За обладание этой страной между Византией и Ираном велись бесконечные войны, но армянские евреи в культурном и прочих отношениях все же больше всего тяготели к Вавилонии, одной из провинций сасанидского Ирана.

Еще один эмиграционный поток шёл на Балканский полуостров, по западному побережью Чёрного моря (до Крыма), и дальше по Днепру до Киева, а также в Причерноморье, Крым и на Северный Кавказ.

Значительные еврейские колонии возникли в Риме и городах Северной Италии, Южной Италии (евреи называли ее Греческой Италией), Апулии (на востоке Италии), в Сицилии и некоторых других областях Италии.

Не знаю, по какой причине, но уже следующий после Адриана император Антонин Пий (138-161 гг.) отменил некоторые из его указов против евреев. Некоторые, но не все. Например, запрещение доступа в Иерусалим осталось в силе. Тем не менее, после появления этих указов некоторые евреи, бежавшие от преследований Адриана в чужие страны, стали возвращаться на родину.

А император Септимий Бассиан Каракалла (188-217) издал эдикт, в соответствии с которым евреи имели права римских граждан.

Положение евреев в Вавилоне до прихода арабов-мусульман

Еврейская община с религиозными институтами власти и специфическим образом жизни. начала развиваться в Вавилоне еще при персидских царях династии Ахеменидов в конце VII – середине V  века до н. э.). Она существовала и при правлении Селевкидов (греко-македонцев) и в период Парфянских войн с Римом. В 70-м и 135-м годах община значительно пополнилась за счет беженцев из разоренной римлянами Иудеи.

После прихода к власти персидской династии Сассанидов в 226 г. н.э. евреи добились религиозной свободы. В городах Сура, Нехардея и Пумбедита открылись академии, руководимые знаменитыми мудрецами, и они быстро превратились в крупнейшие образовательные центры иудаики. С VI века руководителей таких академий стали величать гаонами («гениями»), и этот период, длившийся вплоть до XI века, вошел в историю диаспоры как «гаонический». Именно тогда был завершен Вавилонский Талмуд (конец V века).

При шахе Иездегерде II (438-457 г.г.) в Вавилонии начались гонения на иноверцев, отвергавших огнепоклонническую религию Зороастра. При подстрекательстве жрецов, царь преследовал христиан и евреев, запрещая им даже соблюдать субботу. А при его преемнике, шахе Фризе, прозванном «раша» («злодеем»), гонения еще более усилились. Начались погромы, еврейских мудрецов казнили, часть учебных заведений и синагог закрыли. Особенно пострадала академия Суры, которая во времена великого законодателя и учителя Рав-Аши (370-427 гг.) была центром еврейской иудаики. Евреи теперь стали группироваться вокруг академии Пумбедиты, но это принесло лишь временное облегчение.

Вскоре страна распалась на независимые провинции, правители которых сразу же начали воевать как с метрополией, так и друг с другом.

В годы правления шаха Кавада, персидские сектанты-маздакисты спровоцировали восстание евреев Вавилонии. Во главе восставших встал эксиларх Мар-Зутра II. Он разбил посланные против него правительственные войска, и основал на берегах Тигра независимое еврейское царство со столицей в городе Махузе, которое просуществовало почти семь лет. Преемник Кавада, шах Хосрой, нанес евреям поражение, и казнил попавшего к нему в плен главу повстанцев. После этого многие евреи бежали от мстительных персов в Палестину, на Кавказ или в Византию. Сын казненного Мар-Зутры, которого тоже звали Мар-Зутра, бежал в Иерусалим. Там он основал династию палестинских гаонов, которые занимали там то же положение, что и эксилархи в Вавилонии.

Через двадцать лет гонения прекратились. Академии Суры и Пумбедиты возобновили свою работу, должность эксиларха была вновь восстановлена. При Хосрое II начался новый расцвет еврейской духовной жизни. Законоучители, возглавляющие талмудические школы того времени, назывались «сабуреями», т.е. «высказывающими мнение». Так как Талмуд был уже закончен, и стало невозможно прибавлять к нему новые законы, осталось лишь изучать и растолковывать имеющиеся в нем в изобилии законоположения.

Так длилось до середины VII века, когда Вавилон был покорен пришедшими арабами-мусульманами.

Положение евреев в языческой Римской империи  (II-IV вв.)

