Булгаков Мастер и Маргарита и Э. По Маска красной

Для начала, хочу, чтобы читатель понимал, что в этой статье будет идти речь всего об одной сцене, плотно объединившей оба произведения – сцене бала.
В «Маске красной смерти» рассказ начинается с описания замка, в котором происходит торжество. И так, мы имеем 7 залов разных цветов и оформлений. Но есть и омрачающее обстоятельство, напоминающее нам, что «Маска красной смерти» - в первую очередь, готический рассказ, - это черный, последний зал, где окна были красными и свет, попадая в них, искажал до неузнаваемости лица и без того неординарных гостей. По этой причине, лишь немногие из гостей решались переступить порог этой комнаты. У Булгакова же Маргарита проходила без страха зал с бассейном, с камелиями, не было ничего, что могло ей напомнить о «Сатанинском замке», в котором она находилась, кроме самих гостей.
В рассказе По незамысловатый принц Просперо от скуки устраивает бал – маскарад, на который приглашает тысячу своих друзей. Каждый из них, будучи частью одного bizarre – замысла, был одет фантастически и нелепо, - все в стиле принца Просперо, который мало заботился о моде и окружавшем его мире.
Не могу не упомянуть, что у Булгакова на балу все дамы голые и в масках, а кавалеры, преимущественно, во фраках, в чем так же ощущается некое веяние bizarre.
Так же хочется отметить, что огонь, присутствующий в «Мастере и Маргарите» (из которого на бал являлись гости и который на одну ночь выполнял катарсистическую роль), так же имеется и в «Маске красной смерти», но исполняет порядком другую функцию:
«Ни в одной из семи комнат среди многочисленных золотых украшений, разбросанных повсюду и даже спускавшихся с потолка, не видно было ни люстр, ни канделябров, – не свечи и не лампы освещали комнаты: на галерее, окружавшей анфиладу, против каждого окна стоял массивный треножник с пылающей жаровней, и огни, проникая сквозь стекла, заливали покои цветными лучами, отчего все вокруг приобретало какой то призрачный, фантастический вид».
Этот огонь придает мрачности и готики атмосфере замка Просперо. Придает ему ауру безмолвного ужаса, который, несомненно, ждет гостей впереди.
И вот, наконец, главное звено в моем сравнении, которое объединило в одну колею «Мастера и Маргариту» и «Маску красной смерти» – расплывчатость временного пространства, которое символизируют часы.
Как видим, у По:
«А еще в этой комнате, у западной ее стены, стояли гигантские часы черного дерева. Их тяжелый маятник с монотонным приглушенным звоном качался из стороны в сторону, и, когда минутная стрелка завершала свой оборот и часам наступал срок бить, из их медных легких вырывался звук отчетливый и громкий, проникновенный и удивительно музыкальный, но до того необычный по силе и тембру, что оркестранты принуждены были каждый час останавливаться, чтобы прислушаться к нему. Тогда вальсирующие пары невольно переставали кружиться, ватага весельчаков на миг замирала в смущении и, пока часы отбивали удары, бледнели лица даже самых беспутных, а те, кто был постарше и порассудительней, невольно проводили рукой но лбу, отгоняя какую то смутную думу. Но вот бой часов умолкал, и тотчас же веселый смех наполнял покои».
На противовес ему, у Булгакова время покоряется Воланду. Ночь длится столько, сколько он пожелает и как пожелает. И полночь, символизирующая золотую середину жизни и смерти, ничуть не пугает Воланда так, как напуганы ею гости Просперо и он сам. Они буквально дрожат перед ударами старинных часов, которые заглушают все звуки в замке.
Камышенко В.В.


Рецензии