Под властью Рима еврейские поселенцы пользовались большой свободой передвижения. Когда римляне покорили Галлию и земли германских племен, они основали на этих территориях свои поселения Еврейские купцы, следуя за римскими поселенцами, проложили торговые пути в Галлию и вдоль больших рек, таких, как Рейн и Дунай. Эти купцы ездили туда и обратно, доставляя новые товары в Рим и снабжая поселенцев в покоренных странах всем необходимым. Евреи-виноградари и земледельцы, лишившиеся своих участков в Иудее, также селились в новых римских колониях, где начинали применять свои прежние навыки.

В 212 году н.э. император Каракалла издал указ, даровавший римское гражданство всем свободным людям, проживающим в Римской империи; таким образом, евреи также приобрели права и обязанности римских граждан.

Однако еврейские граждане Рима платили собый налог, называвшийся "фискус юдаикус", – те полшекеля, которые евреи некогда посылали в Иерусалим как ежегодный взнос в пользу Храма, а теперь после поражения Иудеи – в римскую казну.

Многие язычники проявляли глубокий интерес к религии и обычаям своих соседей-евреев и даже посещали синагоги. Немало римлян из самых различных слоев населения приняли иудаизм.

Иудейская религия, в которой не было предмета поклонения и не было изображения высших сил, изумляла римлян, даже самых образованных. Иудаизм противоречил их нравам, и они боялись его распространения, высмеивали его и тех, кто его принял. Обряды обрезания и соблюдение субботы вызывали насмешки.

Римский поэт-сатирик Ювенал (ок.60-ок.127) выставляет в смешном свете человека, чей отец соблюдал субботу и проводил этот день в бездействии, вместо того, чтобы принимать участие в повседневных заботах:
– Из-за этого, – говорил он, – сын будет чтить один только иудейский Закон, а римские законы – презирать.

Ещё резче отзывается о евреях знаменитый историк Тацит (ок.55-ок.120). Он утверждал, что евреи порождают проказу и поклоняются ослиной голове.

Наряду с этим, он довольно объективно излагает исторические события своего времени, в частности Иудейскую войну. Среди его замечаний о евреях естб и справедливые наблюдения. Тацит, например, подчёркивает обособленность евреев, правда, попутно стараясь их опорочить.
– Никогда они не едят и не спят с посторонними, и, несмотря на свою сильную склонность к разврату, они воздерживаются от сношений с посторонними женщинами.

И, наконец, он удивляется особому отношению евреев к жизни и смерти.
– Они считают преступлением убийство даже одного единственного младенца, они верят, что души погибших в бою или замученных бессмертны, отсюда их стремление размножаться и презрение к смерти.

И суждения жителей Рима, о евреях были противоположны:
– Евреи – ничтожный, трусливый народ, созданный для рабства.
– Евреи – непокорный, смелый народ.

Монотеизм, лежащий в основе иудаизма, привлекал, а отталкивало от еврейского народа его приверженность к своим обрядам и обычаям, религиозная обособленность.

Все же подчеркну, что при всем этом отличии евреев, в языческом, императорском Риме евреев не преследовали, и они свободно жили своей жизнью.

В Римских провинциях – Италии, Франции и Германии, Испании – евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. Евреи повсеместно жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремёслами, и часто вели торговые дела между Востоком и Западом.

Император Диоклетиан.

Римский Император Диоклетиан (284-305) объявил себя полновластным правителем и восстановил Римскую империю в ее самых больших границах.

Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: багаудов в Галлии, мавританских племён в Африке, - узурпатора Ахилла в Египте, - узурпатора Каравсия в Британии. Были отражены нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, были совершены удачные походы против персов, в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иберии и захватили часть Месопотамии.

Армия, была усилена, а её численность увеличена до 450 тыс. чел. за счёт рекрутских наборов. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности.

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов;
Менее всего ему посчастливилось в заботах о поддержании язычества как государственной религиозной системы и в ожесточённой борьбе с христианством.

Оценка личности и деятельности Диоклетиана различна у языческих и христианских писателей. Но и языческие писатели упрекают его за введение восточной пышности в придворный этикет и за тот высокомерный ореол, которым он окружил персону римского императора, требуя, чтоб перед ним падали ниц, и выступая перед подданными, как божество. Вещественным памятником его деятельности остались в Риме колоссальные развалины терм Диоклетиана, построенных, по преданию, осуждёнными на смерть христианами.

Жестокое преследование христиан

Под конец своего царствования Диоклетиан начал жестокое преследование христиан. В течение года он издает четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Церковное имущество было конфисковано. Духовенства обязано было выдать священные сосуды и священные книги. Во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих.

Затем перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в церквях и санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Особенно кровавыми были гонения на христиан на востоке, где было значительно больше христиан. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.
Среди пострадавших мучеников была и супруга Диоклетиана, Александра, бывшая тайной христианкой.

Кроме христиан уничтожались сторонники и других монотеистических (то есть признающих только одного бога) религий, например – манихеи, которых удалось уничтожить полностью.
В силу того, что иудеи занимались только своими внутренними делами, репрессии Диоклетиана их не затронули. Иудеи вообще не занимали никаких постов в Римской империи, были освобождены и от военной службы.

В Палестине и Египте большинство населения исповедывало христианство, и там репрессии свирепствовали особенно сильно. Была даже сожжена огромная христианская библиотека в городе Цезарее. Репрессии вызвали массовую эмиграцию в Вавилон, который вскоре был возвращён Ирану.

Во время своего пребывания в Святой Земле, Диоклетиан издал эдикт об обязательном поклонении языческим богам. Но одновременно он освободил евреев от исполнения этого указа.

В разгар гонений на христиан Диоклетиан добровольно отрекся от власти.

Император Константин. Христианство стало государственной религией

К концу II в. христианская религия стала массовой, и в христианские общины стали приходить выходцы из имущих слоев. Среди верующих верх берет направление, где упор делается из состоятельных людей. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов церкви и идеологии общин. Среди верующих зарождается разочарование в скором приходе мессии, верх берет направление, где упор делается на мистические стороны учения.

Начал складываться оторванный от массы верующих церковный аппарат и церковная иерархия. Руководство общинами перешло в руки епископов, дьяконов, образовавших клир (духовенство). Начался епископальный период в истории христианской церкви. Епископы общин установили между собой прочные связи, возникла вселенская церковь. "Вне церкви нет спасения", "без епископа нет церкви".

Духовенство присвоило монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, разработало систему обрядов, служб, догм. Общие трапезы были заменены причащением, апостолы - слугами епископов, равенство верующих - противоположностью клира и мирян.
Эволюция христианства сопровождалась борьбой церкви с ересями (греч. hairesis - отбор, учение, школа, секта). Епископы в борьбе с еретиками объединялись с государством, призывали императоров жестоко подавлять эти движения.

С начала III в. церковь от осуждения императорской власти перешла к культу императора. Она настойчиво призывала подчиняться властям. Стремление церкви к союзу с императорской властью успешно завершилось в 313 г. признанием императором Константином христианства равноправной религией.

Император Константин прекращает гонения христиан. В знаменитом Медиоланском (Миланском) эдикте христианство провозглашается одной из терпимых вер. Христианам разрешается иметь собственность, иметь свои храмы, свои кладбища. Вскоре Константин пошел еще дальше: в 324 г. христианство было провозглашено господствующей религией.

Под эгидой императора Константина в 325 году происходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея (Никейский Собор). Принимается символ веры, то есть то, во что следует верить христианам. Император там присутствует, надзирает за ходом Собора.

Забавно, что Константин сам до конца своей жизни не был христианином. Он крестился только перед смертью и сохранял титул божественного, то есть сам считался богом, и сохранял титул понтифика, то есть главы языческих культов. Так что, церковью руководил язычник. Он вмешивался во все её дела, в т.ч. в вопросы, решаемые на соборах, решал вопросы догматики. Более того, священники стали практически чиновниками. Они теперь получали содержание и не должны были платить налоги, как лругие чиновники в империи. Константин провозгласил: «моя воля – закон для церкви».

Фактически церковь пошла с императором на сделку, и теперь была легализована. Ей разрешалось иметь собственность, и она находилась под покровительством империи.
Система веротерпимости, провозглашённая Медиоланским эдиктом Константина, просуществовала недолго. Уже через 50-60 лет начались гонения — только уже не на христиан, а на язычников и евреев. Гонимая христианская церковь стала церковью-гонительницей. Христиане громят языческие храмы. Они убивают в Александрии женщину-философа, неоплатоника Ипатию по наущению христианских епископов.

Так что стабильность в отношениях между язычеством и христианством продлилась недолго.

Перенос столицы Римской империи на восток, в Константинополь

Наряду с принятием христианства Константин принял ещё одно стратегическое решение, имеющее огромные последствия. Он перенес столицу из Рима на Восток, в город, названный его именем, (Константинополь), который потом станет столицей Восточной Римской империи. Там был древнегреческий город Византия, город на Босфоре, где Чёрное море соединяется со Средиземным.

Реформы Диоклетиана и религиозная реформа Константина продлили существование империи ещё на полтора столетия, но не спасли её от полной гибели. Империя ликвидирует всякое местное самоуправление, подменяет неформальные связи внешней насильственной регламентацией. В легионы в качеиве воинов набирают в основном тех, кого римляне называют варварами. Таким образом Рим от варваров защищают другие варвары.

Империя теперь уже не наступает, а обороняется. Она перестала черпать из своих земель рабов и деньги, теперь она уже откупается от набегов. Варвары теперь селятся прямо на территории самой империи, и империя не может им противостоять. Она пытается связать их договорами или откупиться. Хотя внешне всё выглядит чинно: поэты восхваляют императора и имперскую миссию Рима, «объединившего навеки под своим скипетром народы».

На самом деле, связи внутри империи распадают, растет роль латифундий, возрастает регионализм, города приходят в упадок, городская культура переживает кризисные явления. Упадок проявляется во всех сферах – духовной, экономической, политической.

А извне происходит то, что называется «Великое переселение народов». В IV — V веках происходят Великое переселения народов. С Востока идет лавина гуннов, и они гонят перед собой другие племена, в частности – готов. И вот с готами и гуннами, а также вандалами и другими племенами (тюркскими, славянскими и германскими) связана теперь жизнь Римской империи.

После Диоклетиана и Константина мы видим недолгую стабилизацию положения империи. Но внутренняя религиозная борьба восходящего христианства и уходящего язычества продолжается. Последняя великая философская система – неоплатонизм, синтезировавшая в себе все богатства античной культуры, античной философии, религии; которая одновременно противостоит христианству и оказывает на него огромное влияние. Христианская философия – это неоплатоническая философия во многом.

Император Юлиан, Отступник

И вот мы видим на троне Рима последнего императора-язычника Юлиана Отступника, замечательного философа, полководца, правителя. Отступником его назовут христиане, потому что он попытается переиграть, убрать обратно христианство и заменить его неоплатонизмом, вернуть языческие культы. Он будет править несколько лет и погибнет в походе на Персию. Если верить христианским авторам (а не верить им нет оснований), последними словами Юлиана Отступника, поражённого стрелой или копьём, были: «Ты победил, галилеянин». То есть, Христос победил.

Начинается эпоха гонений на язычество. Приходят истовые христиане-императоры, которые вмешиваются в дела церковных соборов. По их воле церковные соборы признают то одно направление в христианстве правильным, то другое (там борются арианство с афанасьевством). Противоположная сторона – это государственные преступники. Если христианство – это государственная религия и император за него, то тот, кто против – государственный преступник; отсюда и гонения. Надо верить в то, что говорит император. Разрушаются античные храмы, запрещаются Олимпийские игры и т.д.

В 378 году восстали племена вестготов, живших на территории Римской империи. Против них выступил римский император Валент. Около Адрианополя, на Балканах, в ходе грандиозной битвы римская армия была разбита. Император Валент погиб. От этого поражения Рим уже никогда не оправился.

Так что, нападения варваров на Рим, которые начались еще во II веке, стали разрушительными в конце IV века. А в V веке варвары воевали уже в самом Риме: сначала вторглись гунны (402г.), затем вестготы (408г.) разорившие город, а в середине V века – вандалы.

Император Западной Римской империи Гонорий

В 395 год умер римский император Феодосий, после чего сыновья императора по завещанию отца разделили Римскую империю на Западную и Восточную, которую мы сегодня называем Византией. Западная — со столицей в Риме, а потом в Милане и Равенне. городке на севере Италии среди болот, где император, который уже не контролирует империю, а отсиживается за стенами города. Столица Восточной, Константинополь на южном берегу Мраморного моря.
Западная Римская Империя досталась Гонорию, который правил в 395-423 годах. Он был слабым правителем, но при нём возвышается военачальник из варваров, вандал Стилихон, который пытался защитить Рим, боролся со всеми нападавшими на Рим варсарскими племенами. Наиболее опасными из них были вестготы во главе с их королём Аларихом (возможно Аларием). Стилихон несколько раз отражал нашествия Алариха на Италию, на Рим и разбивал его. Но затем в результате придворных интриг этот талантливый советник, воин, полководец был казнён, и когда в 410 году вестготы появились в Италии и осадили Рим, он пал.
В V веке от Рима отпали завоёванные провинции: Британия, Испания, Галлия, а в 476г. готский вождь Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августула и сел на императорский трон, объявив себя королём италийской земли. Римская империя перестала существовать, хотя официального акта ее гибели не существует.

В чем видели религиозный смысл распада Римской империи

Римляне, естественно, стали думать о религиозном смысле этих событий. Как бог допустил, что Рим пал? Ведь Рим только что принял христианство?

И тут же, разумеется, вспомнили о христианах. Язычники, ещё не совсем добитые ими, стали говорить, что боги отвернулись от них, потому что мы отвернулись от своих богов, что христиане ослабили Рим своими речами, о том, что Царство Божие не от мира сего, что римляне утратили «виртус романус» (римскую добродетель), воинскую суровость, отвагу.
Христианский мыслитель, основоположник христианской философии Аврелий Августин, епископ города Гиппон в своем грандиозном труде «О граде Божьем» возразил язычникам, утверждая, что религиозный смысл падения Рима – это заслуженное наказание его за грехи.
По этому поводу мы здесь не будем спорить ни с язычниками, ни с блаженным Августином.

Судьбы евреев в разных странах стали сильно отличаться

Разделение Империи на Западную и Восточную разъединило целостную еврейскую общину на две группы и поставило их в разные условия. Впоследствии в каждой стране в Европе, Азии и Африке, а порой и в более мелких территориальных образованиях к евреям относились по-разному, и это предопределило судьбу отдельных групп евреев.

Положение евреев в христианизированной Римской империи (IV-V вв.)

С принятием в Империи христианства еврейские общины оказались в принципиально иной ситуации. Если языческая Римская империя физически лишила еврейский народ его родины и столицы, то христианский Рим претендовал уже и на контроль над духовной жизнью еврейского народа.

В 80-х годах IV века император Феодосий I Великий выпустил эдикт о религиозном единообразии, иными словами христианство окончательно утвердилось как государственная религия.

Императорский Рим превращался в Рим папский. Христианская религия стала определять характер этого государства. Сан папы Римского был впервые присвоен в IV веке римскому епископу, в дальнейшем влияние пап на политическую жизнь Европы стало весьма значительным. Папы и другие высокопоставленные духовные лица понимали, что христианство выросло из иудаизма, поэтому они не отвергали Танах, хотя и переименовали его в Ветхий Завет. Христианское духовенство даже пришло к мысли, что евреи, содействуя распятию Иисуса, выполняли волю Божию. И всё же евреев осуждали, называли их богоубийцами, а главное обвинение заключалось в том, что евреи и в дальнейшем не уверовали в Иисуса, как бога-сына. В конце концов, церковные иерархи пришли к выводу, что убивать евреев и разрушать их синагоги не следует, но вечная кара им предначертана.

Отношение христианских масс к евреям было еще хуже, чем духовенства, и коренным образом отличалось от отношения язычников. Если язычники, как правило, относились к евреям равнодушно, а римская элита хоть и отрицательно, но не обвиняла евреев в преступлении, за которое они должны нести кару, то теперь люди, принявшие христианство, смотрели на евреев иначе. Проповедники внушали им, что евреи – богоубийцы, преступники, осуждённые навечно. Это отрицательное представление о евреях усиливалось тем, что евреи выделялись из населения своим видом и образом жизни. Они были чужаками, и к тому же, благодаря своим торговым связям и владением ремёслами, были относительно богаче, чем остальное население. Начались антиеврейские вспышки, мелкие погромы, поджоги синагог, нападения на отдельных евреев.

Христиане забыли, как по приказу Нерона их распинали на крестах, обезглавливали, устраивали массовые зрелища в цирках, на аренах которых на них выпускали голодных зверей. А на массовых гуляниях,которые устраивал Нерон, из христиан, привязанных к столбам и облитых смолой, устраивали живые факелы. Забыли, что в 67 году жертвой террора Нерона стали апостолы Петр и Павел. Теперь они сами терроризировали евреев.
Возможно, впервые выразил, каким должно быть положение евреев в христианской стране папа Григорий Великий (590-604). Он признавал относительную свободу вероисповедания и был против насильственного обращения евреев в христианство. В его предписании было сказано весьма четко, что правовое положение евреев должно оставаться неизменным:
«Мы запрещаем отягощать и стеснять евреев, вопреки установившемуся порядку, дозволяем им жить наравне с римлянами и беспрепятственно распоряжаться своим имуществом, только рабов-христиан держать им нельзя».

Это запрещение было вызвано опасением, что рабы-христиане смогут обратиться в иудейство.
Преемники Григория Великого были не столь терпимыми, но и они неизменно выступали против физического уничтожения евреев, кровавых наветов и погромов. Одновременно они постоянно стремились обратить евреев в христианство и предохранить свою паству от иудаизма. Относительная веротерпимость высшего духовенства, не препятствовала ему во время пасхальной литургии предавать анафеме еврейский народ, запрещать Талмуд и издавать указы о его сожжении.

В целом, христианство с момента, когда оно стало господствующей религией, принесло еврейскому народу неисчислимые, страшные бедствия. Воплотив в образе еврея метафизическое зло, приверженцы христианства на самом деле причиняли вполне реальное, не имеющее границ зло людям, повинным только в том, что они твёрдо держались своей веры.
В V веке Римская империя рухнула. Отпали все колонии, а собственно италийская территория распалась на мелкие государственные образования с разным политическим устройством (королевства, княжества, республики), разным социально – экономическим строем, разными языками (различные диалекты латинского языка).

Италия длительное время была только географическим названием. Впервые как единая страна она упоминается только в XIV веке в «Комедии» Данте. В латинских хрониках встречаются лишь редкие упоминания об итальянцах, обычно фигурируют флорентийцы, ломбардцы, генуэзцы, венецианцы и другие.

Поэтому излагать общую историю итальянских евреев в ту эпоху невозможно. В каждом государстве на Аппенинском полуострове она своя, особая. Я вкратце расскажу о том, как складывалась судьба евреев в Риме.

Положение евреев, поселившихся Византии и входящей в нее Палестине

В поздней Римской империи иудаизм был разрешенной религией. В Византии положение формально не изменилось по сравнению с временем, когда она была частью единой империи.
Государство Византия – преемник Римской империи возникло в 395 году в восточной части Римской империи и просуществовало до XV века. Византией оно было названо историками в эпоху Возрождения. Сами византийцы никогда себя византийцами не называли, а называли себя «ромеи», то есть римляне, и осознавали себя гражданами Римской империи.

На ее территории существовали многочисленные еврейские общины. С момента возникновения самостоятельного государства. Однако враждебное отношение византийских правителей, общества и христианской церкви к евреям привело к значительному ограничению их прав.
В Византии религиозный фанатизм стал характерной чертой всей последующей ее истории, вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Сначала усердно искали еретиков внутри христианства. Церковь, раздираемая внутренней борьбой, занялась слежкой и вылавливанием еретиков при поддержке императорской власти. Вырабатывался все более грубый и злобный язык по отношению к христианским оппонентам.
Затем взялись за евреев. На протяжении IV века христианская церковь создала воинственную антиеврейскую полемическую литературу. В восьми проповедях, произнесенных Иоанном Златоустом в Антиохии в 387 году, евреям были приписаны все мыслимые пороки. Ядовитая злоба, воплощенная в этой литературе и проповедях отцов церкви, в значительной степени легла в основу средневековой ненависти к евреям и распространилась за пределы Византии и ее культуры.

Император Византии Феодосий II

Преследования евреев начались в Византии при Феодосии II (401—450), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни.
Крупным шагом византийских властей на пути уничтожения иудаизма было упразднение должности патриарха (наси) в 415 г. Последний наси, раббан Гамлиэль VI, был обвинен в нарушении законов империи, запрещающих строительство новых синагог, обрезание рабов-христиан и отправления правосудия в делах, касающихся христиан. Его лишили звания "почетного префекта". А после смерти наси власти отказались утвердить назначение нового. Еврейский народ утратил центральный институт власти, который просуществовал почти 300 лет после разрушения Храма. Синедрион еще продолжал существовать, однако утратил свое первенство в диаспоре. Так закончилась эпоха патриархата в Иудее.
Кодекс Феодосия II (438г.), свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрет на строительство новых синагог. В 438 г., благодаря заступничеству императрицы Евдокии, евреям разрешили проживать в Иерусалиме, который был ею заново построен и значительно расширен.
Общепринятая точка зрения, что до 527 года жизнь евреев в Римской империи была сравнительно спокойной.
Я бы так не сказал. Она была более-менее сносной, по сравнению с последующими временами, поскольку до VI века христианская церковь в эти первые века своего существования разбиралась со своей внутренней ересью.

Император Византии Юстиниан I Великий

Но вот на престоле в Византии оказался Юстиниан I, или Великий (527-565 гг.). Он попытался восстановить Римскую империю, вернув земли, захваченные варварами. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе, Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки.

В годы правления Юстиниана I еврейское население Империи было настроено по отношению к властям весьма оппозиционно. В тех странах Средиземноморья, которые Юстиниан завоевывал, евреи воевали против византийских войск и оказывали им в сражениях мужественное сопротивление.

При покорении в 534 г. королевства вандалов в Северной Африке евреи сражались против Византии в пер¬вых рядах, наряду с берберскими племенами, среди которых в это время было довольно много принявших иудаизм. Впоследствии, вопреки законам Империи, иудаизм во вновь завоеванной провинции был запрещен, а синагоги превращены в церкви.
В период правления в Италии остготов евреи Италии предпочитали их власть византийской. Остготы предоставили евреям юридическую автономию. Король Теодорих отличался веротерпимостью, и однажды он заметил в связи с решением по поводу ремонта синагоги в Генуе: “Я не могу приказывать в делах религии, ибо насилием никого нельзя принудить веровать”. А когда в 520 - 521 гг. в Равенне и Риме произошли погромы и были подожжены синагоги, король приказал возместить причиненные евреям убытки и публично выпороть тех христиан, которые этого не сделают.

Поэтому когда византийцы завоевывали Италию, именно евреи оказывали наиболее упорное сопротивление войскам Юстиниана - Елизария. Официальный историк Юстиниана и его войн историк Прокопий, хот и неохотно, но признавал мужество евреев при защите осажденного в 536 г. Неаполя. Жители города сопротивлялись византийским войскам до последнего, причем сами евреи “сверх ожидания” сражались даже тогда, когда византийцы уже вступили в город.
Так что, во второй половине VI и в начале VII века византийские власти, хоть и терпели евреев, но относились к ним без симпатий. А христианская церковь вносила свою лепту в разжигание антиеврейских настроений.

Юстиниан переработал римское право и создал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Желая превзойти царя Соломона, построившего легендарный Иерусалимский храм, Юстиниан полностью перестроил сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, и он до сегодняшнего дня поражает своей красотой и великолепием, считаясь самым грандиозным храмом христианского мира.

Всё большее поклонение правителю Юстиниану поклонялись, как святому, и это окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares), тем более, что он упразднил должность консула. 

Другие крупные события в годы его правления: Закрытие Платоновской академии в Афинах (по его указу), первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии — восстание Ника (532 г.), которое было спровоцировано налоговым гнётом и церковной политикой императора, а подавлено войсками Юстиниана с чрезвычайной жестокостью – было уничтожено на стадионе, где собрались восставшие, 35 тыс. чел.

В царствование Юстиниана I в (527-565 гг.) антиеврейская кампания вспыхнула вновь. Юстиниан составил новый кодекс законов, в который не были включены некоторые законы Феодосия, подтверждающие права евреев, и ввел ряд новых законов, ограничивающих их права. Новое законодательство стремилось искоренить еврейскую религию. Вновь было запрещено строить синагоги, евреев принуждали креститься. В синагогах было запрещено чтение Торы на иврите, обсуждение Устного Закона, празднование Песаха, если он выпадал на дату, предшествующую христианской Пасхе. Ряд законов Юстиниана лишал евреев различных гражданских прав: им было запрещено занимать муниципальные посты; право евреев выступать в суде в качестве свидетелей ограничено; официально поощрялось обращение еврейских детей в христианство.

Евреи были обложены тяжелыми налогами, им было запрещено свидетельствовать в суде против христиан и занимать почетные должности. Император пытался вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейских общин и даже поставить иудаизм вне закона.

Антиеврейские выступления при Юстиниане не были редкостью, участились случаи насильственного обращения евреев в христианство. Эти притеснения привели евреев к ряду вооруженных выступлений против Византии. Подавление восстаний самаритян в 485 и 529 годах явилось прелюдией к беспощадным религиозным гонениям, направленным и против евреев. Насильственное крещение не было для евреев внове. Не впервые в Византии враэждебность христиан выливалась в погромы и убийства. В 547 году в Кейсарии прошли погромы евреев и самаритян.

При Юстиниане I Византия помогла Эфиопии разгромить Химьяритское царство в юго-западной Аравии, правители и часть населения которого исповедывали иудаизм.

Император Византии Ираклий

Политика Юстиниана продолжалась всеми византийскими императорами.

В 592 году евреи были изгнаны из Антиохии, а в других городах Сирии прошли антиеврейские беспорядки. В 608-610 гг. волна погромов распространилась из Сирии на Малую Азию.

В правление императора Византии Ираклия (610-641 гг.) евреи присоединились к армии персов, воевавших против Византии. В 614 году, с приближением персидской армии, евреи восстали. Их войска насчитывали около 20 000 человек, набранных в горах Галилеи и окрестностях Иерусалима. Во главе этих войск стоял человек, скрывший свое имя под псевдонимом Нехемия. В награду за помощь персы обещали евреям самоуправление в Иудее в рамках Персидского царства, восстановление Иерусалима как еврейского города и Храма. Евреи оказались весьма действенными союзниками персов во время осады Иерусалима. После захвата города там установилось недолгое еврейское правление. Три года Иерусалим находился в руках евреев.

Однако персы относились к своим недавним союзникам как к побежденным. Они пришли к соглашению с местными христианами в 617 году, и управление Иерусалимом было передано епископу, а евреи были снова изгнаны из города, обложены большими налогами, а недовольные высланы в Персию.

Ираклий готовил военную кампанию против персов в 622 году. Он объявил амнистию и обещал улучшить положение евреев. Тогда евреи перешли на сторону Византийской империи. В 629 году Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Но после изгнания персов из Иерусалима Ираклий под нажимом христианского духовенства отказался выполнить свое обещание.

Начались жесточайшие погромы, после которых уцелели лишь немногие евреи, бежавшие в Египет или укрывшиеся в горах. Все евреи вновь были изгнаны из Иерусалима и его окрестностей. В 632 г. Ираклий повелел насильно обратить в христианство всех византийских евреев и призвал владык всех западных стран сделать то же самое. Именно в это время многие евреи, утратив веру под влиянием страшных испытаний или просто пытаясь спасти свою жизнь, перешли в христианство. Приказ о насильственном обращении в христианство был чем-то до сих пор невиданным. Впервые власти попытались подорвать юридический статус, которым евреи до сих пор пользовались.

Среди евреев усилились мессианские ожидания, что приводило к постоянному возникновению иудейских сект.

Те же, кто спасался от завоевателей в пустыне или соседних странах, приветствовали новых завоевателей Иудеи, арабских мусульман.

Развитие культуры евреев в домусульманский период

Самым важным элементом в развитии культуры среди евреев в этот период истории стало более широкое употребление иврита как живого языка в Иудее. Греческий и арамейский языки почти перестали употребляться. Теперь многие тексты переводились на иврит, а галахические постановления сразу записывались на иврите. На иврите стали писать литургические стихи, и притчи. Детям стали давать еврейские имена.

Главную роль, по-прежнему, играла иешива Тверии, авторитет которой не упал при отмене патриархата-наси. Более того, еврейский центр в Палестине все еще оказывал значительное влияние на евреев Византии.

Законоучители Иудеи создали много аггадических произведений со скрытыми намеками на текущие события, открытой или замаскированной полемики с христианством. Оказывается, уже тогда люди умели писать и читать между строк и понимать скрытый смысл написанного.
Диспуты между иудаизмом и христианством носили формальный характер, а полемические трактаты, излагающие позиции сторон, теперь записывались. В талмудической литературе много цитат из этих диспутов.

Религиозная лирика в это время становится частью литургии. Поэзия, основанная на сюжетах Торы, была своеобразным ответом евреев на запрет Юстиниана читать Тору на иврите. Наиболее известными поэтами этого времени были Иосе бен Иосе, Яннай, Элазар Калир. Поэзия того времени выражает стремление народа к свободе и желание избавиться от угнетателей.


Рецензии